|
Пояснительная записка Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления. Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества. Содержание программы обеспечивает понимание учащимися значения искусства в жизни человека и общества, воздействия на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович и др.), культурологи (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.ражников и др.), развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др). Планирование составлено на основе: - федерального компонента государственного стандарта общего образования по искусству второго поколения; - федерального базисного учебного плана; - программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы» и «Искусство. 8-9 классы» - Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, И.Э.Кашекова; - примерные программы по учебным предметам «Искусство 5-9 классы» - (Стандарты второго поколения). Основные цели художественного образования и эстетического воспитания: - развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных способностей; - воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; - приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; - овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; представление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства. Художественно-творческая деятельность учащихся на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др). Основные содержательные линии: - роль и место искусства в жизни человека и общества; - художественный образ и его специфика в различных видах искусства; - виды и жанры, стили и направления в искусстве; - история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX века); - искусство народов России и мировой художественный процесс; - искусство XX в.; - новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности). Планируемые результаты учащихся 9 классов:
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Методические задачи:
Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом. Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве. При отборе художественного материала программа опирается на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися. В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Воспитательный потенциал содержания предмета «Искусство» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате этого, происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной. Предмет «Искусство» предоставляют учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России. Виды деятельности: урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии. Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания. Формы контроля: самостоятельная работа; устный опрос; практическая работа, взаимоопрос; тест; зачет. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования. Учебный план по искусству для 9 класса
Учебно-тематический план по музыке для 9 класса
|
Рабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |
Образовательный стандарт основного общего образования по литературе... В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических... |
||
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена... Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей |
Учебная программа по информатике и икт пояснительная записка Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей |
||
Программа состоит из 6 разделов: Пояснительная записка, в которой... Вклад учебного предмета- географии в достижении целей основного общего образования |
Пояснительная записка изучение химии на базовом уровне основного... Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях |
||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... ... |
Пояснительная записка. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей... Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... |
||
Стандарт основного общего образования по русскому языку Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |
Стандарт основного общего образования по русскому языку Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |