Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Психология социального отчуждения

Психология социального отчуждения



страница1/18
Дата публикации04.02.2015
ТипДокументы
100-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Б. Н. Алмазов

Психология
социального отчуждения



Екатеринбург 2007

УДК 340.6

ББК Р81

А51


A51 Б. Н. Алмазов

Психология социального отчуждения. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007.


ISBN 5-7845-0101-1

Эта книга предназначена тем, кто причастен к работе с людьми, в судьбе которых «как-то все не так». По своему стилю она не учебное пособие, не монография и даже не реферат, я не хотел никого учить, а, тем паче, с кем-то спорить. Единственная цель, которую я поставил перед собой, высказать свою точку зрения, на что мне дает право, как я считаю, отношение читателей к книгам предыдущим, принятым и понятым студентами вузов психолого-педагогической ориентации. Тем более, что здесь нет ничего надуманного. И если я вдаюсь в комментарии не только личных обстоятельств (онтогенеза личности), но и того, что называется ходом истории, то делаю это исключительно с психологических позиций (с позиций филогенеза личности). Понятно, из многих суждений, мнений, точек зрения, которые накопила литература, приходится выбирать лишь то, что нужно, опуская многое и многих, безусловно заслуживающих внимания, но таковы законы жанра.

Надеюсь, читать книгу будет если не полезно, то хотя бы интересно


ISBN 5-7845-0101-1

© Алмазов Б. Н., 2007

Вступление


«Призови меня в день печали, и я избавлю тебя» – я понимал эти слова теперь совершенно иначе: прежде они вызывали у меня только одно представление об освобождении из заточения, в котором я находился, потому что хоть на моем острове я и был на просторе, он все же был настоящей тюрьмой в худшем значении этого слова. Теперь же я научился толковать эти слова совсем в ином смысле… об избавлении я больше не молился и не думал о нем: таким пустяком стало оно мне казаться.

Д. Дефо

«Приключения Робинзона Крузо»

Поскольку эта книга предназначена не тем, кто интересуется социальным отчуждением вообще из отвлеченного интереса или с целью расширения кругозора (хотя и на этого читателя мы в какой-то мере рассчитываем), а тем, кто собирается работать с социально неприспособленными людьми или в какой-то мере участвовать в их судьбе, нужно сразу сузить тему ( как то сложно составлено предложение). Речь пойдет о тех вариантах отчуждения, где человек нуждается в социальной поддержке. Определенных усилиях со стороны общества и государства. Образно говоря, если отчуждение рассматривать как некую аномальность («потеряв свое место в замкнутом мире, человек перестает находить ответ на вопрос о смысле жизни, в результате он начинает испытывать сомнения в себе самом» – Э. Фромм1), то реабилитация есть способ терапии, а для правильного лечения нет ничего важнее правильного диагноза. На нем мы и сосредоточим внимание, оставаясь психологом и в главном, и в деталях.

Для этого необходимо преодолеть известную инерцию, ведь в течение многих лет в нашем отечестве представления о социальной поддержке не выходили за рамки социального обеспечения, то есть гарантии крова и пропитания из жалости и сострадания к людям, не способным о себе позаботиться, и лишь сравнительно недавно, когда миновала непосредственная угроза голодной смерти, представления людей о социальной справедливости перешли в разряд заботы о достойном существовании. Теперь нас интересует не только факт (инвалид, безработный, бродяга и т. п.), а феномен – мировоззрение и самочувствие этих людей. И здесь, когда речь идет не о куске хлеба, а более тонких материях, таких как ценностные ориентации, социальные позиции, личностные установки, без психолога обойтись невозможно. Мы должны ясно понимать и честно признавать, что общество и государство не в состоянии обеспечить каждому три основы для возможности достойно существовать:

адаптацию как готовность принимать и выполнять требования среды как личностно значимые смыслы (Ю. Клейберг);

идентификацию – готовность включиться в уклад жизни с присущими для нее ценностями (В. Петровский);

институализацию – принятие идеалов, на которых строятся правовые институты, в качестве внутренних регуляторов поведения (М. Мид).

И оставить для некоторых, кому это не по силам, возможность не гнаться за официальным статусом, а отступить в мир воображения, во всяком случае тогда, когда этот мир не враждебен обществу. Ведь известная деперсонализация (по Т. Шибутани) гораздо лучше насильственного приобщения к неприветствующей среде, так как способна примирить человека со многими житейскими неудачами. Придать его basic needs (самосохранения, принадлежности, самоуважения) иной вектор growth во избежание (по А. Маслоу) обостренной перцепции, переоценки себя, повышенной спонтанности, сосредоточенности, сопротивления «окультуриванию», идентификации себя с отрицательными героями и т.п.

Другими словами, обратить отчуждение на пользу человеку, чтобы, не обещая лишнего, окрасить привычный уклад жизни иными тонами, а в ландшафте обыденной жизни изменить, казалось бы, закосневшие пропорции. Легко ли это сделать, вопрос другого сорта. Начнем с того, что за скорлупой отчуждения как правило скрывается уязвленное самолюбие. А всякое прикосновение к язве болезненно в любом случае даже с лечебной целью, особенно неловкое и неумелое. Здесь нужны не только навыки (многие ими владеют, научившись на ошибках своих и чужих), но и знания. С последними дела обстоят похуже. К сожалению, учебная литература по социальной работе переполнена описаниями впечатлений и мнениями (гуманитарной публицистикой) из пресловутого практического опыта и здравого смысла – этой, по словам Л. Троцкого, «низшей формы интеллекта, достаточной лишь при известных условиях. Достаточных, чтобы торговать, голосовать, руководить профессиональным союзом, но на арене более сложных обобщений обнаруживающих себя как сгусток предрассудков определенного класса и определенной эпохи». Да еще, по словам К. Юнга, принадлежащих «специалистам, с грехом пополам обученным психологии, то есть точкам зрения (по большей части различным в своей основе) на те или иные правила, по которым нужно обращаться с человеком»1. И дело здесь не только и не столько в естественном желании университетских преподавателей обойтись без науки если обстоятельства позволяют. А в иррациональной природе самого предмета изучения.

Отрываясь от социального обеспечения с его материальными расчетами мы вступаем на зыбкую почву метафизики (по И. Канту). Развивая эту мысль, он пришел к однозначному выводу, что душа, как и космос, познается нами в условных единицах, которые нам нужны вне природы самого объекта. Например, измерять в километрах расстояние до звезд конечно можно, но это вовсе не значит, что мы постигаем саму бесконечность. «В своей трактовке каждой теории личности следует исходить из того, какое отношение эта теория имеет к каждому из нас. Например, работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция режимов подкрепления Б.Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения К. Юнга, посвященные роли символов и значимости Я» – отмечают Р. Фрейнджер и Д. Фейдман в своей капитальной работе «Личность» уже в наши дни.

Исходя из этих соображений, мы и попытались осмыслить проблему социального отчуждения сугубо прагматично, лишь в том ключе, который нужен для работы с живыми людьми в повседневной реальности, заведомо опуская умозрительные схемы, принадлежащие университетским преподавателям, черпавшим свои выводы из экспериментов, где в качестве лабораторных животных выступали их студенты. Может быть и несомненно мы не стали при этом ближе к истине (да и не стремились к ней), но совершенно уверены, что наши схемы и приемы диагностического мышления своей логикой будут практически интересны для тех, кто занимается реальным делом.

Рекомендуемая литература


Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. – М., 1998

Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов н/Д, 1996.

Полевая М. В. Феномен отчуждения в психологии. – Балашов, 1996.

Ядов В. А. Образ мыслей и образ жизни. – М., 1996.
Для нашего человека
социального отчуждение
важнее экзистенциального



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения...
Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая...

Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...

Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...

Iii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...

Рабочая программа дисциплины введение в профессию специальность: 030301. 65 «Психология»
Специализации: юридическая психология, организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая...

Рабочая программа учебной дисциплины
Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: возрастная психология и психология развития, педагогическая...

Темы вашего учебного проекта
Аэс создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
Специализация: Организационная психология, Психология менеджмента, Юридическая психология, Клиническая психология, Психологическое...

Рабочая программа дисциплины
Специализация: Организационная психология, Психология менеджмента, Юридическая психология, Клиническая психология, Психологическое...

Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru