МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Методы исследований в работе социальной работе »
направления подготовки 040400.62 «Социальная работа»
Автор программы: доцент кафедры социальных наук Шовина Е. Н.
Цели освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных и специальных методах исследования, используемых в социальной работе, и умений самостоятельно применять существующие методы в практике социальной работы.
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Кол-во часов
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР
|
ЛБ
|
Сам. раб.
|
I.
|
Раздел I. Особенности научного исследования в социальной работе
|
6
|
6
|
-
|
-
|
|
1.
|
Тема 1. Методологические проблемы научного исследования в социальной работе.
|
4
|
4
|
-
|
-
|
|
2.
|
Тема 2. Методы социальной работы: общая характеристика
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
II.
|
Раздел II. Методы планирования и организации исследований в социальной работе
|
44
|
12
|
32
|
-
|
|
3.
|
Тема 3. Подготовка исследований в социальной работе
|
4/4
|
4/4
|
-
|
-
|
|
4.
|
Тема 4. Опрос как метод получения первичной информации.
|
4
|
1
|
4
|
-
|
|
5.
|
Тема 5. Методика проведения беседы и интервью
|
4
|
1
|
4
|
-
|
|
6.
|
Тема 6. Методика социальной экспертизы.
|
4
|
-
|
4
|
-
|
|
7.
|
Тема 7. Социальный эксперимент
|
4/4
|
-
|
4/4
|
-
|
|
8.
|
Тема 8. Наблюдение как метод исследования в социальной работе
|
4
|
1
|
4
|
-
|
|
9.
|
Тема 9. Метод анализа документов и его значение в социальной работе
|
4
|
1
|
4
|
-
|
|
10.
|
Тема 10. Методики оценки качества жизни, индивидуальных особенностей и состояний различных групп населения
|
8/4
|
4/4
|
4
|
-
|
|
11.
|
Тема 11. Методики исследования различных аспектов социальной работы
|
6/2
|
2/2
|
4
|
-
|
|
III.
|
Раздел III. Подведение итогов и внедрение результатов исследования.
|
16
|
8
|
8
|
-
|
|
12.
|
Тема 12. Обработка данных исследований в социальной работе.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
13.
|
Тема 13. Некоторые аспекты статистической обработки данных
|
12
|
4
|
8
|
-
|
|
14.
|
Тема 14. Подведение итогов и внедрение результатов исследования в социальной работе
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
IV.
|
Раздел IV. Оформление результатов исследования
|
4
|
4
|
-
|
-
|
|
15.
|
Тема 15. Основные требования к оформлению итогов исследования, методика подготовки выпускной квалификационной работы.
|
4
|
4
|
-
|
-
|
|
|
Всего
|
70 /14
|
30
|
40
|
|
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ.
Практическая работа № 1
Тема:
Опрос как метод получения первичной информации
План:
Опрос как один из основных методов исследования в социальных науках и социальной работе.
Типы и виды вопросов. Методика формулирования вопросов.
Виды анкетирования.
Методика проведения опроса.
Анкета: композиция, этапы опробации и контроля.
Вопросы для коллективного обсуждения
В чем заключается отличие и сходство анкетирования и интервью?
Охарактеризуйте специфику, основные элементы, этапы подготовки и проведения опроса.
Каковы основные достоинства и недостатки разных видов анкетирования?
Какое влияние оказывают знания, умения, личностные характеристики на организацию и проведение опроса?
Охарактеризуйте последовательность вопросов в анкете.
Задания для самостоятельной работы
Подготовьте ответы на вопросы плана.
Составьте схему «Типы опросов».
Разработайте анкету в соответствии с требованиями к составлению анкет и проведите соответствующие исследования на темы:
- мотивы принятия решений по вопросам: выбора профессии, вступления в брак, поступления в ВУЗ, получения 2-го высшего образования и т.д.;
- интересы, потребности, ценностные ориентации, политические взгляды, национальные стереотипы той или иной группы людей;
- удовлетворённость той или иной группы людей социально-психологическим климатом коллектива, семьи, работой, профессией, руководством организации, деятельностью правительства и т.д.
Основная литература
Добреньков В.И., Краченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 25 – 168.
Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.
Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. – М.: «Книжный дом «Университет», 2007. – 287 с.
Дополнительная литература:
Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – С. 330 – 345, 361 - 385.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. - М., 1995. – 285 с.
Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. - С. 112 – 165.
Зборовский К. Э. Методы исследования в социальной работе. Минск, 2002.
Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.
Практическая работа № 2
Тема: Методика проведения беседы и интервью
План:
Беседа и интервью: сущность, функции. Специфика проведения беседы (интервью) в социальной работе.
Виды и формы беседы (интервью).
Методика и требования к проведению беседы (интервью).
Требования к интервьюеру. Регистрация получаемых данных.
Использование фокус-группы в социальной работе.
Использование биографического метода исследования в социальной работе.
Использование метода кейс-стадии в исследованиях в социальной работе.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Можно ли интервью рассматривать как качественный метод исследования и почему? В чем специфика его проведения в социальной работе?
В чем отличие интервью от фокус-группы? Возможно ли использование фокус-группы в исследованиях в социальной работе? Обоснуйте.
В чем заключаются объективные и субъективные недостатки метода беседы?
Какие способы фиксирования ответов опрашиваемых применяются в процессе интервьюирования?
Перечислите основные пути повышения надежности данных, полученных в ходе беседы (интервью).
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.
Составьте схему «Типы интервью в социальной работе».
Сделайте конспекы статей П.В. Романова., Н.Г. Осуховой.
Изучите с помощью метода интервью:
- Основные мотивы получения социальных услуг определенной группы населения;
- Образ жизни той или иной группы людей, являющейся объектом социальной работы (безработного, бездомного, беженца, сироты, одинокого пожилого и др.);
- Вкусы, интересы различных групп населения (музыкальные, художественные, кино, мода и т.д.).
Основная литература:
Добреньков В.И., Краченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 25 – 168.
Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.
Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.
Осухова Н.Г. Осваиваем метод кейс стадии // Социальная работа. – 2009. – № 1. – С. 29 – 36.
Романова П.В. Стратегия кейс стадии в исследованиях социальных служб // СОЦИС – 2005 – № 4
Дополнительная литература:
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. - М., 1995.
Блоссфельд Х., Хьюник И. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антрополгии. – 2006. – Т. 9. – № 1. – С. 15 – 44.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – С. 63 – 82. (Гл. 3. Биографический метод)
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 383 – 448.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 тт. Т. 3: Методика и техника исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004.- С. 275 -349.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 91 – 116.
Зборовский К. Э. Методы исследования в социальной работе. Минск, 2002.
Левинсон А., Стучевская О. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // СОЦИС. – 2003. - № 10.
Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе. - М.: Союз, 2003.
Фливберг Б. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики. // СОЦИС. – 2004. - № 9.
Практическая работа № 3
|