Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Пояснительная записка дисциплина «Клиническая психология»

Пояснительная записка дисциплина «Клиническая психология»



страница1/3
Дата публикации16.01.2015
ТипПояснительная записка
100-edu.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Клиническая психология» входит в состав Федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности: 030300.62 «Психология», следовательно, отнесена к обязательной для студентов, обучающихся по этой специальности. Клиническая психология - комплексная учебная дисциплина, относящаяся к разряду дисциплин государствоведческих. Клиническая психология как психологическая специальность позволяет решать комплекс задач в системе здравоохранения, народного образования, социальной защиты населения.

По фундаментальным основам, профессиональной ориентации и системе подготовки кадров, клиническая психология - специальность научно-исследовательская и практическая. Объектом клинической психологии является человек с трудностями самореализации и адаптации, обусловленными его социальным, физическим и/или духовным состоянием. Предметом деятельности клинического психолога выступают в разных областях человеческой деятельности психические процессы и состояния, социально-психологические особенности человека, его индивидуальные и межличностные феномены. Конкретным результатом деятельности клинического психолога является повышение психических ресурсов конкретного человека, гармонизация его психического развития, охрана его здоровья и психического здоровья населения в целом, профилактика и преодоление недугов, психологическая реабилитация и повышение адаптационных возможностей. Клинический психолог может осуществлять свою профилактическую, коррекционную, консультативную, экспертную, научно-исследовательскую, учебно-воспитательную, культурно-просветительную, реабилитационную и диагностическую деятельность не только в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты населения, но и в сфере управления, производства, финансов и бизнеса.

Дисциплина "Клиническая психология" в системе подготовки профессиональных психологов является одной из базовых учебных дисциплин междисциплинарного характера.

Целью преподавания дисциплины "Клиническая психология" является формирование у студентов знаний о клинических основах психологической деятельности психолога-консультанта.

Задачей преподавания дисциплины является изучение сущности основных понятий, симптомов и синдромов, наиболее часто встречающихся в практической работе психолога-консультанта.

В результате освоения курса обучающиеся должны:

знать и свободно ориентироваться во всех основных разделах клинической психологии, знать основные категории клинической психологии;

•анализировать  психические процессы и состояния человека, являющиеся объектами изучения клинической психологии,  связанные с трудностями адаптации, самореализации;

• правильно квалифицировать психологически значимые факты и обстоятельства;

•обосновывать и принимать решения по результатам клинического обследования;

уметь проводить клиническое психологическое обследование клиента, осуществлять психологическую оценку полученных результатов диагностики, планировать и организовывать исследования, давать квалифицированные психологические заключения и консультации, владеть основными клинико-психологическими методами;

иметь представление о клинической психологии как психологической специальности межотраслевого характера;

• систематически изучать клиническую психологию и практику ее применения, ориентироваться в специальной литературе.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «введение в КЛИНИЧЕСКую ПСИХОЛОГИю»


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Введение в клиническую психологию
Тема 1. Предмет, задачи и структура клинической психологии

Дефиниции клинической психологии. Разведение понятий «клиническая психология» и «медицинская психология» (направленность клинической психологии). История зарождения и становления специальности.

Объект и предмет клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов (диагностика, экспертиза, психологическая помощь). Сферы приложения клинической психологии (психологическое консультирование, коррекция, психотерапия).

Основные отрасли клинической психологии: нейропсихология, патопсихология, психосоматика. Перспективы их развития. Соотношение понятий «патопсихология» и «психопатология». Разделы клинической психологии (специализации): характеристика, перспективы развития.
Тема 2. Теоретические и методологические проблемы клинической психологии

Базовые категории и основные понятия: этиология, патогенез, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья); симптом, синдром (типы), принципы синдромного анализа; фактор (типы). Понятие о международных классификациях болезней. Проблема измерения в клинической психологии.

Методы исследования в клинической психологии: наблюдение, эксперимент, психодиагностические, психотерапевтические, психокоррекционные.

Решение общих проблем психологии и фундаментальных (на моделях патологии).

Структура и динамика отдельных психических процессов, личности в целом: связь телесных процессов (соматических) с «душевными»; мозг и психика; закономерности распада и развития психической деятельности (системный подход к анализу патологии психики).

Проблема нормативного развития личности: свойства личности, относимые к кругу нормативных; психопатии и акцентуации характера, типы акцентуированных личностей; устойчивость границ нормы (психопатология обыденной жизни, пограничные, транзиторные расстройства). Представления о норме: социокультурная детерминация, релятивистские представления, адаптационные концепции нормы. Индивидуальное и видовое понятие нормы. Норма как статистическое понятие.

Проблема кризиса развития (нормальные и патогенные кризисы). Регрессия (понятие и виды). Проблема развития и распада в клинической психологии (распад как негатив развития, как специфическая форма развития). Роль компенсации при распаде.

Роль психических факторов в возникновении, течении, лечении, предупреждении болезней и роль клинической психологии в профилактике заболеваний. Методологические и методические проблемы оценки эффективности терапии.
Тема 3. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине

Медико-биологическая модель психических расстройств (соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии), психосоциальная модель (роль социума и внутриличностных факторов) и биопсихосоциальная (как интегрирующая). Методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии.

Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра. Факторы прогноза и психотерапия больных шизофренией.

Психологические модели бредовых (параноидных) расстройств. Основные виды бреда (эротоманический, величия, ревности, преследования, соматический, изобретательства). Параноидное псевдосообщество. Факторы прогноза и психотерапия.

Психологические модели аффективных расстройств. Клиническая психология аффектов и эмоций. Голотимный и кататимный аффекты. Основные симптомы депрессии. Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии, аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии. Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель аффективных расстройств: анаклитическая депрессия и перфекционистская (нарциссическая) меланхолия.

Невротические модели, связанные со стрессом. Тревожно-фобические расстройства: паническое расстройство, агорафобия, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство.

Модели психических расстройств, применимых к тревожным расстройствам (когнитивно-бихевиоральные, психоаналитическая). Соматоформные расстройства (соматизированное, ипохондрическое, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое соматоформное болевое расстройство) и основные модели соматоформных расстройств (бихевиоральная, когнитивная и психодинамическая).

Конверсионные и диссоциативные расстройства: симптомы и психологические механизмах в контексте когнитивно-бихевиоральных и психодинамических моделей.

Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ).

Психологические модели личностных расстройств. Понятие о психопатиях (триада П.Б. Ганнушкина). Психопатии и расстройства личности в классификации DSM: кластеры «А» (расстройства личности, связанные с нарушением оценки реальности), кластеры «В» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации), кластеры «С» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации). Клинический и психологический анализ основных расстройств личности (параноидное, шизоидное, шизотипное, истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное, избегающее, зависимое, пассивно-агрессивное). Основные динамические сдвиги при психопатиях. Методы психологической коррекции. Критерии зрелой личности.

Раздел 2. Основы общей патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики

Тема 4. Патопсихология: предмет, научные основы, актуальные проблемы

Объект и предмет патопсихологии. Научные основы патопсихологии как ветви психологической науки, её актуальные проблемы. Методы патопсихологии: патопсихологический эксперимент (наблюдение); беседа с больным; проективные методы. Принципы построения патопсихологического исследования. Внутренняя картина болезни (ВКБ): определение понятия ВКБ; схема ВКБ; типы отношений к болезни. ВКБ и внутренняя картина здоровья.

Тема 5. Нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы.

Вклад А.Р. Лурия в развитие нейропсихологии

Многоаспектность определения нейропсихологии. Объект, предмет и методологические основы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии. Значение нейропсихологии для медицинской практики. Проблемы и задачи нейропсихологии. Методы нейропсихологического исследования.

Учение о системной динамической локализации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Принцип хроногенной локализации высших психических функций человека. Концепция А.Р. Лурия о трёх основных структурно-функциональных блоках мозга: энергетическом (блоке регуляции тонуса и бодрствования); блоке приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации; блоке программирования и контроля за психической деятельностью.

Восстановление нарушенных высших психических функций.

Тема 6. Психосоматические расстройства

Психосоматическая проблема в клинической психологии. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа психосоматических болезней. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции в клинической психологии.

Тема 7. Психологические проблемы аномального онтогенеза

Понятие о психическом онтогенезе и дизонтогенезе. Этапы индивидуального развития. Возрастные кризисы. Дизонтогенетические механизмы психического развития, их основные формы; социальные и биологические составляющие (роль времени). Классификации психического дизонтогенеза.

Психологическая характеристика детей и подростков при различных формах аномального развития. Направления, задачи, принципы психологической коррекции детей с психическим недоразвитием.

Раздел 3. Типология нарушений психических процессов, свойств

и состояний при разных видах патологии человека

Тема 8. Нарушения ощущений, восприятия, произвольных движений и действий, речи

Понятие о сенестопатиях, агнозиях и их видах, иллюзиях, галлюцинациях (истинных и псевдогаллюцинациях); формы нарушений при разных видах патологии.

Расстройства психомоторики (отнесение их проявлений в соответствии с поражением рефлекторной дуги в рецепторном или эффекторном звеньях). Типы двигательных расстройств (расстройства влечений как патология эффекторного звена). Апраксии. Кататонические и кататоноподобные расстройства. Навязчивые движения и действия. Психомоторные пароксизмальные расстройства.

Нарушения речи: афазии, виды афазий, их связь с очаговыми поражениями мозга и другие (мутизм, аутизм). Методы патопсихологического изучения речи.

Тема 9. Патология эмоционально-волевой сферы

Нарушения эмоций. Фобии (виды). Расстройства эмоций при различных психических заболеваниях. Понятие о депрессивных и маниакальных состояниях. Варианты депрессий. Понятие о соматизированной депрессии. Состояния дисфории. Патология влечений. Методы патопсихологического изучения эмоций.

Понятие воли, мотивации. Выражение мотивов потребности в желаниях и намерениях. Расстройства волевой деятельности, типология волевых растройств. Формирование патологических потребностей и мотивов: парабулия (гипербулия, гипобулия) и виды нарушений при парабулиях: анорексия, булимия, дромомания, пиромания, клептомания, дипсомания, суицидальное поведение. Понятие о кататоническом синдроме, синдроме аутизма, автоматизмах.

Тема 10. Нарушения памяти. Патология мышления. Нарушения интеллекта

Понятие о интеллектуально-мнестических расстройствах. Виды нарушений памяти: амнезия (виды амнезий). Синдромы слабоумия. Психорганические синдромы.

Нарушения операциональной стороны мышления, динамики мыслительных процессов, личностного компонента мышления. Патология мыслительной деятельности в составе патопсихологического и нейропсихологических синдромов. Понятие о типах болезненно измененных идей: навязчивые идеи, сверхценные образования, бредовые идеи, ложное узнавание. Нарушение темпа и логического строя мышления. Методы патопсихологического изучения мышления.

Интеллект, определение, составляющие. Аномалии онтогенетического развития: слабоумие, деменция. Методы патопсихологического изучения интеллекта.

Тема 11. Патология сознания и самосознания

Категория сознания в медицине. Нарушения сознания. Синдромы выключенного сознания. Состояния расстроенного сознания: делирий, онейроид (при шизофрении, эпилепсии), сумеречное состояние сознания (амбулаторный автоматизм, аменция). Состояния помрачения сознания. Нарушения самосознания: деперсонализация, множественные личности, дереализация, утрата эмоционального резонанса.

Тема 12. Понятие о невропатии и невротических расстройствах

Понятие о невропатии. Типы синдромов невропатии. Причины. Основные признаки. Динамика синдрома. Тактика психолога. Методы психокоррекции.

Понятие о психогениях. Реакция на острый стресс. Реактивные состояния. Триада К. Ясперса. Посттравматическое стрессовое расстройство. Неврозы (общие, системные). Основные симптомы. Конфликты. Защитные механизмы. Обсессивно-компульсивное расстройство. Теории возникновения и методы лечения
Тема 13. Психический инфантилизм и синдром гиперактивности у детей. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции. Синдром страхов

Понятие о психическом инфантилизме. Признаки. Типы инфантилизма. Тактика психолога. Психокоррекционные мероприятия. Понятие о синдроме гиперактивности. Критерии диагностики. Признаки. Принципы психокоррекционной работы.

Понятие о психогенных характерологических реакциях, критерии их отличия от патологических. Реакция протеста. Реакция отказа. Реакция имитации. Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Критерии патологических страхов. Основные группы патологических страхов. Терапевтические подходы.

Тема 14. Синдромы: сверхценных интересов и увлечений, патологического

фантазирования, уходов и бродяжничества, гебоидный. Понятие о подростковых поведенческих реакциях

Понятие о сверхценных интересах и увлечениях. Основные группы. Критерии отличия патологических увлечений от нормальных. Понятие о синдроме патологического фантазирования. Отличия здоровых фантазий от патологических. Формы патологического фантазирования. Вранье у детей. Тактика психолога.

Типы уходов. Основные этапы синдрома уходов и бродяжничества. Тактика психолога. Понятие о гебоидном синдроме. Основные признаки. Воровство. Тактика психолога.

Понятие о подростковых поведенческих реакциях. Понятие и признаки синдромов дисморфофобии и синдрома нервной анорекии. Нервная булимия. Терапевтические подходы.

Тема 15. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психактивных веществ. Патопсихологическая картина и методы исследования при отдельных заболеваниях

Основные формы мотивации употребления психактивных веществ. Основные клинические проявления токсикоманий и наркоманий. Диагностические критерии синдрома зависимости. Основные психопатологические признаки хронического алкоголизма. Алкогольные психозы. Симптомы интоксикации психактивными веществами и синдром отмены. Формы токсикоманий. Методы терапии. Профилактика.

Шизофрения: патопсихологическая картина, методы исследования. Эпилепсия: патопсихологическая картина, методы исследования. Атеросклероз сосудов головного мозга: патопсихологическая картина, методы исследования.

Тема 16. Роль клинического психолога в решении общих проблем психологии

Роль клинического психолога в психиатрической и общесоматической клинике. Роль клинического психолога в системе образования и социальной защиты населения. Виды и цели клинико-психологической диагностики. Типы экспертных задач. Участие клинических психологов в социально-трудовой адаптации и реабилитации больных. Восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование. Особенности клинико-психологической профилактики, диагностики, экспертизы, психотерапии и психологической коррекции при работе с детьми.

Этические принципы и нормы практической деятельности клинических психологов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины неврология Направление подготовки 030300....
Дисциплина «Неврология» является частью цикла (раздела) ооп б профессиональный цикл, вариативная часть по направлению подготовки...

Пояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология

Пояснительная записка Дисциплина «Клиническая лабораторная микробиология»
И. А. Новикова, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»
Удачина Елена Геннадьевна, Клиническая психология – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 37 с

Рабочая программа дисциплины введение в профессию специальность: 030301. 65 «Психология»
Специализации: юридическая психология, организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
«Клиническая психология» разработан в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Программа дисциплины психиатрия Направление подготовки 37. 03. 01
Дисциплина «Психиатрия» является вариативной частью ооп во по направлению подготовки 37. 03. 01 «Психология» квалификация (степень)...

Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология в...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
Специализация: Организационная психология, Психология менеджмента, Юридическая психология, Клиническая психология, Психологическое...

Рабочая программа дисциплины
Специализация: Организационная психология, Психология менеджмента, Юридическая психология, Клиническая психология, Психологическое...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru