Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования»



Дата публикации10.12.2014
ТипРабочая программа
100-edu.ru > Лекции > Рабочая программа


лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа Естественных ДВФУ

133452

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экология и природопользование, шифр 022000.68,

Магистерская программа Экологический мониторинг

Форма подготовки Очная

Школа Естественных Наук ДВФУ

Кафедра Экологии

курс 2 семестр 3

лекции 10 (час.)

практические занятия 32час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 42 (час.)

самостоятельная работа 102 (час.)

реферативные работы 0

контрольные работы

зачет 3 семестр

экзамен

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г.

Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А.

Составитель: д.б.н., профессор кафедры экологии ШЕН О.Н. Лукьянова

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация
Цель изучения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» является формирование базовых знаний о взаимодействии промышленности (как отдельных предприятий, так и техносферы) и окружающей среды, а также влияние условий среды на функционирование предприятий и их комплексов.

Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» входит в обязательную часть профессионального цикла.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (10 часов), семинары (32 часов), самостоятельная работа студента (102 часа). Дисциплина реализуется на 2 курсе в 3 семестре.

Дисциплина «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» относится к профессиональному (специальному) циклу (М2), обязательной части магистерской программы по направлению 022000.68 -- Экология и природопользование. Для полноценного освоения содержания дисциплины студенты должны обладать предварительными знаниями о базовых положениях фундаментальных разделов экологии, географии, геологии, математики, химии и физики. Содержательно и методически этот курс связан с другими дисциплинами: "Прикладная экология", «Социальная экология», «Техногенные системы и экологический риск», «Экологическая токсикология» и др.

Дисциплина включает в себя решение вопросов, связанных с охраной труда, профессиональными заболеваниями и охраной здоровья. Изучение развития техногенных рисков и свершения катастроф, а также методов их профилактики и защиты населения – одна из важнейших задач курса.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать нормативную документацию, регулирующую промышленное воздействие на окружающую среду и возникновение экологических рисков.

Иметь представления о современных химических, физических и биологических рисках и средствах поражения людей.

Иметь навыки защиты и предотвращения опасных экологических ситуаций, вызванных промышленными рисками.

Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных компетенций выпускника:

  • способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирический данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований (ПК-1);

  • глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистпатуры (ПК-2);

  • владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3);

  • использованием современных методов обработки и интерпретции экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);

  • умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);

  • способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);

  • умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);

  • знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);

  • способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлении производственными процессами (ПК-9);

  • умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);

  • готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-анлитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11);

  • обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития (ПК-12).



  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Раздел 1. Введение в промышленную экологию. (2час)

Тема 1. Методы промышленной экологии. (1 час.).

  1. Понятие «промышленная экология».

  2. Промышленная экология как наука.

  3. Цели, задачи промышленной экологии.

  4. Методы промышленной экологии.

Тема 2.Техногенные системы и их взаимодействие с окружающей средой. (1 час).

  1. Техногенные системы

  2. Техногенные риски

  3. Взаимодействие техногенных систем с окружающей средой

Раздел 2. Нормирование качества среды. (4 час)

Тема 3. Энергетика. Производство черных и цветных металлов. (2 час).

  1. Проблемы энергетики

  2. Виды энергетики

  3. Альтернативные источники

  4. Традиционные источники энергии

Тема 4. Химическое производство. Производство строительных материалов. (2 час).

  1. Химическое производство

  2. Виды химического производства

  3. Нормы и правила при производстве химической продукции


Раздел 3. Безопасность труда (4 час)

Тема 5. Методы очистки производственных стоков и выбросов. Производственные риски. БЖД и защита в ЧС. (2 час).

  1. Производственные выбросы

  2. Производственные стоки

  3. БЖД и ЧС

Тема 6. Правовые и социальные аспекты защиты окружающей среды. Профессиональные заболевания и охрана здоровья. (2 час).

  1. Определение понятий «опасный производственный фактор» (ОПФ) и «вредный производственный фактор» (ВПФ).

  2. Подразделение опасных и вредных производственных факторов.

  3. Определение понятий «безопасность труда», «производственная санитария», «техника безопасности», «пожарная и взрывная безопасность».

  4. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

  5. Основные нормативы безопасности труда вы знаете.


II.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Семинарские занятия (32 час)
Занятие 1. Рациональное использование воздуха (6 час.)

1. Современная тенденция загрязнения атмосферы SO2 и NOx

2. Достоинства и недостатки известкового метода очистки дымовых газов от SO2

3. Достоинства и недостатки известнякового метода очистки дымовых газов от SO2

4. Достоинства и недостатки магнезитового метода очистки дымовых газов ТЭС от SO2

5. Достоинства и недостатки аммиачно-циклического метода очистки дымовых газов от SO2

6. Достоинства и недостатки аммиачно-каталитического метода очистки от NOx

7. Достоинства и недостатки карбамидного метода очистки от NOx

8. Достоинства и недостатки мокросухого метода очистки дымовых газов ТЭС от SO2

9. Общий недостаток абсорбционных методов очистки дымовых газов ТЭС от SO2

10. Общий недостаток адсорбционных методов очистки отходящих газов от токсичных соединений

11. Основной источник загрязнения атмосферы больших городов

12. Основные методы очистки отходящих газов от фтористых соединений

13. Основные методы очистки отходящих газов от органических, в том числе от высокотоксичных полициклических соединений

14. В чём суть газооборотных циклов

Занятие №2. Рациональное использование воды. (4 час.)

1. Какие вещества в наибольшей степени загрязняют поверхностные воды

2. Чем обусловлена необходимость создания замкнутых систем производственного водоснабжения

3. Какие основные принципы создания замкнутых водооборотных систем

4. Какие требования должны быть предъявлены к качеству воды, используемой во всех технологических процессах и операциях

5. Классификация методов переработки (очистки, регенерации) промышленных и сельско-хозяйственных сточных вод.

6. Какие методы используются для очистки от взвешенных веществ

7. Какие методы используются для очистки от органических веществ

8. Аэробный процесс. Условия для жизнедеятельности живых организмов. Основные сооружения для биохимической аэробной очистки сточных вод.

9. Особенности анаэробной очистки сточных вод. Основные сооружения.

10. Что такое иловый индекс

11. Основные методы очистки сточных вод от неорганических растворённых веществ.

12. Методы обессоливания.

Занятие №3. Производство строительных материалов (4 час.)

1. Основные экологические проблемы производства строительных материалов.

2. Какое отличие в технологии получения красного и силикатного кирпича и какое это имеет значение при утилизации отходов

3. Какие основные составляющие гидравлических вяжущих (цементов)

4. Какие показатели определяют свойства цемента

5. В чём отличие керамзита от аглопорита

6. Что такое «шлакоситал» и как его производят

7. Основные экологические проблемы горнодобывающих производств.

Занятие №4. Химическое производство (6 час.)

1. Основные экологические проблемы производства фосфорных удобрений (аммофос, простой и двойной суперфосфат).

2. Основные экологические проблемы производства апатита.

3. Основные экологические проблемы производства кальцинированной соды.

4. Основные экологические проблемы производства каустической соды.

5. Основные экологические проблемы производства KCl (галургического и флотационного).

6. Что такое «белые моря»

7. Основные экологические проблемы производства H3PO4.

8. Комплексная переработка апатитов (сернокислотный вариант).

9. Комплексная переработка фосфоритов (азотнокислый вариант).

10. Фосфогипс и его проблемы.

Занятие №5. Производство чёрных и цветных металлов (6 час.)

1. Основные экологические проблемы производства чёрной металлургии.

2. Экологические особенности безкоксового метода получения стали.

3. Основные экологические проблемы металлургии цветных металлов.

4. Основные экологические проблемы пирометаллургического процесса получения меди.

5. Основные экологические проблемы получения свинца.

6. Основные экологические проблемы получения цинка.

7. Каким образом перерабатывают нефелин и в чём суть уникальности этой технологии

8. Каковы пути решения экологических проблем гальванического производства?

9. Может ли недостаток металлов лимитировать развитие человечества?

Занятие №6. Энергетика (6 час.)

1. Достоинства и недостатки атомной энергетики.

2. Достоинства и недостатки водородной энергетики.

3. Достоинства и недостатки солнечной энергетики.

4. Экологические проблемы гидроэнергетики.

5. Основные экологические проблемы энергетики использующей органическое топливо.

6. Что опаснее недостаток или избыток энергии и почему

7. Какие пути уменьшения образования «парниковых» газов в энергетике

8. Как меняется загрязнение окружающей среды при переходе с газа на уголь и наоборот

9. Как энергетика влияет на изменение климата

10. Плюсы и минусы потепления на планете для России.

11. Каковы перспективы обеспечения населения Земли энергоресурсами

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Контрольные работы

Контрольная работа №1. «Экологическая экспертиза»

Вариант 1

  1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Определение. Цели проведения оценки воздействия на окружающую среду. Роль общественности в проведении ОВОС.

  2. Экологическая экспертиза. Определения. Правовая база экологической экспертизы. Принцыпы экологической экспертизы.

  3. Организация и проведение Государственной экологической экспертизы.


Вариант 2

1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Задачи проведения оценки воздействия на окружающую среду. Участники ОВОС. Этапы процедуры ОВОС.

2. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Перечень объектов, для которых обязательно проведение ГЭЭ. Закон «Об экологической экспертизе».

3. В каком случае заключение общественной экологической экспертизы становится актом правоприменительного характера индивидуального предписания. Описать процедуру проведения общественной экологической экспертизы.
Вариант 3

  1. Принципы, сущность, область применения ОВОС.

  2. Виды экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы. Обязанности участников экологической экспертизы.

  3. Проведение ГЭЭ. Второй этап (натурные исследования – проверка и анализ результатов проведения натурных обследований места предполагаемого размещения объекта.


Вариант 4

  1. Этапы процедуры ОВОС. Оформление результатов ОВОС. Субъекты ОВОС. Роль общественности в ОВОС.

  2. Экологическая экспертиза. Функции экологической экспертизы.

  3. Государственная экологическая экспертиза. Подготовительная стадия ГЭЭ.


Вариант 5

  1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Определение. Цели проведения оценки воздействия на окружающую среду. Роль общественности в проведении ОВОС.

  2. Виды экологической экспертизы. Порядок проведения общественной экологической экспертизы. Нормативная база ГЭЭ.

  3. Заключительная стадия ГЭЭ.


Вариант 6

1. Этапы процедуры ОВОС. Оформление результатов ОВОС. Субъекты ОВОС. Роль общественности в ОВОС.

2. В каком случае заключение общественной экологической экспертизы становится актом правоприменительного характера индивидуального предписания. Описать процедуру проведения общественной экологической экспертизы.

3. Организация ГЭЭ. Участники экологической экспертизы их права, обязанности и ответственность. Критерии идеального эксперта.
Вариант 7

  1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Определение. Участники процедуры ОВОС.

  2. Повторная и общественная экологические экспертизы. В каких случаях проводится повторная экологическая экспертиза? Чем отличается общественная экологическая экспертиза от государственной экологической экспертизы?

  3. Список документов, предоставляемых на ГЭЭ.


Контрольная работа №2. Разработка технологической системы очистки отходящих газов для различных производств.

1. Дымовые газы ТЭС, объём 913000 м3/ч., температура 150-1700С, содержание пыли 35 г/м3 (60% – (10-20) image001_18810-6м, 25% – (5-10) image001_18810-6м и 10% – (20-40) image001_18810-6м), SO2 2500 мг/м3, NOx 1000 мг/м3, степень окисленности NOx 10%.

2. Отходящие газы содержат: NOx 20 г/м3, окисленность 65%, объём 70 м3/ч., температура 500С, запылённость 10 мг/м3.

3. Дымовые газы содержат: NOx 360 мг/м3, окисленность NOx 15%, SO2 20 мг/м3, объём 2000 нм3/ч., температура 1500С, запылённость 15 мг/м3.

4. Вентиляционные газы мукомольного производства: запыленность 350 мг/м3, температура 300С, объём 10000 м3/ч.

5. Вентиляционные газы асбестового цеха: запыленность 40 мг/м3, температура 300С, объём 20000 м3/ч.

6. Отходящие газы производства фосфорных удобрений, содержащие: фтористые соединения (HF+SiF4) 1500 мг/м3, пыли 200 мг/м3, SO2 80 мг/м3, NH3 25 мг/м3, NOx 30 мг/м3, температура 300С, объём 10000 м3/ч.

7. Отходящие газы цементного производства содержащие: пыли 2200 мг/м3 (65% – (5-10)10-6м, 30% – (10-20)10-6м), SO2 650 мг/м3, NOx 250 мг/м3 (степень окисленности NOx 10%), фтористых соединений 15 мг/м3, температура 500С, объём 350000 м3/ч.

8. Дымовые газы печей обжига кирпича, содержащие: SO2 550 мг/м3, NOx 150 мг/м3 (степень окисленности NOx 5%), запылённость 25 мг/м3, объём 100000 м3/ч, температура 1100С.

9. Отходящие газы содержащие: NOx 250мг/м3 (окисленность NOx 70%), объём 60 м3/час, температура 700С.

10. Дымовые газы ТЭС, содержащие: пыли 32 г/м3, SO2 3500 мг/м3, NOx 700 мг/м3, (окисленность NOx 5%), температура 1700С, объём 10 млн м3/ч., с получением строительного гипса.

11. Дымовые газы ТЭС, содержащие: пыли 20 г/м3, SO2 4000 мг/м3, NOx 550 мг/м3, (окисленность NOx 10%), температура 1650С, объём 6 млн м3/ч. с получением концентрированного SO2.

12. Отходящие газы доменного производства, содержащие: пыли 1300 мг/м3, СО 6500 мг/м3, SO2 1500 мг/м3, NOx 1300 мг/м3, (окисленность NOx 15%), фтористых соединений 300 мг/м3, температура 3000С, объём 5 млн м3/ч.

13. Отходящие газы органических производств, содержащие: 30 г/м3 углеводородов (в том числе 10% циклических), 10 г/м3 СО, 2 г/м3 Н2, температура 300С, объём 100000 м3/ч.

14. Отходящие газы мусоросжигательного завода, содержащие: пыли 10 г/м3, SO2 300 мг/м3, NOx 250 мг/м3, (окисленность NOx 15%), HCl 100 мг/м3, фтористых соединений 80 мг/м3, аэрозолей тяжёлых металлов 150 мг/м3, углеводородов 650 мг/м3 (в том числе дифинила, диоксида и дифурана 5 мг/м3), температура 1300С, объём 800 тыс. м3/ч.

15. Отходящие газы производства керамзита, содержащие: пыли 20 г/м3 (65% – (20-44)10-6м, 20% – (10-20)10-6м и 10% – (5-10)10-6м), SO2 300 мг/м3, NOx 350 мг/м3, (окисленность NOx 10%), углеводородов 80 мг/м3 (в том числе циклических соединений 10 мг/м3), температура 2500С, объём 850 тыс. м3/ч.

16. Дымовые газы ТЭС, содержащие: пыли 25г/м3 (65% – (10-20)10-6м, 15% – (20-40)10-6м и 20% – (5-10)10-6м), SO2 4000 мг/м3, NOx 850 мг/м3, (окисленность NOx 8%), аэрозолей тяжёлых металлов 120 мг/м3, температура 1700С, объём 10млн м3/ч., с получением строительного гипса.

17. Отходящие газы, содержащие: HCl 200 мг/м3, Cl2 150 мг/м3, SO2 130 мг/м3, NOx 200 мг/м3, пыли 180 мг/м3, температура 500С, объём 5000 м3/ч.

18. Отходящие газы, содержащие: пыли 36 г/м3, SO2 350 мг/м3, NOx 450 мг/м3, фтористых соединений 35 мг/м3, температура 1400С, объём

5 млн м3/ч.

19. Отходящие газы от сжигания органических отходов, содержащие: углеводороды 1300 мг/м3, в том числе 50 мг/м3 циклические соединения, 150 мг/м3 HCl, 200 мг/м3 SO2, 250 мг/м3 NOx, 100 мг/м3 фтористых соединений, температура 5000С, объём 60000 м3/ч.

20. Отходящие газы, содержащие: HCl 100 мг/м3, HF 50 мг/м3, SO2 130 мг/м3, NOx 200 мг/м3, пыли 180 мг/м3, температура 1500С, объём 20 м3/ч.
Вопросы к зачету.

  1. Современная тенденция загрязнения атмосферы SO2 и NOx?

  2. Достоинства и недостатки известкового метода очистки дымовых газов от SO2?

  3. Достоинства и недостатки известнякового метода очистки дымовых газов от SO2?

  4. Достоинства и недостатки магнезитового метода очистки дымовых газов ТЭС от SO2?

  5. Основной источник загрязнения атмосферы больших городов?

  6. Основные методы очистки отходящих газов от фтористых соединений?

  7. Основные методы очистки отходящих газов от органических, в том числе от высокотоксичных полициклических соединений?

  8. В чём суть газооборотных циклов?

  9. Какие вещества в наибольшей степени загрязняют поверхностные воды?

  10. Чем обусловлена необходимость создания замкнутых систем производственного водоснабжения?

  11. Какие основные принципы создания замкнутых водооборотных систем?

  12. Какие требования должны быть предъявлены к качеству воды, используемой во всех технологических процессах и операциях?

  13. Классификация методов переработки (очистки, регенерации) промышленных и сельско-хозяйственных сточных вод.

  14. Какие методы используются для очистки от взвешенных веществ?

  15. Основные экологические проблемы производства строительных материалов.

  16. Какое отличие в технологии получения красного и силикатного кирпича и какое это имеет значение при утилизации отходов?

  17. Какие основные составляющие гидравлических вяжущих (цементов)?

  18. Какие показатели определяют свойства цемента?

  19. В чём отличие керамзита от аглопорита?

  20. Основные экологические проблемы производства каустической соды.

  21. Основные экологические проблемы производства KCl (галургического и флотационного).

  22. Что такое «белые моря»?

  23. Основные экологические проблемы производства H3PO4.

  24. Комплексная переработка апатитов (сернокислотный вариант).

  25. Комплексная переработка фосфоритов (азотнокислый вариант).

  26. Фосфогипс и его проблемы.

  27. Достоинства и недостатки атомной энергетики.

  28. Достоинства и недостатки водородной энергетики.

  29. Достоинства и недостатки солнечной энергетики.

  30. Экологические проблемы гидроэнергетики.

  31. Основные экологические проблемы энергетики использующей органическое топливо.

  32. Что опаснее недостаток или избыток энергии и почему?

  33. Какие пути уменьшения образования «парниковых» газов в энергетике?

  34. Как меняется загрязнение окружающей среды при переходе с газа на уголь и наоборот?


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты по дисциплине «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности » не предусмотрены.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Дмитриев В.В., Жиров А.И., Ласточкин А.Н. Прикладная экология. Академия, 2008. 608 с.

  2. Николайкина Н.Е., Николайкин Н.И., Матягина А.М. Промышленная экология: Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 240 с.

  3. Экология. Сборник задач, упражнений и примеров: Учебное пособие для вузов / Н.А. Бродская, О.Г. Воробьев, А.Н. Маковский и др.; Под ред. О.Г. Воробьева и Н.И. Николайкина – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006. – 508 с.

  4. Родионов А.И., Клушин В.Н., Систер В.Г. Технологические процессы экологической безопасности. Учебное пособие для вузов. – Калуга.: Изд-во Н. Бочкаревой, 2007. – 800 с.

  5. Голицин А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: учебник. М.: изд-во «Оникс», 2010. 336 с.

  6. А.Н. Павлов Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов. М. : Высшая школа , 2005. 343с. : ил.

  7. В. Г. Калыгин. Промышленная экология : учебное пособие для вузов. Москва : Академия , 2006. 432 с. : ил., табл.

  8. Ю. Л. Хотунцев. Экология и экологическая безопасность : учебное пособие для вузов. М. : Академия , 2004. 480 с.

  9. А. А. Раздорожный. Организация производства и управление предприятием : учебник. Москва : Экзамен , 2009. 877 с. : ил., табл.

  10. Н. И. Акинин. Промышленная экология: принципы, подходы, технические решения : учебное пособие для вузов. Долгопрудный : Интеллект , 2011. 311 с. : ил., табл.

  11. В. Г. Калыгин. Промышленная экология : учебное пособие для вузов. Москва : Академия , 2010. 432 c. : ил., табл.

Дополнительная литература

  1. Вронский В.А. Прикладная экология. 1997. Феникс. 517 с.

  2. Воронков Н.А., Экология: общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999. 424 с.

  3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Прогресс, 1993. Т.3. 356 с.

  4. Фёдоров Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс. – М.: Гидрометиоиздат, 1977.-175 с.



  5. Медоуз Д.Х. Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. Прогресс, Пангея, 1994. 304 с.

  6. Бочкарева Т.В. Экологический джин урбанизации. М.: Мысль, 1988.270 с.

  7. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. 328 с.

  8. Бутт Ю. М. Технология цемента и других вяжущих материалов. – М.: Стройиздат, 1976.-407 с.

  9. Химическая технология керамики и огнеупоров./Под ред. П. П. Будникова. – М.: Стройиздат, 1962.-707 с.

  10. Павлушкин Н. М., Сентюрин Г. Г., Ходаковская Р. Я. Практикум по технологии стекла и ситаллов. – М.: Стройиздат, 1970, 512 с.

  11. Позин М. Е. Технология минеральных солей: в 2 т. – Л.: Химия, 1974.-1556 с.

  12. Охрана окружающей среды от загрязнения предприятиями чёрной металлургии / А. П. Шицкова, Ю. В. Новиков, Н. В. Клишкина и др. – М.: Металлургия, 1982.-208 с.

  13. Легасов В. А., Кузин Н. Н. Проблемы энергетики.//Природа. – 1981. № 2.- С. 8-23.

  14. Экологические аспекты устойчивого развития теплоэнергетики России./Под ред. Р. Н. Вяхирева. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2000. 187 с.

Интернет-ресурсы

  1. Назаренко О.Б. Безопасность жизнедеятельности. 2-е изд., перераб. и доп. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 144 с. – Доступно из: http://www.twirpx.com/file/706489/

  2. Бородин Ю.В., Гусельников М.Э. Промышленная экология. Учебное пособие. — Томск: Изд. ТПУ, 2005,— 120 с., ил. – Доступно из: http://www.twirpx.com/file/985804/

  3. Павлов А.Н. Экология, рациональное природопользование, безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие. - М.: Высш. шк. , 2005. - 343 с. – Доступно из: http://www.twirpx.com/file/52039/

  4. Промышленная экология: учебное пособие/ Алябышева Е.А., Сарбаева Е.В., Копылова Т.И., Воскресенская О.Л. 2010. – Доступно из: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/573/77573/58658/page11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Самостоятельная работа 30 час реферативные работы 0 Контрольные работы...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Программа «Экологический мониторинг»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) экологический менеджмент...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Оценка экономического ущерба»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «гис-технологии в экологии»...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык» составлена в соответствии...
Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образования

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru