Смотреть фильмы и сериалы 2025 онлайн в русской озвучке Смотреть анимэ 2025 онлайн в русской озвучке Смотреть лучшие турецкие сериалы 2025 онлайн в русской озвучке dorama land ru
 Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Программа по русской литературе написана в соответствии с действующей программой для учеников 10 класса с учетом рекомендаций по разработке и утверждению учебных



Дата публикации 25.12.2014
Тип Программа
100-edu.ru > Литература > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шибылгинская средняя общеобразовательная школа»


«Утверждаю»

Директор школы

___________ /А.Г.Гурьев/

Приказ № ___ от «___»___2013 г.


Рассмотрено»

На заседании Методического совета

Протокол № ___ от

«____»___________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________ Михайлова А.А.
«____»____________2013 г.



Канашского района Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «Русская литература» (базовый уровень)

Для 10 класса

Составлена

Учителем русского языка и литературы Петровой Светланой Александровной

разработана на основе

Срок реализации 2013--2014 учебный год


Пояснительная записка.
Программа по русской литературе написана в соответствии с действующей программой для учеников 10 класса с учетом рекомендаций по разработке и утверждению учебных планов и рабочих учебных программ общеобразовательных учреждений всех видов Министерства образования и молодежной политики ЧР от 16.04.2009 года и федерального компонента государственного стандарта общего образования от 2004 года.

Объем требований по русской литературе, предъявляемый к ученикам 10 класса, обуславливает актуальность соответствующей теоретической и практической подготовки, помощи в восстановлении, изучении, обобщении и систематизации знаний по русской литературе 19 века. Данный курс ведется по учебнику Н.Н.Вербовой и М.В.Черкезовой «Дрофа» 2001 г., предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 105 часов. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ.

Цель: изучение творчества писателей 19 века и литературоведческой терминологии.

Для этого программа имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

1.Изучение и закрепление знаний о писателях и поэтах 19в. и знаний литературоведческой терминологии.

2.Продолжение формирования навыка составления текстов сочинений – описаний, повествований и рассуждений.

3.Развитие чувства заинтересованности в исследовании творчества русских и зарубежных писателей и поэтов.

4.Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

5.Выразительное чтение.

6.Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментирования, с творческим заданием).

7.Заучивание наизусть стихотворных текстов.

8.Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

9.Анализ и интерпретация произведений.

10.Составление планов и написание отзывов о произведениях.

11.Написание изложений с элементами сочинения.

12.Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

13.Целенаправленный поиск информации на основе знаний ее источников и умения работать с ними.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • исследование;

  • проблемно-поисковые задания;

  • лингвистические игры;

  • индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов 19в.

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

  • создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-вырази-тельными средствами

Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по литературе в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений.

Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур.

В школе с русским (неродным) и родным (нерусск им) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.

Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями, включенными в фундаментальное ядро, в программе есть обзоры, содержание которых жестко не регламентировано. В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в обзоры для школ с русским (родным) языком обучения. Это — произведения, отражающие этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении.

Отличительные особенности. Объем часов учебной нагрузки,   отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «Шибылгинская СОШ», познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.

Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с  нетрадиционными (уроки ролевой и  деловой игры, уроки  викторины, олимпиадные состязания, защита мини -  рефератов, проектов, работа в  группах, коллективное написание сочинений разных  вариаций, цепных рассказов,  интерпретация художественного произведения, моделирование газет на определённую тему, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению литературе.

Контроль знаний, умений, навыков  осуществляется в соответствии с Положениями  МБОУ «Шибылгинская СОШ»  о системе оценок, форм, порядке и периодичности  текущего контроля, промежуточной  и итоговой аттестации учащихся.

 Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.

           Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума,  Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): Черкезова М. В., Самойлова Е. А., Критарова Ж. Н., Вербовая Н. Н. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

           Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 2013-2014 учебного года.

            Формы и методы, технологии обучения:

- основная форма обучения – урок, различные его типы;

- методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения;

- интерактивные методы, РКМЧТ, логико-информационный подход, личностно-ориентированный.

            Формы оценки образовательных достижений учащихся:

- сочинение на литературную тему

- выразительное чтение наизусть

- монологический устный ответ

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица)

- анализ эпизода

- сенквейн

- реферат

- сообщение

- зачет

            Выбор УМК для реализации рабочей программы  обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования  к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.
Содержание курса.


  1. Русская литература первой половины 19 века.

  2. Творчество В.А.Жуковского.

  3. Творчество И.А.Крылова.

  4. А.С.Грибоедов «Горе от ума».

  5. Тема дружбы в поэзии А.С.Пушкина.

  6. Тема любви в поэзии А.С.Пушкина.

  7. Свободолюбивая поэзия А.С.Пушкина.

  8. А.С.Пушкин «Борис Годунов».

  9. А.С.Пушкин «Медный всадник».

  10. Творчество М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

  11. Н.В.Гоголь «Мертвые души».

  12. Русская литература второй половины 19 века.

  13. И.А.Гончаров «Обломов».

  14. И.С.Тургенев «Н.А.Некрасов».

  15. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

  16. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

  17. М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города».

  18. Н.С.Лесков «Однодум».

  19. Л.Н.Толстой «Война и мир».

  20. Творчество Габдуллы Тукая.

  21. И.В.Гетте «Фауст».

  22. Д.Г.Байрон «Паломничество Чайльд – Гарольда»



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10 класса
К концу учебного года учащиеся 10 класса должны знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

4. Тематический план по русской литературе для 10 класса на 105 часов по учебнику М.В. Черкезовой и Н.Н.Вербовой.

Типы уроков: 1) УОНМ – урок ознакомления с новым материалом,

2)УЗИ – урок закрепления изученного,

3)УПЗУ – урок применения знаний и умений,

4)УЗЗУ – урок закрепления знаний и умений,

5) УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний,

6)УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений,

7)КУ – комбинированный урок.





Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Дата

По плану

фактически

1

2

Русская

литература

первой

половины

19 века.


УОНМ

Опрос







3

4

Жизнь и

творчество В.А.Жуковского.


УОНМ

Опрос







5

6

Жизнь и

творчество И.А.Крылова.

Беседа

Опрос







7

8

9

10

11

12

А.С.Грибоедов

«Горе от ума».

Беседа

Опрос







13

14

15

Тема дружбы

в поэзии

А.С.Пушкина.

Беседа

Выразительное чтение







16

17

18

Тема любви

в поэзии А.С.Пушкина.

Беседа

Выразительное чтение







19

20

21

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Беседа

Выразительное чтение







22

23

24

А.С.Пушкин

«Борис Годунов».

Беседа

Ответы на вопросы







25,

26

А.С.Пушкин «Медный всадник».

Беседа

Выразительное чтение







27

Анализ изученных произведений для подготовки к домашнему сочинению на тему «Мое отношение к творчеству А.С.Пушкина».

УПКЗУ

Самостоятельная работа







28

Анализ сочинений.

КУ










29

30

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.

УОНМ

Опрос







31

32

33

34

35

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

УОНМ

Ответы на вопросы







36

Анализ романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» для подготовки к домашнему сочинению на тему «Можно ли пожалеть Печорина?»

УПКЗУ

Самостоятельная работа







37

Анализ сочинений.


КУ










38

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

УОНМ

Опрос







39

40

41

42

43

Н.В.Гоголь «Мертвые души».

УОНМ

Опрос







44

Анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» для подготовки к домашнему сочинению на тему «Мертвые души» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

УПКЗУ

Самостоятельная работа







45

Анализ сочинений.

КУ










46

Русская литература второй половины 19 века.

УОНМ

Ответы на вопросы







47

48

Жизнь и творчество И.А.Гончарова.

УОНМ

Ответы на вопросы







49

50

51

52

53

И.А.Гончаров «Обломов».

УОНМ

Ответы на вопросы







54

Классное сочинение на тему «Что такое обломовщина?»

УПКЗУ

Самостоятельная работа







55

Анализ сочинений

«Что такое обломовщина?»

КУ










56

57

Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

УОНМ

Опрос







58

59

60

61

62

И.С.Тургенев «Отцы и дети».

УОНМ

Опрос







63

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова.

УОНМ

Опрос







64

65

66

67


Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

УОНМ

Выразительное чтение







68

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» для подготовки к домашнему сочинению на тему «Кому хорошо живется в современной России»

УПКЗУ



Самостоятельная работа







69

Анализ сочинений.

КУ










70

Жизнь творчество Ф.М.Достоевского.

УОНМ

Опрос







71

72

73

74

75

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

УОНМ

Опрос







76

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина.

УОНМ

Опрос







77

78

79

80

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».

УОНМ










81

82

Жизнь и творчество Н.С.Лескова.

УОНМ

Опрос







83

84

85

86

Н.С.Лесков «Однодум».

УОНМ










87

88

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого


УОНМ

Опрос







89

90

91

92

93

Л.Н.Толстой «Война и мир».

УОНМ

Опрос







94

Анализ романа Л.Н.Толстого «Война и мир» для подготовки к домашнему сочинению на тему «Для чего человек живет на свете?»

УПКЗУ

Самостоятельная работа







95

Анализ сочинений.

КУ










96


Жизнь и творчество Габдуллы Тукая.

УОНМ

Опрос







97

98

99

100

И.В.Гетте «Фауст».

УОНМ

Выразительное чтение







101

102

103

Д.Г.Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда».

УОНМ

Ответы на вопросы







104

Повторение в конце года.

УПКЗУ

Самостоятельная работа







105

Анализ тестов

КУ











Список литературы.


  1. Н.Н. Вербовая, М.В.Черкезова. Русская литература. Учебник – хрестоматия для 10 кл. национальных общеобразовательных школ. Москва – 2007. Дрофа.

  2. А.И.Горшков «Русская словесность». Учебное пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» - 1997.

  3. Уроки русской литературы. Методическое пособие для учителей под общей редакцией В.Н.Никифоровой в 2 ч. Чебоксары – 2000.

  4. Н.Русова «Как писать сочинение, изложение и диктант». «Деком» Нижний Новгород – 1994.

  5. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе за 1 и 2 полугодие. «Вако» Москва – 2005.

  6. А.К.Анурова «Уроки советской литературы в школе». Чебоксары. Чувашское книжное издательство – 1992.

  7. В.П.Журавлев. Литература. 11 класс. Москва «Просвещение» - 1997.

  8. В.Н.Никифорова «Теория и практика организации научно – исследовательской работы в школе». Чебоксары – 2008.

  9. М.Н.Кузнецова «Литературные вечера». «Вако» Москва – 2006.

З.С.Старков «Литература и живопись». Москва. «Просвещение» - 1985.

  1. А.Г.Соколов «Поэтические течения в русской литературе конца 19 – 20 века». Хрестоматия. Москва «Высшая школа» - 1988.

  2. Н.П.Морозова «Учимся писать сочинение» Москва. «Просвещение» - 1987

  3. И.Е.Каплан «Анализ произведений русской классики». Москва. Новая школа – 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана в соответствии...
Федеральным компонентом «Стандартов основного общего образования по литературе», Примерной программой среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе 9 класса, базовый уровень
Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин и др. М.: «Просвещение», 2008г.),...
Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...
Практикум для студентов 1 курса чебоксары, 2009
Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса...
Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе...
Рабочая программа по литературе для 11 класса (общеобразовательное обучение, базовый уровень)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по родному языку и литературе для обучающихся 6...
Наименование учебного предмета: Родной язык и литература (для учащихся русской национальности)
Литература для 8 класса основное общее образование
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой...
Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2015


контакты
100-edu.ru
100-edu.ru