|
Аннотация к рабочей программе учебного курса «Русский язык» 5 - 9 кл Настоящая программа составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.М.Шанский (М.: Просвещение, 2008); сборника материалов «Русский язык» по реализации Госстандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях, авт.-сост. Е.И.Колусева, Г.М.Вялкова (Волгоград: Учитель, 2006). Программа раскрывает содержание федерального компонента Госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка. Общая характеристика учебного предмета Русский язык-язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи. Русский язык один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистическим разнообразием. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нем включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных. Программа содержит: - отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; - сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений инавыков, которыми должны овладеть учащиеся. Цели обучения - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации в сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск. Задачи обучения - развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; - формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных; - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. В программе указано распределение часов по темам Программы. Учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной устной и письменной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение могут вносить коррективы. В связи с составлением графика контрольных работ администрацией, в рабочей программе могут происходить изменения. Домашнее задание может быть заменено в соответствии с уровнем школьниками данного программного материала (индивидуальные формы работы, дифференцированные). Работа над ошибками по результатам контрольных работ и уроков развития речи включается в содержание последующего урока, как часть урока. Учащиеся оцениваются по пятибалльной системе (нормы оценок прилагаются к программе). При оценивании учитываются влияние получаемой ребенком химиопрофилактики при проведении сезонных пролечиваний и индивидуальные особенности учащихся. На уроках русского языка в 5 классе будут использованы следующие методы и приемы: опора на ранее приобретенные знания, диалог, игра, самооценка, создание ситуаций успеха, сотрудничество, упражнение, самоконтроль, взаимопроверка, тестирование, обогащение и усложнение словарного запаса, отработка навыков до уровня автоматизма, мозговой штурм. Уроки могут проводиться в форме соревнований, защиты докладов, бесед, игр, взаимообучения, зачетов. Содержание курса строилось с учетом потенциальных возможностей учащихся данного класса. Класс находится на среднем уровне обученности. С учетом специфики образовательного учреждения и образовательных возможностей класса(по результатам контрольного диктанта) особое внимание отводится темам: «Закрепление и обобщение (изученных разделов), «Правописание безударных гласных в корне слова», «Прямая речь», а также подготовку учащихся к сочинениям и изложениям. Больше внимания следует уделять развитию связной речи учащихся (как устной, так и письменной). Программа рассчитана на количество часов по учебному плану – 204ч. Из них развитие речи – 36ч. Диктанты – 8ч. Общее количество часов в неделю – 6ч. В программе предусмотрены возможные риски (карантин, курсы, болезнь учителя и пр.) указанные в программе часы, отведенные для сочинений на свободные темы, предполагают возможность включения их для домашнего написания, а также некоторые темы в разделе «Лексика» предполагают возможность объединения в один учебный час, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся. Внесенные коррективы в календарно-тематическом планировании не предусмотрены. На уроках будут использоваться элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой, развивающее обучение, технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, групповые технологии, игровые технологии. Содержание программы 5 КЛАСС (204 ч) Язык — важнейшее средство общения (2ч + 1 ч) Повторение пройденного в 1—4 классах (30 ч+ 9ч) I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв ы, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и тъся раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. II. Текст. Тема текста. Стили. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (40 ч + 5 ч) I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, ко и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, ко, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложении с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятые. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. П. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (20ч + 6ч) I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. П. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Лексика. Культура речи (14 ч +3 ч) I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Морфемика. Орфография. Культура речи (26 ч + 7 ч) I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- — -лаг-, -рос- — -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. П. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное (26 ч + 6 ч) I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных . Склонение существительных на -ил, -ий, -Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Имя прилагательное (13 ч и 4 ч) I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ъ на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Глагол (25ч и 4 ч) I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-ться), -ти (-тись), -чь (-чьсл). Правописание -тъся и -чь (-чьсл) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных в и и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-,-стел- — -стил-. Правописание не с глаголами. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч ) |
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык» «Русский язык» включена в инвариантную часть учебного плана образовательной области «Филология» ооп. К исходным требованиям, необходимым... |
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» «Русский язык» в 9 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы... |
||
Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России |
||
1 урок Русский язык Русский язык Повторение правописания имен числительных, выполнить упражнение №430 |
2кл. Инис-Софт,2004 3 Русский язык Семейный наставник 3кл «Русский язык» (начальная школа) 1 класс Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В., Чеботкова Л. В |
||
М. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум",... Русский язык, 11 класс" (контрольно-измерительные материалы), Москва "Вако", 2012 |
Рабочая программа по русскому языку для 5 7 классов составлена на... Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины... |
||
Рабочая программа Курганской Жанны Алексеевны высшая квалификационная... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и Н. А. Николиной «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы» (Москва,... |
2014-2015 учебного года Русский язык, литература: Карпова Галина Анатольевна «Язык народной приметы энциклопедия Карпова Г. А. русский яз. 5-6 «Диалекты Бабаевского района» |