Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»



Дата публикации22.03.2015
ТипРешение
100-edu.ru > Психология > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

педагогики и иностранных языков

Чекун О.А.
Решение заседания

кафедры Протокол № 1

«30» августа 2013г.



  1. Программа модуля «Психология »


Направление: 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль: Иностранный язык
Составители: к.п.н., проф. Лаврененко М.М.

к.п.н., проф. Чекун О.А.

проф. Подымова Л.С.

Москва-2013


  1. Пояснительная записка

Содержание учебной дисциплины  «Психология» тесно связано с дисциплинами «Педагогика», «Теория и методика воспитательной работы». Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное представление учебного материала, отражающего закономерности проявления психики человека в его поведении и деятельности. Отражены и педагогические вопросы становления личностных качеств и профессионально важных свойств специалиста. Современное профессиональное становление личности педагога невозможно без психолого-педагогических знаний, расширяющих возможности специалиста, получающего высшее образование.

Основные цели и задачи курса

Цель:  формирование у студентов базовых психологических знаний, касающихся основных закономерностей развития психики, о психологических особенностях человека, особенностях его деятельности, познания, развития, социальных взаимодействий и обучения; подготовить выпускников к использованию достижений психологической науки при организации учебно-воспитательного процесса, психологического сопровождения процессов развития и социализации обучающихся, профессионального самопознания и саморазвития в условиях современного образовательного пространства.

Задачи:

- знакомство с проблематикой психологической науки;

- создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии человека в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия;

- формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;

- формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

Объем в ЗЕ: 9

Время изучения: курсы 1, 2 семестр 1, 2,3

Взаимосвязь с другими модулями:

Взаимосвязь с другими модулями: Педагогика, Теория и методика воспитательной работы.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методика обучения и воспитания (иностранный язык), Профессиональные коммуникации, Практикум профессионального общения.

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ,профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий, инструментальный, нормативный ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

(ОК ПедБ-00-М04) - имеет представление о закономерностях функционирования психики человека;

ОК-7 (ОК ПедБ-00-И05) - готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

ОПК-4 (ОПК ПедБ-00-Н01) - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Ф01ПедБ-00/11 Учет возрастных особенностей учащихся

Ф01ПедБ-00/12 Владение основами познавательных процессов

Ф01ПедБ-00/13 Анализ темперамента, характера, личности обучаемых в процессе усвоения программного содержания

Ф01ПедБ-00/14 Проведение индивидуального и группового консультирования учащихся

Ф01ПедБ-00/15 Владение приемами психодиагностики и коррекции учащихся

Ф04ПедБ-00/02 Умение составить психологическую характеристику учащегося, школьного коллектива, семьи

Формы освоения ОМ(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: работа с лекционными материалами и дополнительной литературой;

2 уровень сложности: презентации; доклады; промежуточное тестирование;

3 уровень сложности: дискуссии; итоговое тестирование.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
30/70 % - инструментальный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия*

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Имеет представление о закономернос-тях функциони-рования психики человека (ОК ПедБ-00-М04)

Общая характеристика психологии как науки. Зарождение и эволюция психики. Психология познавательных процессов.





Задания 1, 2, 3 уровня сложности:

тесты, упражнения,

дискуссия, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Устный контроль, письменный контроль

Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе

ОК-7
(ОК ПедБ-00-И05)

Индивидуально-психологические особенности личности. Психологическая характеристика деятельности.





Задания 1, 2, 3 уровня сложности:

тесты, упражнения,

дискуссия, ролевая игра

Рабочая тетрадь

Устный контроль, письменный контроль

Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

ОПК-4

(ОПК ПедБ-00-Н01)


Психология профессиональной деятельности преподавателя. Общение в образовательном процессе. Психологические основы воспитательного процесса. Онтогенетические особенности воспитания.







Задания 1, 2, 3 уровня сложности:

тесты, упражнения,

дискуссия, ролевая игра

Рабочая тетрадь


Устный контроль, письменный контроль




  1. Объем модуля и виды учебной работы

Очнная форма

1,2 курс 1, 2, 3 семестр

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Иностранных я зыков и международных коммуникаций/Педагогика

Психология

Лекции

14

14

14




1

2

3

Практические/семинарские

22

22

22

36

36

36

1

2

3

Лабораторные







Консультации







Курсовые/рефераты







Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен








1, 2, 3

Общий объем часов по дисциплине

108

108

216




  1. Содержание модуля/ дисциплины




    1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения 1 семестр

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Общая характеристика психологии как науки. Зарождение и эволюция психики.

4

2




4

2.

Психологическая характеристика деятельности. Психология познавательных процессов.

10

20




32


Очная форма обучения 2 семестр

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Индивидуально-психологические особенности личности.

8

10




18

2.

Психология профессиональной деятельности преподавателя. Общение в образовательном процессе.

6

12




18



Очная форма обучения 3 семестр


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Онтогенетические особенности учебной деятельности.

6

10




18

2.

Психологические основы воспитательного процесса. Онтогенетические особенности воспитания.

8

12




18




    1. Содержание разделов ОМ/ УД

Очная форма обучения1семестр

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план практических занятий

1.

Общая Характеристика психологии как науки. Зарождение и эволюция психики.

Общая характеристика Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии. Методы психологического исследования. Развитие психики в процессе биологической эволюции. Биологические и социальные предпосылки психики человека. Уровни психического отражения. Неосознаваемые психические процессы.

Предмет психологии.

Методы исследований Возрастные особенности развития.

Психические процессы.



2.

Психологическая характеристика деятельности. Психология познавательных процессов.

Структура деятельности человека. Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Основания для классификации потребностей в психологии. Мотивация различных видов деятельности. Понятие общения в психологии. Проблема коммуникативной компетенции в деятельности педагога.

Характеристика ощущений. Психофизика ощущений. Характеристика восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Характеристика внимания как психологической категории. Общее представление о памяти. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения материала. Память и деятельность. Пути улучшения памяти. Предмет и задачи психологии мышления.
Психологические теории мышления. Психологический анализ речи. Соотношение мышления и речи. Понятие «воображение» и подходы к его интерпретации в истории науки. Виды воображения.


Развитие деятельности и взаимосвязь ее компонентов.

Понимание сущности мотива в отечественной психологии.

Виды и средства общения.

Проблемы внимания и деятельности. Структура мыслительной задачи. Стадии мыслительного процесса. Индивидуальные различия воображения.



Очная форма 2 семестр

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план практических занятий

1.

Индивидуально-психологические особенности личности.


Общее представление об индивидных свойствах человека.

Общее представление о темпераменте и история его изучения в науке. Общее представление о характере личности.

Подходы к изучению характера в зарубежной психологии.

Разработка проблемы характера в отечественной психологии.

Общая характеристика способностей человека. Природа человеческих способностей.

Уровни развития способностей.

2.

Психология профессиональной деятельности преподавателя. Общение в образовательном процессе.


Педагогические умения. Классификация педагогических способностей. Самосовершенствование педагогической деятельности. Педагог как субъект профессиональной деятельности. Этапы развития субъективности.

Понятие профессионального мастерства.

Модель профессионализма личности учителя.

Общая характеристика педагогического общения.


Индивидуальный стиль общения. Причина затрудненного общения. Педагогическое сотрудничество.



Очная форма 3 семестр

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план практических занятий

1.

Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Онтогенетические особенности учебной деятельности.

Психологические основы активизации учебной деятельности. Индивидуализация и дифференциация обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Система развивающего обучения В.В. Давыдова.Особенности познавательной деятельности младшего школьника.

Особенности обучения в подростковом возрасте и старшем школьном возрасте. Особенности обучения в студенческом возрасте.

2.

Психологические основы воспитательного процесса. Онтогенетические особенности воспитания.

Воспитание в дошкольном возрасте.

Особенности воспитания в младшем школьном возрасте. Особенности воспитания в старшем школьном возрасте. Психологические особенности самовоспитания.

Понятие о воспитании, воспитанности. Механизмы воспитательного воздействия. Методы воспитательного воздействия.
Институты воспитания.



Основные понятия

  • Аффилиация;

  • Викарное научение;

  • Зона ближайшего развития;

  • Когнитивное развитие;

  • Личность;

  • Мотив;

  • Мотивация;

  • Направленность личности;

  • Мышление;

  • Память;

  • Восприятие.


  1. Календарно-тематический план

Факультет иностранных языков и международных коммуникаций

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю:Психология

Форма обучения очная

Курс 1,2 1,2,3 семестр

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование

Психология как наука. Смена представлений о предмете психологии.





2

22




4

сентябрь

Методы психологического исследования. Развитие психики

в процессе биологической эволюции. Биологические и социальные предпосылки психики человека.







м











Уровни психического отражения. Неосознаваемые психические процессы.Структура деятельности человека. Основные проблемы и понятия психологии мотивации.




2


4

2




4




Основания для классификации потребностей в психологии. Мотивация различных видов деятельности.




2

2




4




Понятие общения в психологии. Проблема коммуникативной компетенции в деятельности педагога.




2

4




4




Характеристика ощущений. Психофизика ощущений. Характеристика восприятия. Восприятие пространства, времени, движения.




2



4




4




Характеристика внимания как психологической категории. Общее представление о памяти. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения материала. Память и деятельность. Пути улучшения памяти.




2


4




6




Предмет и задачи психологии мышления.
Психологические теории мышления.




2


2




4




Общее представление об индивидных свойствах человека.

Общее представление о темпераменте и история его изучения в науке. Общее представление о характере личности.

Подходы к изучению характера в зарубежной психологии.

Разработка проблемы характера в отечественной психологии.




2



2




4




Итого:




16

22




36




Педагогические умения. Классификация педагогических способностей.




2

2




4




Самосовершенствование педагогической деятельности.




2

2




6




Педагог как субъект профессиональной деятельности.




2

4




6




Этапы развития субъективности.




2

4




4




Понятие профессионального мастерства.




2

4




4




Модель профессионализма личности учителя.




2

4




6




Общая характеристика педагогического общения.




2

2




6




Итого:




14

22




36




Психологические основы активизации учебной деятельности.




2

2




6




Индивидуализация и дифференциация обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.





2

4




6




Система развивающего обучения В.В. Давыдова.




2

4




6




Особенности познавательной деятельности младшего школьника.




4

4




6







Воспитание в дошкольном возрасте.

Особенности воспитания в младшем школьном возрасте.




2

4




6




Особенности воспитания в старшем школьном возрасте. Психологические особенности самовоспитания.




2

4




6




Итого:




14

22




36




Всего:




42

66




108





  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет иностранных языков и международных коммуникаций

Направление: 050100 - Педагогическое образование

Курс 1, 2


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

Педагогическое образование

Этапы развития психологического знания. Поведение и деятельность.

Устный отчет

+






















Процесс обучения и развития человека. Психология познавательных процессов. Человечество в поисках средства достижения цели воспитания.

Устный отчет

+






















Воспитание и развитие биопсихических свойств (темперамент и характер). Воспитание и развитие психических процессов (чувства, эмоции, воля).

Письменная работа










+













Воспитание и развитие личности в семье. Воспитание и развитие культуры общения человека.

Письменная работа










+















  1. Тематика рефератов не предусмотрена

  2. Тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрена

  3. Тематика ВКР не предусмотрена

  4. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины

Основная литература:

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб.пособие / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 672с. - (Высш. образование).

  2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник /Л. Ф. Обухова. - М. : МГППУ, 2009. - 460 с. - (Основы наук). - В приложении - "Конвенция о правах ребёнка", "Декларация прав ребёнка".


Дополнительная литература:


  1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учеб.заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

  2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Еврознак, 2002.

  3. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: 2000.

  6. Курек, Н. История ликвидации педологии и психотехники в СССР [Текст] / Н. Курек. - СПб.: Алетейя, 2004. - 330 с.

  7. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

  8. Мазилов, В. А. Методология психологии [Текст]: учеб.пособие / В. А. Мазилов. - Ярославль: МАПН, 2007. - 344 с.

  9. Мазилов, В. А. Методологические вопросы психологии [Текст] / В. А. Мазилов. - Ярославль: МАПН, 2005. - 122 с.

  10. Мазилов, В. А. Методология психологической науки: история и современность [Текст] / В. А. Мазилов. - Ярославль: МАПН, 2007. - 351 с.

  11. Педагогика и психология:РП для студ. эк. и юр. ф-тов и ф-та управления оч. и заоч. форм. обуч./Сост.: Е.А.Науменко.- Тюмень:ТГИМЭУП,2005.-16 с.

  12. Петровский, А. В. Теоретическая психология [Текст]: учеб.пособие для студ. психол. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 496 с.

  13. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т., Т.2.– М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2000.

  14. Райгородский Д. Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002

  15. Смит, Р. История гуманитарных наук [Текст] / Р. Смит; 2-е изд. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. - 392 с.

  16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 16-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2006.

  17. Швандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч.1, 2, 3. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2003.

  18. Шульц, Д. История современной психологии [Текст] / Д. Шульц, С. Шульц. - СПб.: Евразия, 1998. - 532 с.




  1. Материально-техническое обеспечение ОМ/ УД

Обучение предполагает использование компьютерных классов с выходом в интернет, специально оборудованных мультимедийными демонстрационными комплексами аудиторий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Стилистика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лексикология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «29» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа...
...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru