Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Методические рекомендации для студентов «Медицинская экология»

Методические рекомендации для студентов «Медицинская экология»



Дата публикации10.12.2014
ТипМетодические рекомендации
100-edu.ru > Лекции > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Медицинская экология», 2 курс

1. Содержание дисциплины
1.1. Наименование тем, их содержание и объем

Учебная дисциплина «Медицинская экология» включена в учебный план и преподается на II курсе медицинского факультета для специальностей «лечебное дело» и педиатрия»; состоит из лекционных занятий (20 часов), семинарских занятий (52 часа) и зачета (3 часа).

Наименование изучаемых тем:

Тема №1.

Предмет и задачи экологии. Основы общей экологии. Методы исследований в экологии. Медицинская экология как наука. Взаимодействие человека с окружающей средой. История развития медицинской экологии. Основные законы медицинской экологии.

  • Определение науки «экология».

  • Определение предмета и задач экологии.

  • Исторические этапы развития экологии как науки.

  • Динамика накопления экологических проблем при развитии общества.

  • Место медицинской экологии, ее определение, предмет и задачи.

  • Определение понятия «экологический метод исследования». Характеристика методов.

  • Основные законы экологии: биогенной миграции атомов, незаменимости биосферы, однонаправленности потока энергии, необратимости эволюции Л. Долло, единства «организм и среда», толерантности, оптимума, ограничивающего фактора, принципа исключения Гаузе, правило 10% и др.

  • Определение понятия «биосфера». Учение В.И Вернадского о биосфере. Иерархия уровней организации биосферы (террабиосфера, гидробиосфера, аэробиосфера, литобиосфера). Границы биосферы. Понятие об экосистемах и их основных компонентах – абиотическом и биотическом. Биогеоценотические комплексы. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

  • Характеристика аспектов взаимодействия человека с окружающей средой.

  • Определение понятия «гидросфера». Возникновение гидросферы. Классификация водных объектов. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Структурная и функциональная организация гидросферы. Роль гидросферы в народном хозяйстве и жизнедеятельности человека.

  • Определение понятия «атмосфера», ее газовый состав. Строение атмосферы и ее роль в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

  • Определение понятия «литосфера», ее строение. Землетрясения, вулканы. Формирование почвы.

  • Круговорот веществ в природе (воды, кислорода, углерода, азота и минеральных веществ).

  • Определение понятия «мониторинг». Характеристика существующих видов мониторинга и организаций, занимающихся его проведением.

Тема №2.

Факторы внешней среды (природно-климатические) и здоровье человека; влияние природных циклов и метеорологических факторов на организм человека. Понятие об экологически опасных факторах (ЭОФ). Классификация и аксиоматика ЭОФ.

  • Понятие «климат» и его классификация. Понятие «погода» и ее типы.

  • Метеочувствительность, метеорезистентность и метеопатия.

  • Понятие «экологически опасные факторы» и их классификация.

Тема №3.

Химические экологически опасные факторы: тяжелые металлы, диоксины, ПАУ, ДДТ и др. Пестициды, нитраты и их влияние на здоровье человека. Загрязнение атмосферы промышленными поллютантами. Табакокурение.

  • Основные источники загрязнения металлами гидросферы, атмосферы и литосферы.

  • Классификация металлов по их биологическому действию на организм человека.

  • Понятие «тяжелые металлы» и представители группы (кадмий, хром, ртуть, свинец, хром и кобальт). Пути попадания в организм человека. Механизмы токсичности. Кумулятивные эффекты. Период полувыведения из организма человека. Накопление в пищевой цепи.

  • Механизмы защиты организма человека от действия тяжелых металлов.

  • Определение понятия «пестициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа пестицидов.

  • Источники загрязнения окружающей среды соединениями азота. Оксиды азота, нитраты, нитриты, нитрозамины. Их превращения и накопления в окружающей среде. Действие на человека и окружающую среду. Образование нитрозаминов в организме человека. Методы анализа соединений азота.

  • Определение понятия «гербициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа гербицидов.

  • Основные источники полициклических ароматических углеводородов (ПАУ): природные и антропогенные. Канцерогенный эффект ПАУ. Основные источники диоксинов. Воздействие диоксинов на репродуктивную, иммунную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы. Канцерогенный эффект. Галогенированные углеводороды: источники образования. Основные негативные эффекты: канцерогенный, мутагенный и тератогенный.

  • Основные поллютанты атмосферы (оксиды азота, серы, углерода, углеводороды, твердые частицы). Понятие «смог» и его виды. Показатели для нормирования загрязнителей в атмосфере: предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны, максимальная разовая и среднесуточная; ориентировочно-безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Классы опасности загрязняющих веществ.

  • Табакокурение – понятие, индексы оценки, последствия для здоровья активных и пассивных курильщиков.

Тема №4.

Физические экологически опасные факторы: радиация, микроволны, магнитные поля, шумовое загрязнение, световые факторы и здоровье. Комплексные экологически опасные факторы: кислотные осадки, нарушение озонового слоя, парниковые эффекты.

  • Ионизирующее излучение, его виды и источники. Источники радиоактивного загрязнения: природные и антропогенные. Радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы, почвы и водных систем. Дозы излучения, единицы измерения радиоактивности. Воздействие радиоактивного излучения на окружающую природную среду и организм человека. Миграция радионуклидов по пищевым цепям. Радиоактивные отходы и их захоронение.

  • Неионизирующее излучение и его биологическое действие на организм человека.

  • Магнитное поле, его источники. Электромагнитное поле Земли. Характер воздействия магнитного поля на организм человека и млекопитающих.

  • шумовое воздействие.

  • Фотопериодизм.

  • Увеличение количества паров воды, оксидов углерода, азота и серы в атмосфере. Кислотные дожди и закисление почв.

  • Опасность разрушения озонового слоя. Роль фреонов и солнечной активности. Влияние на здоровье человека.

  • Парниковый эффект: механизмы развития, влияние на климат.

Тема №5.

Эколого-физиологическая специфика организма человека в условиях Севера. Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний на Севере. Экологическая ситуация в Карелии.

  • Определение понятия «Северные территории». Основные факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера: низкая температура окружающей среды, фотопериодизм, резкие непериодические колебания геомагнитного и статического электрического полей и их негативное влияние на сердечно-сосудистую, респираторную, иммунную, пищеварительную, репродуктивную, эндокринную, кроветворную системы и опорно-двигательный аппарат.

  • Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, репродуктивной, эндокринной патологии человека на Севере.

  • Характеристика экологической ситуации в Республике Карелия: маломинерализованные питьевые воды, загрязнение вод соединениями фтора, загрязнение атмосферы продуктами работы целлюлозо-бумажного производства (метилмеркаптаны, оксиды серы и др.).


1.2. Тематический план лекций


  1. Предмет и задачи экологии. Основы общей экологии. Методы исследований в экологии.

  2. Медицинская экология как наука. Взаимодействие человека с окружающей средой. История развития медицинской экологии. Основные законы медицинской экологии.

  3. Факторы внешней среды (природно-климатические) и здоровье человека; влияние природных циклов и метеорологических факторов на организм человека. Понятие об экологически опасных факторах (ЭОФ). Классификация и аксиоматика ЭОФ.

  4. Химические экологически опасные факторы: тяжелые металлы, диоксины, ПАУ, ДДТ и др. Пестициды, нитраты и их влияние на здоровье человека.

  5. Загрязнение атмосферы промышленными поллютантами. Табакокурение.

  6. Физические экологически опасные факторы: радиация, микроволны, магнитные поля, шумовое загрязнение, световые факторы и здоровье

  7. Комплексные экологически опасные факторы: кислотные осадки, нарушение озонового слоя, парниковые эффекты.

  8. Эколого-физиологическая специфика организма человека в условиях Севера.

  9. Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний на Севере. Экологическая ситуация в Карелии.



1.3. Зачет по дисциплине

Зачетное занятие. Предусматривается проведение собеседования по вопросам, рассматриваемым на занятиях.
Вопросы к зачету

  1. Определение науки «Экология». Определение предмета и задач экологии. Исторические этапы развития экологии как науки. Динамика накопления экологических проблем при развитии общества.

  2. Место медицинской экологии, ее определение, предмет и задачи.

  3. Основные понятия экологии: биоценоз, биогеоценоз, биосфера, экологическая ниша, ноосфера

  4. Определение понятия «экологический метод исследования». Характеристика методов.

  5. Основные законы экологии: биогенной миграции атомов, незаменимости биосферы, однонаправленности потока энергии, закон минимума Либиха, закон генетического разнообразия.

  6. Закон толерантности (закон Шелфорда).

  7. Определение понятия «биосфера». Учение В.И Вернадского о биосфере. Иерархия уровней организации биосферы (террабиосфера, гидробиосфера, аэробиосфера, литобиосфера). Границы биосферы. Понятие об экосистемах и их основных компонентах – абиотическом и биотическом. Биогеоценотические комплексы. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

  8. Определение понятия «гидросфера». Возникновение гидросферы. Классификация водных объектов. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Структурная и функциональная организация гидросферы. Роль гидросферы в народном хозяйстве и жизнедеятельности человека.

  9. Загрязнение питьевой воды. Состояние систем питьевого водоснабжения в России и Карелии. Качество воды.

  10. Загрязнение воды и здоровье населения.

  11. Методы изучения влияния химического состава питьевой воды на здоровье населения. Специальные методы улучшения качества воды.

  12. Определение понятия «атмосфера», ее газовый состав. Строение атмосферы и ее роль в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

  13. Регулирование качества атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ в России.

  14. Канцерогенные вещества в составе атмосферного воздуха (на примере бенз(а)пирена).

  15. Тяжелые металлы в составе атмосферного воздуха (на примере свинца).

  16. Основные поллютанты атмосферы (оксиды азота, серы, углерода, углеводороды, твердые частицы). Показатели для нормирования загрязнителей в атмосфере: предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны, максимальная разовая и среднесуточная; ориентировочно-безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Классы опасности загрязняющих веществ.

  17. Понятие «смог» и его виды.

  18. Определение понятия «мониторинг». Характеристика существующих видов мониторинга и организаций, занимающихся его проведением.

  19. Определение понятия «литосфера», ее строение. Землетрясения, вулканы. Формирование почвы.

  20. Загрязнение почвы и здоровье населения.

  21. Химическое загрязнение продуктов питания.

  22. Влияние средств химизации сельского хозяйства на качество продуктов питания.

  23. Генетически модифицированные организмы.

  24. Круговорот веществ в природе (воды, кислорода, углерода, азота и минеральных веществ).

  25. Понятие «климат» и его классификация. Понятие «погода» и ее типы.

  26. Особенности климата Карелии.

  27. Метеочувствительность, метеорезистентность и метеопатия.

  28. Понятие «экологически опасные факторы» и их классификация.

  29. Понятие «тяжелые металлы» и представители группы (кадмий, хром, ртуть, свинец, хром и кобальт). Пути попадания в организм человека. Механизмы токсичности. Кумулятивные эффекты. Период полувыведения из организма человека. Накопление в пищевой цепи.

  30. Основные источники загрязнения металлами гидросферы, атмосферы и литосферы. Классификация металлов по их биологическому действию на организм человека. Механизмы защиты организма человека от действия тяжелых металлов.

  31. Определение понятия «пестициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа пестицидов.

  32. Источники загрязнения окружающей среды соединениями азота. Оксиды азота, нитраты, нитриты, нитрозамины. Их превращения и накопления в окружающей среде. Действие на человека и окружающую среду. Образование нитрозаминов в организме человека. Методы анализа соединений азота.

  33. Определение понятия «гербициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа гербицидов.

  34. Основные источники полициклических ароматических углеводородов (ПАУ): природные и антропогенные. Канцерогенный эффект ПАУ. Основные источники диоксинов. Воздействие диоксинов на репродуктивную, иммунную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы. Канцерогенный эффект. Галогенированные углеводороды: источники образования. Основные негативные эффекты: канцерогенный, мутагенный и тератогенный.

  35. Влияние асбеста на здоровье населения.

  36. Влияние ртути на здоровье населения.

  37. Табакокурение – понятие, индексы оценки, последствия для здоровья активных и пассивных курильщиков.

  38. Ионизирующее излучение, его виды и источники. Источники радиоактивного загрязнения: природные и антропогенные. Радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы, почвы и водных систем.

  39. Источники радона и пути его поступления в организм человека.

  40. Дозы излучения, единицы измерения радиоактивности. Воздействие радиоактивного излучения на окружающую природную среду и организм человека. Миграция радионуклидов по пищевым цепям. Радиоактивные отходы и их захоронение.

  41. Неионизирующее излучение и его биологическое действие на организм человека.

  42. Магнитное поле, его источники. Электромагнитное поле Земли. Характер воздействия магнитного поля на организм человека и млекопитающих.

  43. Источники и уровни шума в населенных пунктах.

  44. Воздействие шума на здоровье населения.

  45. Типы и источники загрязнения воздуха в помещении.

  46. Влияние нагревающего микроклимата на организм человека.

  47. Влияние охлаждающего микроклимата на организм человека.

  48. Экологические проблемы мегаполисов.

  49. Вклад транспорта в загрязнение окружающей среды.

  50. Солнечная радиация, ее экологическое и гигиеническое значение. Световой климат. Фотопериодизм.

  51. Биологическое действие инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения.

  52. Общестимулирующее действие ультрафиолетового излучения. Действие ультрафиолетового излучения на кожу. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика.

  53. Увеличение количества паров воды, оксидов углерода, азота и серы в атмосфере. Кислотные дожди и закисление почв.

  54. Озон. Понятие. Классификация. Механизмы действия.

  55. Опасность разрушения озонового слоя. Роль фреонов и солнечной активности. Влияние на здоровье человека.

  56. Парниковый эффект: механизмы развития, влияние на климат.

  57. Определение понятия «Северные территории». Основные факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера: низкая температура окружающей среды, фотопериодизм, резкие непериодические колебания геомагнитного и статического электрического полей и их негативное влияние на сердечно-сосудистую, респираторную, иммунную, пищеварительную, репродуктивную, эндокринную, крове-творную системы и опорно-двигательный аппарат.

  58. Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеваритель-ной, репродуктивной, эндокринной патологии человека на Севере.

  59. Характеристика экологической ситуации в Республике Карелия: маломинерализованные питьевые воды, загрязнение вод соединениями фтора, загрязнение атмосферы продуктами работы целлюлозо-бумаж-ного производства (метилмеркаптаны, оксиды серы и др.).

  60. Загрязняющие вещества и нарушения репродуктивного здоровья.

  61. Гиперчувствительность детей к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

  62. Возможности выхода из экологического кризиса (безотходные производства, энергосберегающие технологии, роль природоохранных организаций, формирование экологического менталитета населения)

Студентами выполняется реферат, освещающий актуальные вопросы медицинской экологии.

Реферат выполняется в письменном виде (от руки либо в печатной форме) на листах белой бумаги формата А4.

Основными разделами реферата являются:

1) титульный лист – содержит сведения об учреждении и структурном подразделении, где выполнялся реферат; о руководителе структурного подразделения и преподавателе, проводившем занятия; а также содержит название реферата и сведения, о том, кто его выполнил.

2) содержание – отражает основные разделы реферата с указанием страниц, на которых они расположены.

3) собственно информационная часть

4) библиография – включает в себя описание использованных для подготовки реферата источников в алфавитном порядке (сначала отечественные, затем зарубежные авторы) в библиографическом виде (с указание выходных данных), при этом указываются страницы, использованные для написания реферата. В случае использования Интернет – приводится режим доступа к сайту.

Предлагаемая тематика рефератов:

  1. Экологические ошибки, промахи и катастрофы (примеры, характеристика, последствия).

  2. Радиационные катастрофы.

  3. Антропогенно-обусловленные изменения климата.

  4. Антропогенные воздействия на литосферу.

  5. Антропогенные воздействия на гидросферу.

  6. Экологические проблемы Мирового океана.

  7. Проблема загрязнения воздуха. Значение качества воздуха для жизнедеятельности организма.

  8. Химические пестициды и удобрения во внешней среде и пищевых продуктах. Медико-биологическая защита.

  9. Технопатогенные зоны. Их влияние на организм и меры защиты.

  10. Озон – польза и вред.

  11. Экологические проблемы перенаселения. Состояние и перспективы.

  12. Пути решения энергетических проблем. Альтернативные и нетрадиционные источники энергии.

  13. Антибиотики и окружающая среда.

  14. Антибиотикорезистентность как экологическая проблема. Пути преодоления.

  15. Кишечная флора и ее роль в поддержании здоровья в современной экологической обстановке.

  16. Экологические проблемы мегаполисов. Возможности для преодоления.

  17. Канцерогенные факторы жилища. Пути и методы снижения их негативного влияния на организм.

  18. Опасные химические вещества, наиболее часто встречающиеся в быту (пища, вода, воздух), снижающие иммунитет и повышающие возможность образования опухолей. Как себя защитить?

  19. Обустройство своего жилища с точки зрения экологичности и здоровья.

  20. Тяжелые металлы в окружающей среде Карелии, способы защиты от их негативного воздействия на организм.

  21. Питьевая вода в Карелии: основные загрязнители, качественный состав, пути улучшения ситуации.

  22. Проблема использования компьютеров, телерадиовещательных приборов, сотовой связи в быту. Способы защиты организма человека.

  23. Как можно защитить внешнюю среду в сложной экологической обстановке.

  24. Неблагоприятная экологическая обстановка и репродуктивное здоровье.

  25. Радиоактивное загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

  26. Утилизация и захоронение радиоактивных отходов. Проблемы и решения.

  27. Радон – польза и вред. Карелия как территория радоновых курортов – миф или реальность?

  28. Пищевые растения в Карелии, которые можно использовать в быту.

  29. Лекарственные растения и курортные факторы Карелии.

  30. Экологические проблемы утилизации и обезвреживания бытовых отходов

  31. Сбор и утилизация твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в г. Петрозаводск.

  32. Раздельный сбор твердых бытовых отходов, переработка, утилизация в Карелии. Проблемы и решения.

  33. Гипотетическая модель экологически идеального населенного пункта.

  34. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду.

  35. Железнодорожный транспорт как источник загрязнения окружающей среды

  36. Влияние форелеводческих хозяйств на окружающую среду.

  37. Влияние целлюлозно-бумажных комбинатов на окружающую среду.

  38. Экология зимнего содержания дорог.

  39. Влияние жилищно-коммунального хозяйства на экологию города (электро-, тепло-, газоснабжение).

  40. Влияние жилищно-коммунального хозяйства на экологию города (водоснабжение и водоотведение).

  41. Асфальто-бетонный завод в поселке Ильинский. Экологические проблемы.

  42. Экологически чистые продукты питания. Генетически-модифицированные продукты, влияние их употребления на здоровье человека.

  43. Язык химических сигналов у растений и животных. Феромоны и другие вещества.

  44. 3аповедное дело. Цели, законодательство, примеры реализации в Карелии.



 

Пример оформления титульного листа:


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ)

Кафедра семейной медицины, общественного здоровья, организации здравоохранения, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Зав. кафедрой: д-р мед. наук, профессор

Доршакова Н.В.

НАЗВАНИЕ РЕФЕРАТА


Выполнил(а) студент(ка) группы

специальность «Лечебное дело»

ФИО

Петрозаводск, 2014 г.




Пример оформления содержания:

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………………..…… 3

Основная часть ………………………….…………………………………………………… 5

Библиография …………………………………………………………………………………11


Пример оформления библиографии

Библиография



  1. Алексеевич В.И. Диагноз и прогноз вертикального распределения озона в атмосфере и его влияние на здоровье человека // Тез.докл. Всероссийской конференции “Атмосфера и здоровье человека”. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат. 1998. С. 6-7.

  2. Клиническая иммунология и аллергология / Под ред. А.В. Караулова. М.: "Медицинское информационное агентство", 2002. 651 с. С.45-50.

  3. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 264 с.

  4. Diplock, A.T. Antioxidant nutrients and disease prevention: an overview // Am. J.Clin. Nutr. – 2000. – №73. – P.36-40.

  5. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2002 году. URL: http://povman.sstu.edu.ru/k31.html


Список литературы, рекомендуемой для выполнения реферата:


      1. Агаджанян Н.А. Познай себя, человек. М.; Астрахань, 1995. 338 с.

      2. Антибиотикорезистентность Streptococcus pneumoniae в России в 1999-2005 гг.: результаты многоцентровых проспективных исследований ПеГАС-I и ПеГАС-II / Р.С. Козлов [и др.] // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия 2006. Т.8, №1. С. 33-47.

      3. Антимикробная резистентность Streptococcus pneumoniae в России: результаты проспективного многоцентрового исследования (фаза А проекта ПеГАС-1) / Р.С. Козлов, О.И. Кречикова, О.В. Сивая и др. // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2002. Т. 4. №3. С. 22-27.

      4. Алексеевич В.И. Диагноз и прогноз вертикального распределения озона в атмосфере и его влияние на здоровье человека //Тез.докл. Всероссийской конференции “Атмосфера и здоровье человека”. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат. 1998. С. 6-7.

      5. Баженов Ю.И. Экологическая физиология // Успехи физиологических наук. 1994. Т.25. №2. С.89-96.

      6. Биличенко Т.Н. Методологические аспекты оценки влияния качества атмосферного воздуха на формирование болезней органов дыхания у населения (обзор литературы) // Пульмонология. 2006. №4. С. 94-103.

      7. Вредные химические вещества: Изд. справ. энцеклопедич. типа: В 7 т. / Под ред. В.А. Филова, Ю.И. Мусийчука, Б.А. Ивина. СПб: Изд-во СПХФА, НПО “Мир и Семья – 95”, 1998. Т. 7: Природные органические соединения. 504 с.

      8. Гаврилов А.А., Капица А.П. Антропогенное разрушение атмосферного озона - научный миф или катастрофа для биосферы? //Тез.докл. Всероссийской конференции “Атмосфера и здоровье человека”. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат. 1998. С. 216-217.

      9. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. М. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2002. 230 с.

      10. Гичев Ю.Ю. Руководство по биологически активным пищевым добавкам. М.: Триада – Х, 2001. 232 с.

      11. Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Карелия в 2003 году" /Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Карелия". Петрозаводск, 2004. 100 с.

      12. Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Карелия в 2004 году" / Территор. упр. федер. службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия. Петрозаводск, 2005. 84 с.

      13. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2001 году / Комитет природных ресурсов по Республике Карелия. Петрозаводск: Издательский дом "Карелия". 2002. 240 с.

      14. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2002 году / Упр. природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия. Петрозаводск: Издательский дом "Карелия", 2003. 256 с.

      15. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2005 году / Упр. природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия. Петрозаводск: Издательский дом "Карелия", 2006. 312 с.

      16. Гучев И.А. Насколько реальна угроза резистентности пневмококков для России? // Consilium medicum. 2004. Т.6, №1. С. 14-18.

      17. Доршакова Н.В. «Качество окружающей среды и здоровье  человека в условиях Карелии». Петрозаводск, 1997. 127 с.

      18. Доршакова Н.В., Тараканова Л.И., Герасимова Л.И. Человек и окружающая среда. Курс лекций. Изд-во ПетрГУ, Петрозаводск, 2004. 274 с.

      19. Иванова Т.Н., Юрьева Г.Д., Пащенко Т.С. и др. Профилактика метеотропных реакций у больных церебро-кардиальной патологией на Европейском Севере // Экология Человека. №1. 1997. С.35-37.

      20. Клиническая иммунология и аллергология / Под ред. А.В. Караулова. М.: "Медицинское информационное агентство", 2002. 651 с.

      21. Ляпин В.А., Селезнев Г.А., Тиванов М.Г. Здоровье населения в крупном промышленном центре Западной Сибири. Омск, 2004. 82 с.

      22. Маймулов В.Г., Нагорный С.В., Шабров А.В. Основы системного анализа в эколого-гигиенических исследованиях. СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2001. 420 с.

      23. Мониторинг химического состава подземных вод г. Петрозаводска / Р.Д. Сальникова [и др.] // Эко-аналитический контроль природных объектов Карелии: сб. ст. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. С.116-120.

      24. Немова Н.Н., Болотников И.А. Введение в экологическую биохимию: Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. 76 с.

      25. Оглоблин Г.В. Здоровье населения Республики Карелия: проблемы и перспективы. М.: Тровант, 2000. 312 с.

      26. Окружающая среда и здоровье: подходы к оценке риска / Под ред. А.П. Щербо. СПб.: СПбМАПО, 2002. 376 с.

      27. Олейникова Е.В., Нагорный С.В., Зуева Л.П. Экологически обусловленные заболевания (реальность существования, недостатки определения и регистрации) // Здоровье населения и среда обитания. 2005. №4. С. 8-15.

      28. Онищенко Г.Г. Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи // Гигиена и санитария. 2003. №1. С. 3-10.

      29. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: санитар.-эпидемиол. правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 / Гос. санитар.-эпидемиол. нормирование РФ. М.: Минздрав России, 2002. 103 с.

      30. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 264 с.

      31. Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г.И. Основы оценки воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека. Пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. 268 с.

      32. Республика Карелия в цифрах. Статистический сборник / Под. ред В.Б. Шмелева [и др.]. Петрозаводск: Комитет государственной статистики Республики Карелия, 2004. 246 с.

      33. Республика Карелия в цифрах. Статистический сборник, 2000 г. / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. Петрозаводск: Госкомстат РК, 2001. 196 с.

      34. Романенко Н.А. Методология оценки качества почвы для социально-гигиенического мониторинга // Гигиена и санитария.2004. №5. С.17-18.

      35. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России / Под ред. А.К. Фролова. – СПб.: Наука, 1995. 370 с.

      36. Социальная сфера Республики Карелия: статистический сборник / Ком. гос. статистики РК.- Петрозаводск, Комстат РК, 2004. 142 с.

      37. Социальное положение и уровень жизни населения России: статистический сборник / Федер. служба госстатистики; редкол. А.Е. Суринов [и др.]. М.: Росстат, 2004. 509 с.

      38. Страчунский Л.С., Богданович Т.М. Состояние резистентности к антиинфекционным химиопрепаратам в России // Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. М.: Боргес, 2002. С. 32–39.

      39. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 208 с.

      40. Худолей В.В. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду и здоровье населения //Тез.докл. Всероссийской конференции “Атмосфера и здоровье человека”. Санкт-Петербург: гидрометеоиздат. 1998. С. 133-134

      41. Экологическая ситуация в Карелии / Под. ред. С.С. Зябченко. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. 208 с.



2. Учебно-методические материалы по дисциплине

2.1. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники
Список основной литературы


  1. Прохоров, Б. Б. Экология человека : Терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 476 с/

  2. Прохоров, Б. Б. Экология человека : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 013100 "Экология" и 013600 "Геоэкология" / Б. Б. Прохоров. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 319 с. : ил.

  3. Экология человека : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экологическим специальностям / Т.И. Алексеева, А.И. Козлов, О.Л. Курбатова и др. ; Отв. ред. Б.Б. Прохоров. - Москва : Издательство МНЭПУ, 2001. - 438 с.


Список дополнительной литературы


  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М.: КРУК, 1994. 256 с.

  2. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. М.: «Крук», 1999. 416 с.

  3. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г. Человек в условиях Севера. Москва, 1996, 207с.

  4. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г., Варфоломеев А.Р. Экология и резервы здоровья. Якутск, 1996. 57с.

  5. Атлас «Окружающая Среда и здоровье населения России». М., 1995. 78 с.

  6. Гичев Ю.П. Современные проблемы экологической медицины. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996. 312 с.

  7. Гун Г.Е., Мизун Ю.Г. Здоровье населения Кольского Севера. М., 1995. 296с.

  8. Доршакова Н.В. «Качество окружающей среды и здоровье человека в условиях Карелии». Петрозаводск, 1997. 127 с.

  9. Доршакова Н.В., Тараканова Л.И., Герасимова Л.И. Человек и окружающая среда. Курс лекций. Изд-во ПетрГУ, Петрозаводск, 2004. 274 с.

  10. Келлер А.А., Щепина О.П., Чаклина А.В. Руководство по медицинской географии. СПб., 1993. 350 с.

  11. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. С.-Петербург, Petroc, 1998. 214 с.

  12. Кизиченко Н.В., Архипенко Ю.В. Защитный эффект адаптации к стрессу от повреждений, вызванных геморрагическим шоком: роль антиоксидантной системы // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1998. Т. 126. № 9. С.270-273.

  13. Корте Ф. Экологическая химия: основы и концепции. М.: Мир, 1996. 393 с.

  14. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. М.: Дело, 1993. 138 с.

  15. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. Т.2. СПб, 1994. 413 с.

  16. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

  17. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М., Россия молодая, 1994. 516 с.

  18. Ревелль П., Ревелль Ч. Окружающая среда. Часть 3.М.: Мир, 1995, 230 с.

  19. Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., Гедымин М.Ю. Методология изучения состояния здоровья населения в зависимости от качества окружающей среды // Вестник АМН СССР . 1991. №1.

  20. Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. М.: Астра, 1994. 201 с.

  21. Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. С-Петербург, 1996. 186 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические...
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития

Среднего профессионального образования
Методические рекомендации разработаны для студентов: по специальности 060501 Сестринское дело, квалификации Медицинская сестра/ брат;...

Гоу впо «Ижевская государственная медицинская академия» «Утверждаю» Проректор по учебной работе
Методические рекомендации для студентов, в том числе для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы

Методические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной...
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
Педагогическое образование (профили подготовки «История и Литература») и рассчитан на студентов очной формы обучения

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
Педагогическое образование (профиль подготовки «История и литература») и рассчитан на студентов очной формы обучения

Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов

Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа

Гбоу впо уральская государственная медицинская академия
Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и...

Методические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru