
I. Пояснительная записка
1.1 Данная рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
Обязательный минимум содержания образования.
Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
«О приоритетных направлениях развития образования»: концепция модернизации образовательной политики РФ.
Базисный учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
1.2 Рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2012.
1.3 Цели и задачи учебного курса:
Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2) развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
3) освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
4) совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
1) формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
2) воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
1) формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
2) формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
1.4 УМК
Работа ведется по учебнику В.И.Сахарова, С.А.Зинина «Литература XIX века» . 10 класс: в 2ч. 5-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012г. Подробные поурочные разработки всех тем курса, а также некоторые проверочные тестовые работы по творчеству писателей и поэтов содержатся в книге И.В. Золотаревой, Т.И.Михайловой «Поурочные разработки по литературе». 10 класс: в 2 ч. М.: «ВАКО» 2012г.
В качестве эффективного усвоения материала используются таблицы, схемы, содержание которых дано логично, последовательно, в доступной форме для учащихся, позволяет понять программный материал и освоить теоретико-литературные понятия и категории. При изучении биографии писателей и поэтов используются портреты, фотографии тех мест, где прошло детство автора, иллюстрации к изучаемым произведениям, что, несомненно, повышает интерес к изучению предмета.
1.5 Основные технологии, используемые при обучении, формы и методы.
Используются современные технологии обучения:
педагогика сотрудничества,
тестовые технологии,
личностно-ориентированное обучение,
информационно-коммуникативное обучение,
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Методы:
Диалогический, монологический, исследовательский, интерактивный.
Приемы:
1. разные виды чтения;
2. чтение и восприятие;
3. чтение и анализ:
- пообразный анализ,
- анализ вслед за автором,
- проблемный анализ,
- сравнительный анализ,
- комплексный анализ;
4. чтение и интерпритация,
5. дискуссия по проблеме.
Формы работы:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы
Виды уроков:
Вводный урок,
Урок изучения обзорных тем,
Урок освоения и изучения конкретного произведения или худ. Мира писателя,
Урок обобщения и систематизации изученного материала,
Урок контроля, урок развития речи.
Формы контроля:
тест;
сочинение;
проверочная работа;
контрольная работа.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
1.6 Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Предмет литературы входит в образовательную область «филология». Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе –105 часов.
В календарно-тематическом планировании указано примерное домашнее задание, которое может быть скорректировано в зависимости от степени усвоения учебного материала, индивидуальной подготовки обучающихся, климатических условий.
ӀӀ. Содержание учебного предмета.
2.1 Структура курса
№ п/п Тема
1 Введение. Русская литература 19в. в контексте мировой культуры
Русская литература первой половины XIX века
2 А.С. Пушкин
3 М.Ю. Лермонтов
4 Н.В. Гоголь
Русская литература второй половины XIX века
5 Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века
6 А.Н. Островский
7 И.А. Гончаров
8 И.С. Тургенев
9 Н.Г.Чернышевский.
10 Н.А. Некрасов
11 Ф.И.Тютчев
12 А.А. Фет
13 Н.С. Лесков
14 М.Е. Салтыков-Щедрин
16 А.К. Толстой
15 Л.Н. Толстой
17 Ф.М. Достоевский
18 А.П. Чехов
2.2 Минимум содержания по разделам
№ п/п Модуль Содержание модуля
1. Введение. Проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Творчество Г.Р. Державина и В.А. Жуковского. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы. Зарождение и развитие русской профессиональной критики.
2. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трёх других стихотворений).
Лирика. Основные мотивы лирики. Философская лирика - личность поэта. Жизненный и творческий путь. Тема поэта и поэзии. Утверждение высокого предназначения поэта. Лирика дружбы и любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха Активное слияние личной и гражданской тем. Вольнолюбивые стихи Пушкина.
«Маленькие трагедии» Нравственная проблематика трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды и поступки героев
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
3. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Журналист, читатель и писатель» (возможен выбор трёх других стихотворений). Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта. Романизм в творчестве. Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагичности бытия человека в окружающем мире, пафос вольности, любовь к Родине. Поэма «Демон». Философское содержание поэмы. Два контрастных мира: холодного и потустороннего мира и мира земной радости и красоты природы. Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
4. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
5. Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
6. А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. Пьеса «Гроза».
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Обличие самодурства и невежества. Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
7. И.А. Гончаров. Краткая биография писателя. Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в су-дьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
8. И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества писателя. Цикл «Записки охотника», роман «Отцы и дети».
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
9. Н.А. Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?» (обзор) Утопический социализм.
10. Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические прием построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды-притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
11. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
12. А.А.Фет. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта... >>, «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
13. Н.С.Лесков. Краткий обзор жизни и творчества писателя. Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
14. М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пескарь».«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Роман-хроника «История одного города» (обзорное изучение). Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
15. А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
16. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные метания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма в «Севастопольских рассказах».
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
17. Ф.М. Достоеский. Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
18. А.П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества писателя. Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
19. Повторение
ӀӀӀ .Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа по литературе предусматривает овладения знаниями, которые
формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством
слова читателя. В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
ӀV. Системе оценивания:
Предполагаются следующие формы контроля: устный зачет, доклад, сочинение, тестовые контрольные работы.
Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)
Оценка устных ответов и сочинений учащихся по литературе осуществляется в соответствии с критериями выставления оценок, определенными методическим письмом Минобразования России «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе» /Программа по литературе. М.: Просвещение./.
№п/п Форма контроля уровня достижений учащихся Критерии оценки
1 Сочинение (примерный объем классных сочинений 5-6 страниц)
Оценка Содержание и речь Грамотность
|