Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Решение кафедры

Решение кафедры



страница1/2
Дата публикации22.05.2015
ТипРешение
100-edu.ru > Психология > Решение
  1   2







ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет психологии и безопасности жизнедеятельности

Кафедра общей психологии

Оценочные средства

по учебной дисциплине
Б.3.11 Психология развития и возрастная психология

Направление подготовки 030300.62 Психология

Профиль подготовки:
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра Общей психологии

Курс - 2 семестр 4
Форма обучения - очная


Составитель: Андреева Л.В., канд. псх. наук, доцент


Йошкар-Ола2011

Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии

факультета психологии и безопасности жизнедеятельности

протокол заседания №

от " " 201_г.

_________________ Разумова О.Г.




Рассмотрены и одобрены на

заседании кафедры общей психологии

протокол заседания №

от " " 201_ г.

_________________ Маланов С.В.



Сведения о переутверждении

на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения





































Оценочные средства по дисциплине

«Психология развития и возрастная психология»
1. Текущий контроль успеваемости студентов
1.1. Лекционные занятия
Вопросы для устного опроса (выборочной проверки)

  1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.

  1. Историческое изменение предмета психологии развития и возрастной психологии.

  2. Основные теоретическое и практические задачи психологии развития и возрастной психологии

  3. Стратегия и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

  4. Стратегия наблюдения.

  5. Стратегия эксперимента в психологии развития и возрастной психологии.

  6. Значение кросскультурных исследований для решения задач психологии развития и возрастной психологии.

  7. Закономерности психического развития человека в онтогенезе.

  8. Исторический анализ понятия детства.

  9. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста.

  10. Концепция рекапитуляции Ст.Холла. Закон повторяемости форм развития.

  11. Факторный подход в понимании движущих сил психического развития. Теория трех ступеней К.Бюлера.

  12. Нормативный подход к развитию психики ребенка А.Гезелла, А.Бине и др. Закон затухания темпа психического развития.

  13. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде.

  14. Проблема развития поведения в бихевиоризме (Д.Уотсон, Э Торндайк, Б.Скиннер). Эволюция теории социального научения.

  15. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна.

  16. Теория классического психоанализа З.Фрейда (понятия, стадии психосексуального развития).

  17. Школы психоанализа. Психоанализ детства в исследованиях М.Клейн и А.Фрейд.

  18. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов.

  19. Основные принципы и понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

  20. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления.

  21. Учение Ж.Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития.

  22. Соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж.Пиаже.

  23. Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методе ее исследования. Понятие высших психических функций. Законы психического развития. Проблема периодизации в работах Л.С.Выготского: понятие возраста, значение кризисов в психическом развитии ребенка. Понятие условий, источников и движущих сил психического развития.

  24. Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского. Ведущая роль обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов.

  25. Теоретическое и практическое значение культурно-истроичекой концепции Л.С.Выготского для психологии.

  26. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Психическая деятельность как интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).

  27. Роль общения в психическом развитии ребенка (М.И.Лисина).

  28. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Закон периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Учение о кризисах детского развития.

  29. Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения и психического развития. Проблемное обучение и развитие мышления ребнка. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

  30. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

  31. Проблема периодизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст.Холл, К.Бюлер, Э.Эриксон, Ж.Пиаже)

  32. Проблема периодизации в зрелом возрасте (Д.Бромлей, Э.Эриксон).

  33. Закон периодичности развития. Современное состояние проблемы периодизации психического развития.

  34. Врожденные формы психики и поведения. Система безусловных рефлексов.

  35. Сенсомоторное развитие в младенчестве. Границы подпериода новорожденности и «комплекс оживления» как показатель сформированности субъективной потребности в общении.

  36. Основные психические новообразования младенчества. Непосредственное эмоциональное общение с окружающими как ведущий вид деятельности в младенческий период.

  37. Становление образа «Я» и кризис первого года жизни.

  38. Значение периода раннего детства для психического развития ребенка.

  39. Предметно-манипулятивная игра как ведущий вид деятельности преддошкольника. Основные новообразования периода раннего детства.

  40. Особенности познавательного развития. Формирование самосознания и кризис «3-х лет».

  41. Типичные поведенческие реакции. Развитие форм общения. Развитие движений и действий. Становление способности к саморегуляции и формирование навыков самоконтроля поведения.

  42. Ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.Другие виды игровой деятельности. Развитие игры. Обучение игре. Использование игр для развития детей. Значение игрушек.

  43. Развитие речи и познавательных процессов. Этапы умственного развития ребенка (Ж.Пиаже, А. Валлон). Значение игры для психического развития ребенка.

  44. Формирование личности. Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте. Возникновение иерархии мотивов.

  45. Роль и место общения в дошкольный период. Общение со сверстниками. Мотивация социометрического выбора. Развитие произвольности поведения дошкольника.

  46. Становление самооценки и уровня притязаний. Нравственное развитие и становление шкалы моральных ценностей.

  47. Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника. Понятие возрастного страха. Пограничные психические нарушения в детском возрасте. Профилактика и преодоление эмоционального неблагополучия детей.

  48. Творческие виды деятельности в дошкольный период. Развитие воображения. Формирование навыков самообслуживания. Мотивация трудовой деятельности.

  49. Трудности переходного периода от дошкольника к младшему школьнику. Формирование внутренней позиции школьника. Понятие школьной зрелости как функциональной готовности к обучению в школе. Проблема адаптации к школе. Критерии успешной адаптации.

  50. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Формирование мотивации учения. Содержание и структура учебной деятельности младшего школьника. Оценка и отметка. Психологические особенности усвоения знаний. Типичные трудности. Неуспеваемость в младших классах.

  51. Одаренные дети, работа с ними. Развитие познавательных процессов, устной и письменной речи. Основные новообразования младшего школьного возраста. Овладение приемами и способами запоминания и воспроизведения. Смысловая и логическая память. Формирование произвольного внимания. Динамика развития мышления и воображения.

  52. Школьная успешность и ее влияние на развитие личности и нравственное развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и уровень притязаний. Развитие произвольной регуляции поведения.

  53. Эмоциональные особенности. Гиперактивность. Общение с взрослыми и сверстниками. Авторитет учителя. Дети с трудностями в общении. Причины межличностных конфликтов и пути их преодоления. Школьные трудности и пограничные психические расстройства в младшем школьном возрасте.

  54. Кризис пубертатного периода. Теории подросткового кризиса. Влияние кризиса на формирование личности. Понятие негативной и позитивной фазы развития. Анатомофизиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и функциональные возможности организма. Половое созревание. Диспропорции развития и связанные с этим психологические проблемы.

  55. Подросток и взрослые. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковый период. Самосознание подростка. Потребность в самоуважении. Развитие рефлексии.

  56. Нестабильность самооценки. «Чувство взрослости». Нравственное развитие. Акцентуаций характера и психопатий. Типичные поведенческие реакции подросткового возраста.

  57. Нарушение поведения в подростковом возрасте. Делинквентность. Побеги из дома и бродяжничество. Алкоголизация и наркотизация. Транзисторные сексуальные девиации в подростковом возрасте. Факторы риска нарушений поведения в подростковый период.

  58. Учебная деятельность и развитие познавательных процессов. Типичные трудности в учении. Падение интереса к школе и особая учебная мораль. Формализм в усвоении школьных знаний. Динамика развития непосредственного и опосредованного запоминания. Изменение связи памяти с другими психическими процессами. Интеллектуальная активность. Развитие мышления и речи. Особенности интеллектуального развития, их диагностика и коррекция.

  59. Общая социально-психологическая характеристика юношеского возраста

  60. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в ранней юности.

  61. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. Гетерохронность как принцип развития в пожилом и старческом возрасте.

  62. Проблемы и кризисы конца жизни. Психофизиологические изменения. Факторы сохранности психофизиологических функций в период старения.

  63. Творческая деятельность как условие активного долголетия.

  64. Уход на пенсию и подведение жизненных итогов. Отношение к смерти как психологическая проблема.


1.2. Практические (семинарские) занятия
Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины

  1. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Проблемы связи исторического и индивидуального. Закон повторяемости форм развития. Исследование онтогенеза методом анкет.

  2. Нормативный подход к развитию психики ребенка и характеристика методов исследования. Система диагностики детского и подросткового возраста А. Гезелла. Лонгитюдный метод исследования. Близнецовый метод. Атлас поведения младенцев. Закон затухания темпа психического развития. Методы тестового обследования интеллектуального развития ребенка (А. Вине, Л. Термен, П. Векслер). Нормативная традиция в современных американских исследованиях (А. Джер-силд, Б. Мак-Коби, Дж. Брунер, И. Вулвилл и др.).

  3. Теория преформизма К. Бюлера о трех ступенях детского развития. Закон функционального удовольствия. Зоопсихологический эксперимент в исследовании детского развития.

  4. Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Роль среды в психическом развитии ребенка и проблема приобретения нового опыта. Объективный метод изучения поведения человека и животных. Экспериментальные методики научения — метод лабиринтов, метод проблемных клеток. Феномен условного рефлекса. Законы поведения Э. Торндайка.

5. Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии (К. Коффка). Принцип структуры. Психофизический метод исследования психики.

  1. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии (наследственности и среды) В. Штерна. Понимание среды в концепции В. Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на психическое развитие ребенка. Современное состояние проблемы соотношения роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

  2. Факторная теория психоанализа 3. Фрейда. Структурная концепция личности. Психоаналитические методы изучения психических явлений: методика гипнотического внушения, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций.

  3. Концепция психического развития ребенка А. Валлона. Сравнительные исследования нормы и патологии как методы изучения психического развития.

  4. Учение Л. С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методе ее исследования Понятие высших психических функций. Законы психического развития. Проблема периодизации в работах Л. С. Выготского: понятие возраста, значение кризисов в психическом развитии ребенка. Основные принципы генетического исследования психического развития. Понятие условий, источников и движущих сил психического развития.

  5. Проблема обучения и развития в работах Л. С. Выготского. Ведущая роль обучения в развитии ребенка. Проблема сензитивных периодов. Учение о системном и смысловом строении сознания.

  6. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для психологии.

  7. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Учение о действии в работах А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина.

  8. Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов).

  9. Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина,, Типы учения и их связь с психическим развитием ребенка.

  10. Роль общения в психическом развитии ребенка.

  11. Прерывность — непрерывность характера психического развития в жизненном цикле человека. Проблема периодизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже).

  12. Задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р. Хевигхерст). Проблема периодизации развития в зрелом возрасте (Д. Бромлей, Д. Левинсон, Э. Эриксон, Б. и Ф. Ньюмен).

  13. Проблема периодизации психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Закон периодизации детского развития.

  14. Закон периодичности развития. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии и ее перспективы.

  15. Новорожденный. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс «оживления». Дискуссионные проблемы: есть ли психика у эмбриона. Возможно ли пренатальное воспитание и др.

  16. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Ее динамика. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие. Феномен госпитализма. Возникновение и развитие психических процессов у младенца. Формирование потребности в общении.

  17. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Опережающее развитие ориентировочной деятельности. Возникновение акта хватания. Его значение для психического развития младенца. Развитие движений и поз. Подготовительные стадии в развитии речи. Возникновение интеллекта.

  18. Основные новообразования раннего возраста. Характеристика кризиса первого года жизни. Особенности автономной речи ребенка.

  19. Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте.

  20. Логика развития предметных действий в раннем возрасте. Качественное отличие орудий человека и вспомогательных средств животных. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого.

  21. Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого по поводу предметов. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

  22. Общая характеристика психологических особенностей ребенка в раннем возрасте. Развитие восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса трех лет.

  23. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

  24. Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры.

  25. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры для психического развития ребенка.

  26. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Восприятие сказки. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.

  27. Развитие психических процессов у дошкольников. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания. Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте.

  28. Основные психологические новообразования, характеризующие границу дошкольного и младшего школьного возраста: мировоззрение, самосознание, появление этических и эстетических оценок, соподчинение мотивов, возникновение произвольного поведения. Характеристика кризиса семи лет. Симптом потери непосредственности.

  29. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.

  30. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности. Диагностика сформированности учебной деятельности. Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития ребенка. Проблема обучения и психического развития в младшем школьном возрасте. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин).

  31. Экспериментальные данные о развитии психических процессов в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность и развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

  32. Понятие взросления и его культурно-исторические аспекты. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.

  33. «Задачи развития» в подростковом возрасте как выражение биологических, психологических и социальных аспектов взросления.

  34. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований. Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста. Самосознание как важнейшее новообразование подросткового возраста. Роль и значение самопознания в подростковом возрасте.

  35. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление, имеющее свою субкультуру (контркультуру). . Юность - молодость зрелости или старость детства. Два периода эпохи юности - переход от самоопределения к самореализации Специфика обучения в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение. Юношеский максимализм как причина суицидального поведения.

  36. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Неформальные молодежные объединения. Кризис подросткового возраста, юношеский максимализм.

  37. Молодость как начальный этап зрелости. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком - основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и дружбы.

  38. Специфика самореализации в профессиональной деятельности.

  39. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

  40. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.

  41. Поздняя зрелость. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».

  42. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

  43. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость.

  44. Старость и одиночество. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Профилактика старения.

  45. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.

  46. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Психологическая готовность к уходу на пенсию.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение кафедры

Решение заседания кафедры протокол №1 от 02сентября 2013 г. Учебно-методический...
Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Решение кафедры
Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии исторического факультет

Решение кафедры
Форматирование текстового документа, вставка, копирование, удаление фрагментов текста

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение кафедры
Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении

Решение кафедры
Информационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении

Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение кафедры
Дайте характеристику понятия «литературный язык». Назовите признаки литературного языка

Решение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru