|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шибылгинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Русская литература» (базовый уровень) Для 10 класса Составлена Учителем русского языка и литературы Петровой Светланой Александровной разработана на основе Срок реализации 2013--2014 учебный год Пояснительная записка. Программа по русской литературе написана в соответствии с действующей программой для учеников 10 класса с учетом рекомендаций по разработке и утверждению учебных планов и рабочих учебных программ общеобразовательных учреждений всех видов Министерства образования и молодежной политики ЧР от 16.04.2009 года и федерального компонента государственного стандарта общего образования от 2004 года. Объем требований по русской литературе, предъявляемый к ученикам 10 класса, обуславливает актуальность соответствующей теоретической и практической подготовки, помощи в восстановлении, изучении, обобщении и систематизации знаний по русской литературе 19 века. Данный курс ведется по учебнику Н.Н.Вербовой и М.В.Черкезовой «Дрофа» 2001 г., предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 105 часов. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ. Цель: изучение творчества писателей 19 века и литературоведческой терминологии. Для этого программа имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: 1.Изучение и закрепление знаний о писателях и поэтах 19в. и знаний литературоведческой терминологии. 2.Продолжение формирования навыка составления текстов сочинений – описаний, повествований и рассуждений. 3.Развитие чувства заинтересованности в исследовании творчества русских и зарубежных писателей и поэтов. 4.Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. 5.Выразительное чтение. 6.Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментирования, с творческим заданием). 7.Заучивание наизусть стихотворных текстов. 8.Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. 9.Анализ и интерпретация произведений. 10.Составление планов и написание отзывов о произведениях. 11.Написание изложений с элементами сочинения. 12.Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. 13.Целенаправленный поиск информации на основе знаний ее источников и умения работать с ними. Методы обучения:
Ожидаемые результаты В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
уметь
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по литературе в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений. Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур. В школе с русским (неродным) и родным (нерусск им) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы. Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы. Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями, включенными в фундаментальное ядро, в программе есть обзоры, содержание которых жестко не регламентировано. В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в обзоры для школ с русским (родным) языком обучения. Это — произведения, отражающие этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении. Отличительные особенности. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «Шибылгинская СОШ», познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г. Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки ролевой и деловой игры, уроки викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, проектов, работа в группах, коллективное написание сочинений разных вариаций, цепных рассказов, интерпретация художественного произведения, моделирование газет на определённую тему, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению литературе. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в соответствии с Положениями МБОУ «Шибылгинская СОШ» о системе оценок, форм, порядке и периодичности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума, Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): Черкезова М. В., Самойлова Е. А., Критарова Ж. Н., Вербовая Н. Н. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 2013-2014 учебного года. Формы и методы, технологии обучения: - основная форма обучения – урок, различные его типы; - методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения; - интерактивные методы, РКМЧТ, логико-информационный подход, личностно-ориентированный. Формы оценки образовательных достижений учащихся: - сочинение на литературную тему - выразительное чтение наизусть - монологический устный ответ - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица) - анализ эпизода - сенквейн - реферат - сообщение - зачет Выбор УМК для реализации рабочей программы обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя. Содержание курса.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10 класса К концу учебного года учащиеся 10 класса должны знать/ понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. Уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - определять род и жанр произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. 4. Тематический план по русской литературе для 10 класса на 105 часов по учебнику М.В. Черкезовой и Н.Н.Вербовой. Типы уроков: 1) УОНМ – урок ознакомления с новым материалом, 2)УЗИ – урок закрепления изученного, 3)УПЗУ – урок применения знаний и умений, 4)УЗЗУ – урок закрепления знаний и умений, 5) УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний, 6)УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений, 7)КУ – комбинированный урок.
Список литературы.
З.С.Старков «Литература и живопись». Москва. «Просвещение» - 1985.
|
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана в соответствии... Федеральным компонентом «Стандартов основного общего образования по литературе», Примерной программой среднего (полного) общего образования... |
Рабочая программа по литературе 9 класса, базовый уровень Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин и др. М.: «Просвещение», 2008г.),... |
||
Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... |
Рабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская... Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального... |
||
Практикум для студентов 1 курса чебоксары, 2009 Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса... Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе... |
||
Рабочая программа по литературе для 11 класса (общеобразовательное обучение, базовый уровень) Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей |
Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы |
||
Рабочая программа по родному языку и литературе для обучающихся 6... Наименование учебного предмета: Родной язык и литература (для учащихся русской национальности) |
Литература для 8 класса основное общее образование Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой... |