Главное управление образования Курганской области
ВЕСТНИК
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЫПУСК 17
Курган
2012
Информационный и научно-методический журнал
«Вестник культурно-образовательных центров». Выпуск 17.
Главный редактор: Л.Г. Бобкова
Редакционный совет:
Э.Н. Абрамов
|
-
|
первый заместитель начальника Главного управления образования Курганской области
|
иерей Михаил Ширяев
|
-
|
руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Курганской и Шадринской епархии
|
Е.В. Корнеевец
|
-
|
главный специалист Главного управления образования Курганской области
|
Составители:
О.В. Мищенко
|
-
|
методист ГКОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
|
О.Г. Новых
|
-
|
методист ГКОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
|
Компьютерное обеспечение: О.В. Мищенко
Корректор: М.Л. Воробьева
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с разрешения редакции.
Присланные в адрес редакции статьи не рецензируются и не возвращаются.
Электронная версия журнала на сервере Интернет:
www.hde.kurganobl.ru
Адрес редакции: 640000, г. Курган, ул. Ленина, 35, Главное управление образования Курганской области
Телефон: 46-47-20
Информационный и научно-методический журнал
Тематический выпуск
СОДЕРЖАНИЕ
Материалы VII Областных Рождественских образовательных чтений
2012 г.
|
Приветствие Губернатора Курганской области О.А. Богомолова участникам VII Областных Рождественских образовательных чтений
Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства…………………………………………………………………………...
|
6
|
Выступление Заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике М.А. Калугиной на открытии VII Областных Рождественских образовательных чтений………………………………………..
|
7
|
И остается одна Россия (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)……………………………………………………………………………………..
Высокопреосвященнейший Константин, Архиепископ Курганский и Шадринский, профессор, академик РАЕН
|
8
|
О реализации духовно-нравственного компонента государственных образовательных стандартов нового поколения……………………………...
Додонов Анатолий Петрович, начальник Главного управления образования Курганской области
|
19
|
Духовно-нравственное воспитание детей в условиях православной школы……………………………………………………………………………………
Черепанов Валерий Аркадьевич, директор негосударственного образовательного учреждения «Православная школа во имя св. бл. кн. Александра Невского»
|
20
|
Духовно-нравственное просвещение и воспитание в формировании личности………………………………………………………………………………...
иерей Михаил Ширяев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курганской и Шадринской епархии
|
28
|
О смысле жизни современного педагога………………………………………….
Хазанов Илья Яковлевич, доцент, кандидат педагогических наук, член Российской коммуникативной ассоциации, преподаватель Курганского педагогического колледжа
|
35
|
Состояние работы по духовно-нравственноу и толерантному воспитанию в учреждениях профессионального образования Курганской области……..
Зауэр Любовь Сергеевна, главный специалист отдела профессионального образования Главного управления образования Курганской области, кандидат педагогических наук
|
38
|
Формирование патриотизма как один из аспектов духовно-нравственного воспитания……………………………………………………………………………...
протоиерей Владимир Дедов, руководитель отдела по работе с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Курганской и Шадринской епархии, настоятель прихода св. вмч. Пантелеймона города Кургана
|
40
|
Роль комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном воспитании обучающихся……….
Охохонина Наталья Александровна, методист ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
|
42
|
Роль культурно-образовательных центров в духовно-нравственном воспитании и развитии детей и молодежи……………………………………….
Мищенко Ольга Владимировна, методист ГКОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
|
44
|
Презентация проекта «Шаг навстречу»…………………………………………...
Новых Ольга Геннадьевна, методист ГКОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
|
47
|
Влияние родительского отношения на девиантное поведение подростков……………………………………………………………………………...
Рылеева Анастасия Сергеевна, доцент кафедры педагогики КГУ, педагог-психолог МОУ «СОШ № 10»
|
53
|
Учитель, исцели себя!.........................................................................................
Лаврова Таисия Ивановна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Курганский техникум сервиса и технологий»
Попова Ольга Мануиловна, преподаватель истории и обществознании ГБОУ СПО «Курганский техникум сервиса и технологий»
|
57
|
Возрождение национальных традиций в условиях культурно-образовательного центра……………………………………………………………
Родионова Ирина Владимировна, социальный педагого Сибирякского КОЦ Сафакулевского района
|
61
|
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях культурно-образовательного центра……………………………………………………………
Белозерова Елена Владимировна, социальный педагог Межборского культурно-образовательного центра Притобольного района
|
63
|
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в рамках
Становского культурно-образовательного центра…………………………….
Кутикова Елена Николаевна, социальный педагог Становского культурно-образовательного центра Целинного района
|
66
|
Духовно–нравственное становление детей и взрослых в Ожогинском культурно–образовательном центре………………………………………………
Мосиевская Светлана Вячеславовна, социальный педагог Ожогинского КОЦ Шатровского района
|
69
|
Система духовно-нравственного воспитания школьников на основе изучения исламской культуры………………………………………………………
Закирьянова Лена Фаритовна, директор МОУ «Карасёвская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района
|
71
|
Формирование нравственно-ценного поведения детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………
Семенчукова Вера Рудольфовна, воспитатель МБДОУ «Центр развития образования – детский сад №131» г. Кургана
|
78
|
Использование возможностей социума для формирования духовно-нравственных качеств дошкольников……………………………………………..
Малахова Людмила Николаевна, социальный педагог МБДОУ г. Кургана «Центр развития ребенка – детский сад №97»
|
81
|
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и культурно-образовательного центра……………………………………………………………
Печерских Людмила Леонидовна, заведующая МКДОУ «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида» Куртамышского района
|
84
|
Праздники и развлечения как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников………………………………………………………………………….
Соколова Елена Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ
г. Кургана «Центр развития ребенка – детский сад № 97»
|
86
|
Знакомство с духовными истоками края в краеведческой экспедиции……...
Гусельникова Лидия Ивановна, заместитель директора по УВР МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
|
88
|
Нравственное воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного творчества……………………………………………………………..
Залесова Юлия Александровна, методист МКОУ ДОД «Дом детства и юношества» села Шатрово
Коркина Клавдия Евстратьевна, социальный педагог МКОУ ДОД «Дом детства и юношества» села Шатрово
|
90
|
Православное лечение зависимостей – тупик и выход………………………...
Бухтоярова Екатерина Андреевна, врач, психиатр-нарколог
областного наркологического диспансера
|
93
|
Резолюция VI Областных Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении духовно-нравственных задач»………………………………………………………………..
|
95
|
Материалы VII Областных Рождественских образовательных чтений 2012г.
Приветствие
Губернатора Курганской области О.А. Богомолова участникам
VII Областных Рождественских образовательных чтений
«Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства»
6 февраля 2012 года
Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемые участники Чтений!
Искренне приветствую вас и выражаю глубокую признательность за бескорыстную деятельность по духовно-нравственному воспитанию, верность педагогическому и пастырскому долгу. За то, что вы собрались вместе для обсуждения важнейших духовно-нравственных и просветительских проблем современного российского общества.
В Рождественском послании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что сегодня главные испытания свершаются не столько в материальной, сколько в духовной области.
Именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что — зло. Пытаются нравственность и мораль заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей.
Историческая судьба любой страны во многом определяется просвещением, воспитанием и нравственными принципами ее народа. Об этом наглядно свидетельствует вся многовековая история нашего Отечества, в которой нравственные основы всегда были главными.
Позволю себе напомнить, что традиционно в русской культуре, говоря об образовании, мы подразумеваем обучение плюс воспитание, а это значит, что тема «Просвещение и нравственность», во-первых, органична для русской культуры. Во-вторых, она критична — в том смысле, что если одна из составляющих уходит, то наступает кризис образования. В-третьих, она предельно актуальна сегодня, потому что в самом образовательном процессе и, шире, в просветительской тематике происходят большие изменения.
Рождественские чтения – это хороший повод для всех нас задуматься о пройденном пути, оценить накопленный потенциал. И посмотреть в будущее, поразмышлять о том, что теперь с новыми силами и имеющимся опытом мы можем и должны сделать для образования, воспитания и просвещения.
Правительство Курганской области проводило и будет проводить последовательную и четкую политику в деле духовно-нравственного образования. Мы за гармонизацию церковно-государственных связей в образовании и воспитании школьников, молодежи, за интеграцию религиозного просвещения и светской инновационной педагогики.
Разрешите выразить надежду на дальнейшее развитие сотрудничества в деле духовно-нравственного образования, воспитания и просвещения. Желаю вам плодотворной работы, новых творческих успехов в научной, педагогической деятельности и пастырском служении, крепкого здоровья, счастья и благополучия!
Губернатор
Курганской области О.А. Богомолов
Выступление Заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике М.А. Калугиной
на открытии VII Областных Рождественских образовательных чтений
Уважаемые участники Рождественских чтений!
Нами проделана значительная работа в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Успешно прошла апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В настоящее время Курганская область является стажерской площадкой для оказания консультативной и методической помощи регионам (Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам), не участвовавшим ранее в апробации. Данное решение было принято на заседании федерального Межведомственного координационного совета.
За период апробации резко возросло количество (с 29 до 54) договоров о сотрудничестве, заключенных между образовательными учреждениями и православными религиозными организациями.
В области стало традиционным проведение не только областных Рождественских образовательных чтений, но и межмуниципальных и муниципальных.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, следует отметить, что в 257 культурно-образовательных центрах Курганской области осуществляется практическая благотворительная деятельность духовно-нравственной направленности.
В учреждениях сложилась система внеклассной, внеурочной работы. Ярким примером является кадетское движение и использование ими содержательного духовно-нравственного компонента.
Однако с ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усилением воспитательного потенциала образования необходимо обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. Современное решение фундаментальных проблем улучшения здоровья детей, их образования, создание для них комфортной среды обитания. Повышение роли родителей в воспитании детей, с целью формирования института ответственного родительства.
Приоритетным направлением любого образовательного учреждения должно стать социальное партнерство школы и семьи, создаваемое на основе социально-педагогической солидарности, проектирования педагогически целесообразных отношений.
Сегодня необходимо комплексное обеспечение позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитание граждан, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
Именно в этих направлениях работы мне хотелось бы пожелать вам успеха и достижения эффективных результатов.
|