ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Академия социального образования»
ОДОБРЕНО
решением Ученого совета
(протокол № 9 от 26.05.2014)
|
УТВЕРЖДАЮ
приказом ректора
№ 08/07 от 26.05.2014
|
Рабочая программа дисциплины
Б3. В.ОД.4.1 Основы клинической психологии
Профессиональный цикл, вариативная часть
Направление подготовки
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки
«Специальная психология»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения заочная
Факультет педагогики и психологии
Кафедра – разработчик специальной психологии и коррекционной педагогики
Казань 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели освоения дисциплины
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
3.Компетенции обучающегося
4.Структура и содержание дисциплины
5.Образовательные технологии
6.Формы и методы контроля
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.Материально-техническое обеспечение
1. Цели освоения дисциплины
формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.
Задачи:
Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения.
Ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни)
Ознакомление с основными направлениями деятельности клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация, психопрофилактика.
Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами больных и лицами с пограничными психическими расстройствами.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Б3.В.ОД.4.1 «Основы клинической психологии» относится к профессиональному циклу дисциплин (вариативная часть) модуль Б3.В.ОД.4 «Клиническая психология». Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Основы общей психологии», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психопатология и является основой для изучения последующих дисциплин: «Патопсихология», «Психосоматика», «Психология больного», «Психологическое консультирование», «Социальная психология аддикций», «Современные психотерапевтические технологии», «Возрастная клиническая психология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии.
Уметь: применять клинические диагностические методики; интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей; составлять заключения, на основе полученных результатов.
Владеть: навыками грамотного использования понятийно-терминологического аппарата дисциплины; навыками самостоятельной работы с информационными источниками, в т.ч. интернет-источниками; навыками клинического интервьюирования испытуемых;
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК-12
|
способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ
|
4.Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа
Аудиторные занятия – 16 часов, самостоятельная работа – 119 час
Название темы и ее содержание
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов заочной формы обучения и трудоемкость (в часах)
|
Итого
|
Лекции
|
Семинары
|
Сам работа
|
Тема 1. Предмет, структура клинической психологии
Определения, основные положения. Место клинической психологии в системе психологических и медицинских наук. Этические принципы психолога-диагноста.
|
6
|
|
|
6
|
Тема 2. Методы исследования в клинической психологи.
Клиническое интервьюирование (структура и принципы.)
|
10
|
2
|
|
8
|
Тема 3. МКБ – система классификации ВОЗ.
|
8
|
|
|
8
|
Тема 4. Клинические проявления психической нормы и патологии.
Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. Принципы – альтернативы.
|
10
|
2
|
|
8
|
Тема 5. Нарушения ощущений и восприятия.
Понятие ощущения. Классификация расстройств ощущений.
Понятие восприятия. Классификация нарушений восприятия.
|
10
|
|
2
|
8
|
Тема 6. Нарушение внимания.
Внимание и его основные свойства. Нарушения внимания.
|
8
|
|
|
10
|
10
|
8
|
Тема 7. Нарушения памяти.
Классификация нарушений памяти. Дисмнении. Парамнезии.
|
8
|
|
|
8
|
Тема 8. Нарушения Мышления.
Классификация нарушений мышления. Нарушения операционной стороны мышления. Искажение процесса обобщения. Нарушения динамики мышления. Нарушение личностного компонента мышления.
|
10
|
|
2
|
8
|
Тема 9. Нарушения интеллекта.
Интеллектуальная недостаточность (врожденные и приобретенные формы). Этиология. Клинические особенности. Дифференциальная диагностика олигофрении от деменции.
|
8
|
|
|
8
|
Тема 10. Эмоциональные нарушения.
Содержание эмоциональной сферы: реакции, состояния, отношения. Продолжительность и сила эмоциональных переживаний. Нарушения настроения, стресс, тревожность, страх и др.
|
10
|
|
2
|
8
|
Тема 11. Нарушения волевой сферы.
Гипобулии. Гипербулии. Парабулии. Влечения, побуждения и мотивы деятельности при патологии воли.
РДА – этиология, особенности проявления.
|
8
|
|
|
8
|
Тема 12. Нарушения сознания и самосознания.
Критерии нарушенного сознания по К.Ясперсу. синдромы выключенного сознания (сопор, обнубиляция, кома и др); синдромы помраченного сознания (делирий, онейроид, аменция и состояние сумеречного помрачения сознания).
|
8
|
|
|
8
|
Тема 13. Невротические расстройства.
Неврозы – этиология, клинические проявления. Общие и системные неврозы.
|
10
|
|
2
|
8
|
Тема 14. Расстройства личности.
Акцентуации личности. Психопатии. Виды. Особенности проявлений.
|
8
|
|
|
8
|
Тема 15. Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.
Шизофрения. Этиология. Клинические формы и особенности проявления.
Эпилепсия и эпилептические реакции.
Органические психические расстройства (деменция при атрофических процессах КГМ – болезнь Альцгеймера, болезнь Пика.)
|
11
|
2
|
|
9
|
Экзамен
|
9
|
|
|
|
Всего:
|
144
|
6
|
10
|
119
|
|