|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Данная программа составлена на основе государственного общеобразовательного стандарта, принятого 5.03.2008 года приказом Министерства образования РФ под № 1089 и требований к уровню подготовки учащихся 10-х классов с учѐтом регионального компонента. Программа адаптирована на основе типовой, разработанной группой авторов под редакцией А. Г. Кутузова (см. сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127).Изучение литературы ведется по учебнику Ю.В. Лебедева «Литература 10 класс» в 2-х частях – М.: «Просвещение» 2011 год нормативно-правовыми документами: Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю 1.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-15 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р) 2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Росийской Федерации от 05.03.2004 №1089) Общая характеристика учебного предмета. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие: -воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения; - формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности самостоятельного чтения художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа; - осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений; - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: -осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; -выразительное чтение художественного текста; -различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); -ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; -заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; -анализ и интерпретация произведения; -составление планов и написание отзывов о произведениях; -написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; -целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; -определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; -анализ текста, выявляющий авторский замысел; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; -выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; -участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; -целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; -подготовка рефератов, докладов. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Курс литературы в школе основывается на следующих принципах: - связь искусства с жизнью; - единство формы и содержания; - историзм; - традиции и новаторство; - осмысление историко-культурных сведений; - усвоение основных понятий теории и истории литературы; - формирование умений оценивать и анализировать произведение; - овладение богатейшими изобразительными средствами русского литературного языка. В условиях подготовки к введению ФГОС общего образования, структура и содержание которого изложена на официальном сайте (www.standart.edu.ru), определены концептуальные и методологические основания профессиональной деятельности с учетом современных тенденций литературного образования. Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, предполагающая следующие виды учебной деятельности: рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся используются следующие образовательные технологии: -коллективная система обучения (КСО), - информационно-коммуникационная технология, -здоровьесберегающая технология, -технология уровневой дифференциации обучения, -тестовая технология. Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы: вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта; синтез интеллекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира; приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее. В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как: -индивидуальная; -групповая; -коллективная; -самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей). Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий Учебно-методический комплекс: 1.Ю.В. Лебедев «Литература 10 класс» в 2-х частях – М.: «Просвещение» 2011 год
В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОРы из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР. Данный учебно-методический комплекс позволяет достичь поставленных целей, развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений, развить потребность в чтении, формировать умения и навыки владения литературным языком, добиться оптимальных результатов в обучении, повысить эффективность освоения учебного материала учащимися, сохранить преемственность в преподавании дисциплины. Основная форма организации учебных занятий: классно-урочная система, в том числе лекции, семинарские занятия, создание и защита презентаций. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно историко-литературному процессу и монографическому изучению творчества классиков русской литературы XIX века. Последовательность соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. |
Пояснительная записка статус документа Составлена на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы |
Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов |
||
Пояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов |
Пояснительная записка Статус документа ... |
||
Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса маоу оош с. Хлебновка и реализуется на основе следующих документов |
Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса маоу оош с. Хлебновка и реализуется на основе следующих документов |
||
Пояснительная записка. Статус документа Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриелян, 2006 г. Допущено Министерством образования... |
Пояснительная записка. Статус документа «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... |
||
Пояснительная записка Статус документа Программа. Литература. 9 класс// Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной.... |
Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа по химии... Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19. 03. 2001 г. №196 |