Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Методические указания к курсу История русской литературы XIX века (последняя треть, Достоевский Чехов) Специальность «Филология»

Методические указания к курсу История русской литературы XIX века (последняя треть, Достоевский Чехов) Специальность «Филология»



страница1/5
Дата публикации27.12.2014
ТипМетодические указания
100-edu.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Белопольский Вадим Николаевич
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсу История русской литературы XIX века

(последняя треть, Достоевский - Чехов)


Специальность «Филология»

Специализация «Русский язык и литература»

Шифр специальности по ОКПО: 021700

Шифр специальности по ОКСО:031001

Ростов-на-Дону

2006

Методические указания разработаны на кафедре истории русской литературы заведующим кафедрой доктором филологических наук профессором В.Н. Белопольским.

Ответственный редактор кандидат филологических наук Г.Л. Черюкина.

Утверждены на заседании кафедры 25 мая 2006, протокол №8.

Курс «История русской литературы XIX века» (последняя треть) включает в себя такие вершины русской классической литературы как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Целью данного курса являются следующие задачи: 1) дать студентам представление о современном прочтении включенных в курс произведений классиков; 2) уделять особое внимание опорным и спорным проблемам курса; 3) ознакомить с наиболее важными и характерными трудами представителей литературоведческой науки; 4) помочь овладеть искусством глубокого художественно-эстетического анализа; 5)научить обосновывать и доказывать свою точку зрения, ориентироваться в противоречивом потоке оценок и мнений; 6) воспитывать у студентов национальную гордость и интерес к историческому прошлому русского народа.

В основу данной концепции курса положена государственная программа для университетов с учетом тех изменений, которые произошли в науке о русской литературе в последние годы.

В соответствии с государственным стандартом курс истории русской литературы последней трети XIX века изучается на отделении отечественной филологии в шестом семестре. Но его изучение отводится 64 аудиторных часа: 32 часа лекций и 32 часа практических занятий.

Проверка усвоения материала осуществляется с помощью рефератов.

Форма отчетности – экзамен.

Учебно-тематический план курса


Наименование тем

Лекции

Часы

1. Новые тенденции в изучении русской литературы. Роль Православия в возникновении и развитии русской словесности.

2

2. Творчество Достоевского 1840-х годов. «Бедные люди» Белинский и Майков о Достоевском

2

3. Нравственно-философская направленность повести Достоевского «Записки из подполья»

2

4. Роман Достоевского «Преступление и наказание»

2

5. Роман «Идиот»

2

6. Роман «Бесы»

2

7. Роман «Братья Карамазовы»

2

8. Поэтика и мировоззрение Достоевского

2

9. Творческий путь Н.С. Лескова

2

10. Трилогия Л.Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Повесть «Казаки»

2

11. «Война и мир»

2

12. «Анна Каренина»

2

13. Роман «Воскресенье»

2

14. Ранний период творчества Чехова. Идейные и художественные искания Чехова в рассказах об интеллигенции.

2

15. Идейная направленность повести Чехова «Палата номер 6»

2

16. Поэтика Чехова – прозаика

2

17. Новаторство Чехова - драматурга

2

Практические занятия

34

1. Идея Родиона Раскольникова

2

2. Идеи и образы «Идиота»

2

3. «Бесы» в зеркале сатиры и философии

2

4. Карамазовщина и ее преодоление

2

5. Творчество Н.С. Лескова

2

6. Повесть Л.Н. Толстого «Казаки»

2

7. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

2

8. Трагедия Анны Карениной

2

9. Творческий путь Г. Успенского

2

10. Творчество В.М. Гаршина

2

11. Творчество В.Г. Короленко

2

12. Повесть А.П. Чехова «Палата номер 6»

2

13. Загадка «Черного монаха» Чехова

2

14. Рассказ Чехова «Дом с мезонином»

2

15. Повесть Чехова «Скучная история»

2

16. Пьеса Чехова «Чайка»

2

17. Новаторство Чехова в пьесе «Вишневый сад»

2


Учебная программа. История русской литературы XIX века

(последняя треть, Достоевский - Чехов)
Введение

В советское время была выработана стройная и последовательная концепция истории русской литературы, в частности оценки русской классики XIX века. В ее основе ленинские положения о трех этапах освободительного движения, о двух культурах в одной национальной культуре, учение о классовости и народности и т.д. В 1930-е годы было выдвинуто понятие о художественном методе, причем метод (критический и социалистический реализм, романтизм) почитался как нечто, стоящее над писателем и игнорирующее его своеобразие, отличие от писателей, причисленных к тому же методу.

Метод реализма носил оценочный характер. Позднее появилось «противоположное общее место»- применительно к романтизму.

В последние пятнадцать лет были предприняты попытки обновить методологию. Произошли заимствования из зарубежного опыта – интертекcтуальный подход, мифопоэтика, герменевтика и т.д. Обогатился сам корпус изучаемых текстов за счет так называемой «возвращенной литературы» в том числе не только писателей, но и представителей «русской мысли» от Чаадаева и Хомякова до Бердяева и Мережковского.

В основу нового подхода к русской классике XIX века положены два важнейших положения, высказанных М.М. Бахтиным: литература – часть культуры, она существует в «большом времении». «Так называемый литературный процесс эпохи, изучаемый в отрыве от глубокого анализа культуры, - писал Бахтин,- сводится к поверхностной борьбе литературных направлений, а для нового времени (особенно для XIX века ), в сущности, к газетно-журнальной шумихе, не оказывавшей существенного влияния на большую, подлинную литературу эпохи. Могучие глубинные течения культуры… остаются нераскрытыми, а иногда и вовсе неизвестными исследователям» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. с. 330).

Русская литература, точнее русская словесность, возникла и развивается как литература православная – таков главный тезис положенный в основу новой концепции русской литературы. Эта концепция развита такими исследователями как И.А.Есаулов («Категория соборности в русской литературе» Петрозаводск, 1995г., «Пасхальность русской словесности», М., 2004г.), М.М. Дунаев («Православие и русская литература» В 6 ч.М.1996-2000), А.М. Любомудрова («Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев», СПб., 2003). Эта концепция развита в многочисленных сборниках, изданных в Петрозаводском университете («Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков (цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр») на конференциях и в сборниках, изданных Пушкинским Домом («Христианство и русская литература»).

При разработке программы курса автор старался учесть новые тенденции в изучении и преподавании русской литературы.

Ф.М. Достоевский

Достоевский и современность. Моровое значение писателя. Проблема периодизации творчества. Роман «Бедные люди». Традиции и новаторство в романе. Новая концепция человека, Достоевский и Пушкин, Достоевский и Гоголь. Оценка его творчества Белинским и В. Майковым.

Повести и романы писателя конца 1850 – начала 1860-х годов. «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», Добролюбов о Достоевском.

Повесть «Записки из подполья» - новый этап в творчестве Достоевского. Полемика с позитивизмом, безудержным индивидуализмом, рационализмом и социалистическими утопиями. Постановка экзистенциальных проблем.

«Пятикнижие» Достоевского. «Преступление и наказание», жанровое своеобразие романа. Заповедь «Не убий» и ее противники. Родион Раскольников и споры об этом образе в научной литературе. Идейное значение образов Свидригайлова, Лужина, Разумихина, Сони, Порфирия Петровича. Осуждение рационалистического подхода к жизни. Оценки романа Страховым и Писаревым. Роман «Идиот» - его место в творчестве писателя. Образ «положительного прекрасного человека», его истоки, оценка Мышкина критикой. Значение образов Ипполита Терентьева, Лебедева, Ганечки Иволгина. Образы «современных позитивистов», их значение в идейной направленности романа. «Бесы» - роман-провидение, роман-предупреждение. «Бесы» - их реальные прототипы и исторические параллели. «Бесы» - роман-трагедия. Философская глубина и значение образов Ставрогина, Кириллова, Шатова. Споры о романе, его роль в идеологической жизни. Рассказ «Сон смешного человека», образ «золотого века», отношение Достоевского к христианству и утопическим проектам земного рая. Идейное и художественное своеобразие «Дневника писателя». «Братья Карамазовы». Итоговый характер последнего романа писателя. Нравственно-философские искания Дмитрия, Ивана и Алеши, заветы старца Зосимы. Споры о продолжении романа.

Творческий метод Достоевского – «реализм в высшем смысле». Новый взгляд на человека. Своеобразие психологизма. Особенности хронотопа. Роль символа и пародии. Полифонизм. Достоевский в оценке В.В. Розанова, Д.С. Мережсковского, Л.Д. Шестова. Важнейшие концепции творчества Достоевского в современном литературоведении.

Н.С. Лесков

Место Н.С. Лескова в литературном движении второй половины XIX века. Своеобразие творчества Лескова в 1860-е годы, его демократизм, яркость бытовых картин – «Леди Макбет Мценского уезда». Антинигилистические романы «Некуда», «На ножах», своеобразие позиции Лескова.

Эволюция мировоззрения и творчества Н.С. Лесков в 70-90 гг., сближение с Л.Н. Толстым. Роман «Соборяне» - высшее достижение романного мастерства Лескова. Жанровое своеобразие, проблема национального характера (Савелий Туберозов, Ахилла Десницын). Проблема «века нынешнего и века минувшего» (Варнавка Препотенский, Термесесов, Марфа Андреевна Плодомасова). «Праведники» и «чудаки» Лескова («Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Левша», «Несмертельный Голован»). «Коварные рассказы» - «Простое средство», «Административная грация», «Заячий ремиз».

Поэтика Лескова. Жанровое своеобразие. Сатирическое мастерство. Сказочная манера. Своеобразие языка, связь с фольклором.

Л.Н. Толстой

Раннее творчество Л.Н. Толстого. «Детство», «Отрочество» и «Юность». Проблема нравственного усовершенствования, художественное своеобразие трилогии. Военная тема в «Севастопольских рассказах». Чернышевский об особенностях художественного таланта Толстого. Критика буржуазной цивилизации в повести «Люцерн». Тема природы и культуры, проблема народа в повести «Казаки». Педагогические взгляды Толстого, журнал «Ясная поляна».

«Война и мир» - вершина творчества писателя. Творческая история. Проблема жанра. Философия истории в романе «Война и мир». Народ как главный герой эпопеи. Противопоставление образа Кутузова образу Наполеона. Значение образа Платона Каратаева. Нравственно-философские искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Наташи Ростовой. Критика в романе придворной, светской и бюрократической среды.

«Анна Каренина». Проблема любви, брака и семьи. Трагедия Анны, трактовка ее причин в научной литературе. Критическое изображение в романе различных слоев дворянства и бюрократии (Облонский, Вронский, Каренин). Образ Левина; выражение в нем духовных исканий автора. Поиски Левиным решения социальных и нравственно-философских проблем. Композиционные и жанровые особенности «Анны Карениной».

Кризис в мировоззрении Толстого в начале 80-х годов. Религиозные взгляды Толстого, их сила и слабость. Оценка В.С. Соловьевым, Н.С. Лесковым, И.А. Ильиным теории «непротивления злу насилием». Отражение религиозного перелома во взглядах писателя в его творчестве. Религиозно-философские произведения («Исповедь», «В чем моя вера», «О жизни» и др.) . народные рассказы. Проблема смысла жизни в повести «Смерть Ивана Ильича». Толстой – драматург. Драма «Власть тьмы». Комедия «Плоды просвещения». Отражение идейных исканий писателя в пьесе «И свет во тьме светит». Повесть «Крейцерова соната», противоречивость позиции автора.

Роман «Воскресенье» - высшее творческое достижение писателя после перелома. Отражение идейного перелома в художественном методе: усиление сатирической тенденции, морализаторства, прием контраста, своеобразие психологизма. Обличение государственного и общественного устройства, суда, церкви, администрации. Изображение крестьянской жизни, тюрьмы и каторги. Толстовская оценка деятельности революционеров. Проповедь религиозно-нравственного самоусовершенствования и непротивление злу насилием. Образ Нехлюдова, своеобразие образа Катюши Масловой.

Повесть «Хаджи-Мурат» - художественное завещание Л.Толстого. Пафос утверждения жизни. Изображение горцев, кавказской войны. Сочувствие простому народу и обличение деспотизма (Николай I, Шамиль). Повесть «Отец Сергий». Рассказ «После бала». Драма «Живой труп», отрицание в ней современной цивилизации. Взгляды Толстого на искусство (трактаты «Что такое искусство?» и «О Шекспире и о драме»). Отрицательное отношение к «чистому искусству» и декаденству. Отстаивание религиозно-морализаторской сущности искусства.

Отношение Толстого к революции и самодержавию, протест против смертных казней в эпоху реакции после 1905 года («Не могу молчать»).

Художественный метод Толстого. Сила и своеобразие психологического анализа в его произведениях. Эпическое начало. Особенности сатиры. Своеобразие стиля. Традиции Толстого в русской литературе.

Мировое значение Толстого – художника и мыслителя.

Г.И. Успенский

Успенский – писатель-народник. Ранний период творчества. «Нравы Растеряевой улицы» и «Разоренье». Образы чиновников, мастеровых, городской бедноты. Образ рабочего – протестанта Михаила Ивановича. Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успенского 70-80 гг. Отражение процесса разорения пореформенного крестьянства, классового расслоения: «Книжка чеков», «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». Образы крестьян Ивана Ермолаевича и Ивана Босых.

Проблема народа и интеллигенции в творчестве Успенского. Критика либеральной интеллигенции 80-х гг. Революционер – просветитель как положительный герой. Успенский о буржуазном Западе. Тема России и буржуазной Европы (очерки «Больная совесть», «Выпрямила»). План очерков «Власть капитала».

Противоречия реализма писателя: романтическая идеализация крестьянской общины и реалистическое изображение расслоение деревни. Принципы художественного обобщения в очерках Успенского. Циклизация очерков. Особенности психологической характеристики. Юмор и лиризм писателя.

Литературное движение 1881-1895 гг.

Общественно-политический фон эпохи: кризис радикального народничества, установление политической реакций, теорети­ческая борьба народников и марксистов. Возрождение русской идеалистической философии; новые направления религиозной мысли (Л. Толстой, Вл. Соловьев, К. Леонтьев).

Закрытие "Отечественных записок". Ведущие журналы народнического ("Русское богатство"), либерального ("Русская мысль", "Вестник Европы") направлений. Популярность юморис­тической журналистики ("Стрекоза", "Осколки"). Возрастание общественной и литературной роли газет: "Неделя" И.Гайдебурова, "Новое "Время" А.Суворина, "Русские ведомости".

Завершение пути крупнейших русских писателей. Своеобра­зие литературной позиции Л. Толстого. Новые силы русской прозы: Гарин, Короленко, Чехов. "Средний человек" в произве­дениях восьмидесятников; проблемы "безвременья", "малых дел», "общей идеи". Господство малых жанров в прозе. Поиски путей обновления художественного языка.

Натурализм в литературе (П.Боборыкин, Н. Лейкин, И. Потапенко). Роль П. Боборыкина в развитии жанра социально-быто­вого романа. Тематика романов К. Станюковича; своеобразие его "морских" рассказов.

Областное и общероссийское в "уральских" произведениях Д. Мамина-Сибиряка ("Уральские рассказы", "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Золото"). Выразительность народной речи в романах-хрониках и рассказах, натуралистические тен­денции в творчестве писателя.

"Артель" восьмидесятников - "скромных" реалистов (И. Ясинский, М.Альбов, К. Баранцевич, И. Леонтьев - Щеглов).

Поэты "больного поколения" (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). Последние стихи Фета ("Вечерние огни"), стихотво­рения Вл. Соловьева, их роль в становлении символизма. Рус­ское декаденство (выступления Д.Мережковского, Н.Минского); ранние произведения символистов (сборники В.Брюсова).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Реферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме:...
Ее происхождение невозможно свести к какому-то одному источнику, истоки и генезис этого удивительного жанра можно найти и в устном...

Рабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология»
Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин...

Тематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

1. Общественные и литературные
Технологическая (индивидуальная) карта дисциплины «История русской литературы XIХ века, вторая треть»

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Вопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы»
По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней)

Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы...
...

Учебнаяпрограмма дисциплина: опд. Ф. 03 2 История русской литературы XVIII века
Целью дисциплины «История русской литературы XVIII века» является формирование представлений о закономерностях, содержании и формах...

Ю. А. Матвеева История русской литературы
Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru