Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Реферат Объем 209 стр., 93 источника

Реферат Объем 209 стр., 93 источника



страница1/16
Дата публикации10.12.2014
ТипРеферат
100-edu.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
РЕФЕРАТ

Объем – 209 стр., 93 источника.
Ключевые слова: модель, общественность, гражданский заказ, информационная открытость, государственно-общественное управление, общественная экспертиза.
Объект исследования: отношения системы образования и общества в новых экономических условиях.

Цель работы: комплексное исследование трансформации отношений системы образования и общества в новых экономических условиях, разработка модели взаимодействия образования и общества, обеспечивающую инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.

Задачи этапа «Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации. на всех уровнях управления образованием»:

  • разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования;

  • разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием;

  • обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества;

  • разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества;

  • разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью;

  • подготовка итогового отчета о НИР и публикаций по результатам второго этапа НИР.


Методологические основы работы:

  1. деятельностный подход,

  2. институциональный подход,

  3. теория человеческого капитала,

  4. концепции гражданского общества, ответственности и подотчетности (accountability),

  5. концепция «гражданского» (общественного) заказа»,

  6. теория (концепция) стейкхолдеров (stakeholder concept),

  7. теория сигналов,

  8. модель агентских отношений.


Методы работы:

  • метод системного анализа,

  • метод анализа документов и иных источников,

  • метод проблемно-ориентированного анализа,

  • метод экспертных оценок.


В ходе работы по проекту на 2-м этапе получены следующие результаты:

  • разработана модель взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающая инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования;

  • разработаны рекомендации по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием;

  • обоснованы основные направления совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества;

  • разработаны механизмы совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества,

  • разработана модель мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью,

  • подготовлен итоговый отчет о НИР и публикаций по результатам второго этапа НИР.


По итогам выполнения работ подготовлены следующие документы:

Описание модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Рекомендации по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.

Аналитическая записка, содержащая характеристику и обоснование основных направлений и механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества, характеристику и обоснование основных направлений и механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества (2 раздела).

Модель мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.

Итоговый отчет и публикации по результатам 2 этапа НИР.
Использование результатов работ.

Результаты работ использованы:

- для подготовки предложений Правительству РФ по обновлению стратегии долгосрочного развития (2020) в рамках работы экспертной группы «Новая школа»;

  • для разработки предложений по изменениям и дополнениям в законопроект «Об образовании в Российской Федерации».


Перспективы использования результатов работ:

Результаты работ будут использованы в образовательном процессе:

  1. учреждений высшего и дополнительного профессионального образования (магистерские программы, программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки);

  2. подготовки представителей общественности – членов органов государственно-общественного управления, общественных экспертных советов и комиссий, некоммерческих организаций, оказывающих поддержку системе образования.

Формами использования результатов выступят:

  • разработка учебных программ, курсов лекций, учебно-методических комплексов;

  • чтение лекций, проведение семинаров.

Результаты работ будут использованы в социальной сфере:

- в деятельности органов законодательной и исполнительной власти федерального уровня, субъектов РФ, органов местного самоуправления по нормативному регулированию гражданского контроля доступности и качества образования, участия общественности в управлении образованием;

- в деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений по совершенствованию системы взаимодействия с общественностью,

- в практике органов государственно-общественного управления, институтов общественной экспертизы в образовании, некоммерческих организаций.
Экономическая эффективность (значимость) работы: внедрение результатов будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности образования и снижению рисков вложений в образовательную сферу, обеспечению большей прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления в системе образования, повышению эффективности использования бюджетных средств, снижению уровня коррупции в сфере образования.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
КПМО – комплексные проекты модернизации

НСОТ – новая система оплаты труда

ОСОКО – общероссийская система оценки качества образования

ЕГЭ – единый государственный экзамен

ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование»

НПО – начальное профессиональное образование

СПО – среднее профессиональное образование

ВПО – высшее профессиональное образование

СОДЕРЖАНИЕ



Введение

9

Основная часть

Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, адекватной задачам модернизации, обеспечивающей инновационный характер развития образования, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования, рекомендаций по ее реализации на всех уровнях управления образованием


15



1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.



15

2. Разработка рекомендаций по реализации модели взаимодействия системы образования с общественностью для всех уровней управления образованием.



86

3. Обоснование основных направлений совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.


135

4. Разработка механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.


139

5. Разработка модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия системы образования с общественностью.



144

6. Копии статей.

162

Заключение

191







ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышении качества жизни граждан и роста экономического потенциала государства [83],[85].

При этом проводимая в стране модернизация системы образования, прежде всего, внедрение новой экономической модели функционирования системы образования (формирование квази-рыночных отношений, предполагающих конкуренцию образовательных учреждений за потребителя, расширение сферы дополнительных образовательных услуг) вызывает трансформацию отношений государства и общества в сфере образования.

В обществе возникают опасения в отношении гарантий доступности качественных образовательных услуг, роста коррупции в сфере образования, усиливается недоверие к целому ряду реализуемых в стране направлений реформы образования.

Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы.

В свою очередь государство стремится преодолеть традиционную ведомственную закрытость системы образования, создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития образования.

«Концепция долгосрочного  социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» рассматривает в качестве приоритетной задачи формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации [25].

«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (от 17 ноября 2008г. № 1663-р) определяют, что «…важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства», «…будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)» [84].

Проводимые в РФ административная реформа и реформа бюджетного сектора направлены на повышение ответственности органов исполнительной власти и учреждений за результаты деятельности повышение качества государственных и муниципальных услуг. Это одна из приоритетных задач бюджетной политики, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах [12].

Данная задача крайне актуальна для органов, осуществляющих управление в системе образования и образовательных учреждений. В соответствии с Указами Президента в качестве важного показателя при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти, эффективности бюджетных расходов в сфере образования используется показатель «удовлетворенность населения качеством оказываемых услуг» [73],[74].

Для практической реализации указанных приоритетов сегодня как никогда востребована научно обоснованная модель взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение коррупции.

Проведенный на первом этапе исследования анализ актуальной ситуации в сфере взаимодействия государства и общества в сфере образования позволил раскрыть содержание актуального общественного заказа образованию, действующие механизмы согласования потребностей его адресантов и адресатов, взаимные ожиданий и установки производителей и потребителей образовательных услуг, выявил основные проблемы построения эффективных отношений системы образования и общества, обусловливающих их факторов.

Таким образом была сформирована эмпирическая основа для определения подходов к разработке модели взаимодействия государства и общества в сфере образования и основных требований к ее содержанию, в т.ч. определены следующие основные направления взаимодействия государства и общества:

выявление, оформление гражданского заказа к образованию, согласование гражданского заказа с государственным заказом,

участие общества в формировании и реализации государственной политики в сфере образования,

реализация принципа государственно-общественного управления образованием,

удовлетворение информационных потребностей общества, формирование общественного мнения о ситуации в образовании,

участие общества в оценке качества образования, общественный контроль в системе образования,

взаимодействие государства и общества в вопросах обеспечения гарантий доступности качественного образования,

стимулирование и поддержка общественных объединений, сфокусированных на задачах поддержки (развития) образования, обеспечения качества образования, саморегулирования в системе образования («сектор гражданского общества в сфере образования»),

партнерство системы образования и общества в образовании и социализации детей и подростков.

Одновременно проведенный теоретический анализ проблемы взаимодействия системы образования и общества, опирающийся на изучение трудов отечественных и зарубежных авторов, позволил сформулировать основные требования к данной модели.

Такая модель должна:

- органично включать в себя в обобщенном виде как широко апробированные в последние годы успешные практики организации эффективного государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, так и перспективные инновационные формы его организации, не только экспериментально апробируемые сегодня, но и теоретически возможные, которые могут быть востребованы и разработаны в будущем;

- соответствовать в части организационных форм и процедур взаимодействия с общественностью существующему законодательству и иным нормативным правовым актам и их прогнозируемым изменениям и развитию в этой области правового регулирования;

- представлять собой не окончательную детализированную организационно-функциональную схему взаимодействия системы образования с общественностью, а задавать и описывать научно обоснованные: единые принципы проектирования организационно-правовых форм государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, ключевые организационные характеристики и типизацию структурно-функционального состава вариативных организационных форм такого взаимодействия, организационные условия и адекватные им технологии проектирования и внедрения на основе обобщенной модели вариативных форм взаимодействия системы образования с общественностью на всех уровнях управления образованием.

Необходимым требованием к разработке модели является обеспечение ее практико-ориентированного характера. Разработанная модель выступает основой для определения и обоснования основных направлений и механизмов совершенствования государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества.

Наконец, в современной системе государственного управления, ориентированного на результат, практическая реализация модели и комплекса мер по совершенствованию государственной политики в сфере взаимодействия системы образования и общества не может осуществляться без проведения систематического мониторинга ситуации. Это предполагает разработку модели мониторинга ситуации в сфере взаимодействия государства и общества в сфере образования.

Выполнение комплекса заявленных научно-исследовательских работ позволяет получить результаты, не имеющие аналогов в отечественной науке и сопоставимые с мировым уровнем исследований данного вопроса.

В свою очередь их практическое использование будет способствовать обеспечению инновационного характера развития образования, повышению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, снижению уровня коррупции в сфере образования.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, АДЕКВАТНОЙ ЗАДАЧАМ МОДЕРНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НА ВСЕХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
1. Разработка модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, снижение уровня коррупции в сфере образования.
1.1. Теоретические подходы к разработке модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.
Актуальность взаимодействия системы образования с общественностью обусловлена современным социально-экономическим контекстом, который характеризуется развитием гражданского общества, изменением роли гражданских институтов и граждан в политической и социальной системе. Повышение роли и значения гражданских институтов в сфере образования неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации Д.А.Медведева [34]. Поставленные и реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования потребовали расширения общественного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере образования, в управлении образованием, в оценке его эффективности и качества. Указанные направления рассматривались как приоритет развития образования во всех стратегических документах российского образования двух последних десятилетий, включая последние наиболее концептуальные:

- Концепция модернизации российского образования до 2010 г.;

- Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года;

- Федеральная целевая программа развития образования на период 2006-2010 гг.).

В 2004-2006 гг. Министерство образования и науки РФ санкционировало проведение эксперимента по апробации новой эффективной формы участия представителей общества в управлении общеобразовательным учреждением – управляющего совета. В 2007-2009 гг. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 31 субъекте РФ реализованы региональные комплексные проекты модернизации образования (РКПМО), в которых было предусмотрено расширение общественного участия в управлении образованием и в оценке его качества. Реализация этих проектов наглядно и убедительно продемонстрировала значимость государственно-общественного взаимодействия в управлении, в контроле и в оценке качества образования, в обеспечении общественной поддержки модернизации образования.

Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и в контроле качества образования продолжает оставаться одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу в числе основных направлений деятельности Правительства РФ1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая образовательное учреждение» предусматривает обеспечение открытости школьного управления[42].
Исследованию процессов взаимодействия системы образования и общества посвящены работы таких зарубежных авторов, как Дж. Ст. Милль, Д. Дьюи, Д. Конант, Р. Вестбрук, Э. Гутман, Э. Энтвистл, Т. Найт, А. Нейл и др. Это свидетельствует о том, что задача развития общественного участия в развитии образования является актуальной не только для России, но и входит в мировую проблематику развития образования, носит глобальный характер.

Имеются многочисленные научные исследования, посвященные различным аспектам взаимодействия государства и общества в сфере образования.

Вопросам взаимосвязи и взаимозависимости демократического государственного устройства и развития национальных систем образования посвящены работы таких авторов, как Б. Барбер, Д. Конант, Р. Вестбург. Взаимосвязи и взаимообусловленность демократического образования и демократизации управления образованием исследовали Дж. Дьюи, С. Френе, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, А.Н. Тубельский многие др.

В работах отечественных авторов по инновационному менеджменту в образовании и теории управления развитием образования, таких как А.М. Моисеев, А.А. Пинский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.М Ушаков, Т.И. Шамова и др. глубоко исследованы вопросы реализации принципа государственно-общественного управления образованием.

Организационные формы и процессы привлечения общественности к управлению и к оценке качества в образовательных учреждениях исследовались в работах А.И. Адамского, Н.В. Акинфиевой, О.Ю. Валетовой, В.И. Гусарова, В.К. Бацына, В.И. Бочкарёва, С.Г. Косарецкого, А.М. Моисеева, Т.Г. Новиковой, Е.В. Переславцева, А.А. Пинского, А.С. Прутченкова, А.М. Цирульникова.

Различные аспекты взаимодействия органов управления образованием регионального и муниципального уровней с общественностью исследованы в работах С.Г. Алексеева, Г.А. Белинского, Т.Ч. Будаевой, А.Ф. Гузаировой, Н.В Мальковец, Н.Д. Попова, Т.В. Саенко, С.Д. Сергеева, Т.А. Степановой, на уровне образовательного учреждения - В.И. Бочкарева, Н.Ф. Дика, А.К. Каменского, А.И. Кузнецова, В.Ю. Коровкина, Л.А. Мокрецовой, М.Н. Недвецкой, Н.В. Политкутиной, О.С. Скорохода и др.

Исследования, посвященные вопросам взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающего инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг, имеют в настоящее время достаточно широкую не только зарубежную, но и отечественную эмпирическую базу, к которой можно отнести, в частности, результаты проектов, реализованных в различных регионах России: мегапроекта «Развитие образования в России» 1999-2003 гг., ряда российско-британских проектов и федеральных проектов в рамках Федеральной программы развития образования 2005-2010 гг., федерального эксперимента по апробации школьных управляющих советов 2004-2006 г., региональных комплексных проектов модернизации образования в рамках ПНПО 2006-2009 гг.

Благодаря этому накоплен определенный потенциал научных идей, проведены теоретические исследования, разработаны и апробированы разнообразные методические рекомендации по созданию организационных форм, процедур и регламентов взаимодействия территориальных (региональных и муниципальных) систем образования, образовательных учреждений с общественностью.

Это позволяет поставить задачу разработки научно обоснованной модели взаимодействия системы образования с общественностью, обеспечивающей инновационный характер развития образования, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Такая модель должна:

- органично включать в себя в обобщенном виде как широко апробированные в последние годы успешные практики организации эффективного государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, так и перспективные инновационные формы его организации, не только экспериментально апробируемые сегодня, но и теоретически возможные, которые могут быть востребованы и разработаны в будущем;

- соответствовать в части организационных форм и процедур взаимодействия с общественностью существующему законодательству и иным нормативным правовым актам и их прогнозируемым изменениям и развитию в этой области правового регулирования;

- представлять собой не окончательную детализированную организационно-функциональную схему взаимодействия системы образования с общественностью, а задавать и описывать научно обоснованные: единые принципы проектирования организационно-правовых форм государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, ключевые организационные характеристики и типизацию структурно-функционального состава вариативных организационных форм такого взаимодействия, организационные условия и адекватные им технологии проектирования и внедрения на основе обобщенной модели вариативных форм взаимодействия системы образования с общественностью на всех уровнях управления образованием.

Модель организации взаимодействия должна предоставлять необходимые организационные
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Отчет: 180 стр., 11 рис., 12 табл., 72 источника
...

Требования к реферату-переводу
Реферат-перевод должен содержать: введение (на иностранном языке), реферат иностранного источника (на иностранном языке), перевод...

Реферат Объем: 119 стр., 16 рис., 7 табл., 7 использованных источников
...

Реферата
Письменный реферат является самостоятельной работой, посвященной анализу и обоснованию темы предполагаемого исследования. Объем реферата...

Реферат Тема. Научный
Объем реферата – не менее 10 стр. Обязательно использование не менее 5 источников, опубликованных в последние 10 лет. Обязательно...

Реферат Основные требования к реферату
Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе...

Методические рекомендации По каждому вопросу предполагается выступление...
Характеристика источника (время написания, степень сохранности, стиль написания)

Реферат Подготовка и написание реферата
Объем реферата должен составлять не менее 20 страниц. Объем текста определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной...

Домашнее задание Русский язык по тетради стр. 1-24 Украинский по тетради стр. 1-8
Стр. 38-39 вопросы; упр. 365 стр. 40-44 – выучить правила, словарные слова упр. 371,374,378

Рефератов по дисциплине «Введение в специальность»
Требования: подготовить письменный реферат (15-20 стр.) раскрывающий наиболее важные аспекты строительства заданного сооружения (темы)....

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru