Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Рабочая программа по дисциплине В. В экология агроландшафтов по направлению подготовки бакалавров 110400. 62 Агрономия по профилю подготовки

Рабочая программа по дисциплине В. В экология агроландшафтов по направлению подготовки бакалавров 110400. 62 Агрономия по профилю подготовки



страница1/2
Дата публикации10.12.2014
ТипРабочая программа
100-edu.ru > Лекции > Рабочая программа
  1   2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»


Факультет Аграрных технологий
Кафедра Агрономии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ____________ Л.И. Задорожная «_____»__________ 20____г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине В.В.2.1. Экология агроландшафтов

по направлению

подготовки бакалавров 110400.62 Агрономия
по профилю подготовки Агрономия

Квалификация (степень)

выпускника Бакалавр

Майкоп

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 110400.62 Агрономия
Составитель рабочей программы:

Доцент, канд. с.-х. наук Хатков К.Х.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

Агрономии .
Заведующий кафедрой

«__» ______ 20__г. Бандурко И.А.

(подпись) (Ф.И.О.)


Одобрено научно-методической комиссией факультета (где осуществляется обучение) «___» __________ 20__г.

Председатель

учебно-методического

совета направления Бандурко И.А.

(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)

Декан факультета

(где осуществляется обучение) Ярмоц А.В.

«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)


СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«__» ______ 20__г. Гук Г.А.

(подпись) (Ф.И.О.)
Зав. выпускающей кафедрой

по направлению Бандурко И.А.

«___» __________ 20__г. (подпись) (Ф.И.О.)

  1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Экология агроландшафтов» является подготовка специалистов агрономического профиля в области современных достижений экологии агроландшафтов, внедрения прогрессивных технологий, направленных на повышение урожайности и качества возделываемых культур без нарушения экологического равновесия, сформировать знания о принципах формирования различных типов агроландшафтов и особенностях их функционирования, а также способах их оптимизации

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучение ландшафтного анализа территории и установление связи между компонентами агроландшафта;

  • выделение и описание типов и структур агроландшафта;

  • овладение методами и способами оценки экологического состояния агроландшафтов и его рационального использования.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экология агроландшафтов» включена в вариативную часть математического и естественно-научного цикла направления 110400 - Агрономия. Учебная дисциплина (модуль) «Экология агроландшафтов» позволяет сформировать у студентов представление об экологии агроландшафтов - как наука о факторах внешней среды, их влиянии на организмы культивируемых растений и животных, о природных комплексах, преобразованных деятельностью человека для производства экологически чистой продукции растениеводства и животноводства; экологических аспектах, связанных с химизацией земледелия. Изучив Экологию агроландшафтов, студенты должны владеть математическими методами программирования.

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: земледелие, ботаника, химия, растениеводство, почвоведение с основами геологии, физиология растений с основами биохимии.

Знания: агроклиматических показателей - солнечная радиация, теплообеспеченность земель, влагообеспеченность территории, ветровой режим, микроклимат рельефа; геоморфологических литологических условий - рельефа, абсолютной высоты над уровнем моря, расчлененности территории, оценки склонов и т.д.; состояния плодородия почв и их ресурсного потенциала включая баланс гумуса, водного баланса, общего режима увлажнения; интенсивности проявления водной эрозии, дефляции, загрязненности почв.

Умения - распознавать основные типы и разновидности почв, проводить генетическую и агрономическую оценку почв и почвенного покрова; определять основные показатели плодородия почв агроландшафта;

Навыки: в проведении элементарного ландшафтного анализа территории.

    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: а) общекультурных (ОК):

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие компетенции:

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

  • способностью представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-11);

б) профессиональных (ПК):

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).

общепрофессиональными:

  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

  • готовностью установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ПК- 6);

производственно-технологическая деятельность:

  • способностью использовать агрометеорологическую информацию при производстве растениеводческой продукции (ПК-13);

в организационно-управленческой деятельности:

  • способность анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17);

научно-исследовательская деятельность:

  • готовность изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-23);

  • способность к лабораторному анализу образцов почв, растений и продукции растениеводства (ПК-25).


В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные этапы развития экологии агроландшафтов, основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации агросферы, классификацию и особенности современных агроландшафтов, экологические законы развития агросферы,;

-уметь производить расчет доступных эрозионных потерь почвы на пашне для основных типов почв, использовать статистический материал для построения моделей функционирования агроландшафтов различных типов;

-владеть : методами ландшафтного анализа территории, навыками полевых и камеральных исследований.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).

Вид учебной работы

Всего часов/з.е.

Семестры

4

Аудиторные занятия (всего)

34/0,94

34/0,94

В том числе:







Лекции (Л)

17/0,47

17/0,47

Практические занятия (ПЗ)

17/0,47

17/0,47

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

74/2,06

74/2,06

В том числе:







Курсовой проект (работа)







Реферат

20/0,56

20/0,56

Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)

  1. Составление плана-конспекта



36/1,00



36/1,00

Форма промежуточной аттестации: зачет

18/0,50

18/0,50

Общая трудоемкость

108/3

108/3


4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов).

Вид учебной работы

Всего часов/з.е.

Семестры

4

Аудиторные занятия (всего)

10/0,28

10/0,28

В том числе:







Лекции (Л)

4/0,11

4/0,11

Практические занятия (ПЗ)

6/0,17

6/0,17

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

98/2,72

98/2,72

В том числе:







Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

20/0,56

20/0,56

Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)

  1. Составление плана-конспекта

-
60/1,66

-
60/1,66

Форма промежуточной аттестации: зачет

18/0,50

18/0,50

Общая трудоемкость

108/3

108/3



5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для ОФО



п/п

Раздел дисциплины

Неделя семестра



Виды учебной работы,

включая самостоятельную

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего

контроля

успеваемости

(по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС

4 семестр

1.

Введение. История изучения агроландшафтов

1

2

2




8

Обсуждение докладов

2.

Понятие об агроландшафтах и их классификация.

2

2

2




8

Блиц-опрос

3.

Агроландшафт - объект экологического исследования Агроэкосистемы. Почвенно-биотическийкомплекс. Функциональная роль почвы.

3-6

2

2




8

Тестирование

4.

Антропогенное загрязнение почв, вод в агро-ландшафтах. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв в агроландшафтах.

7-9

4

4




8

Блиц-опрос

5.

Мониторинг окружающей природной среды. Агроэкологический мониторинг. Экологическая оценка загрязнения территории агроландшафтов.

10-12

2

2




8

Тестирование

6.

Оптимизация агроландшафтов с целью повышения их экологической устойчивости.

13-15

2

2




8

Обсуждение докладов

7.

Производство экологически безопасной продукции. Альтернативные системы земледелия. Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий

17

3

3




8

Обсуждение докладов




Промежуточная аттестация













18

Зачет в устной форме




ИТОГО:




17

17




74





5.2. Структура и содержание дисциплины для ЗФО


п/п

Раздел дисциплины

Неделя семестра



Виды учебной работы,

включая самостоятельную

и трудоемкость (в часах)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС

4 семестр

1.

Введение. История изучения агроландшафтов




1







10

2.

Понятие об агроландшафтах и их классификация.




1

1




10

3.

Агроландшафт - объект экологического исследования Агроэкосистемы. Почвенно-биотическийкомплекс. Функциональная роль почвы.




1

1




12

4.

Антропогенное загрязнение почв, вод в агро-ландшафтах. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв в агроландшафтах.




1

1




12

5.

Мониторинг окружающей природной среды. Агроэкологический мониторинг. Экологическая оценка загрязнения территории агроландшафтов.







1




12

6.

Оптимизация агроландшафтов с целью повышения их экологической устойчивости.







1




12

7.

Производство экологически безопасной продукции. Альтернативные системы земледелия. Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий







1




12




Промежуточная аттестация: зачет













18




ИТОГО:




4

6




98



5.3. Содержание разделов дисциплины «Экология агроландшафтов»,

Образовательные технологии

Лекционный курс

№ п/п

Наименование темы дисциплины

Трудоемкость (часы / зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образователь- ные технологии







1.

Введение. История изучения агроландшафтов

2/0,06




Учение В.В. Докучаева. Основатель агроландшафтных исследований - Л.Г. Раменский. Современная Характеристика антропогенно- модифицированных территориальных единиц ранга урочищ П.А.Диденко

ОК-1 ОК-6 ПК-2

Знать: историю становления и развития учения о агроландшафтах.

Уметь: применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, знания и закономерности осмысления исторического процесса и актуальной общественно-политической практики, использовать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности. Владеть: способностью к постановке целей и выбору путей их достижения; навыками подготовки, написания письменных и произнесения устных сообщений

Лекция-

презентация с использованием мультимедийных средств

2.

Понятие об агро- ландшафтах и их классификация.

2/0,06

1/0,03

Понятие об агроландшафтах и их классификация. Естественная и хозяйственная структура агро ландшафта. Агроценоз - первичная структура агроландшафта. Агроланд- шафтный контур и массив. Сельскохозяйственные типы ландшафтов. Полевой, садовый и луго- пастбищный тип.

ОК-1 ОК-5 ПК-2

Знать: положения, методы и законы естественнонаучных дисциплин (математики, географии, экологии и других смежных дисциплин), используемые в аграрном производстве. Теоретические основы формирования аграрной продукции; технологию ее разработки; терминологию и основные положения, обеспечивающие нормативно- правовую базу получение аграрной продукции в РФ. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы. Владеть: навыками сбора и анализа информации, технологиями совместной работы в малых творческих группах.

Лекция-беседа с использованием мультимедийных средств

3.

Агроландшафт объект экологического исследования. Агроэкоси- стемы. Почвенно- биотический комплекс. Функциональная роль почвы.

2/0,06

1/0,03

Агроландшафт - объект экологического исследования. Агроэкосистемы - природные системы, трансформируемые с целью повышения продуктивности. Классификация агроэкоси- стем. Свойства. Биогеохимические циклы в агроэкосистемах. Воздействие агроэкосистемы на биосферу. Классификация техногенных факторов загрязнения и нарушения агро- экосистем по характеру и направленности неблагоприятного воздействия. Возможности снижения и предотвращения нежелательных воздействий. Основы управления функционированием агроэкосистем в условиях техногенеза.

Почвенно-биотический комплекс (ПБК), как основа агроэкосистем. Структурно-функциональная органи- зация ПБК в различных экологических условиях. Глобальные функции почв. Экологические функции почвы.

ОК-8 ПК-6

Знать: понятия агросистемы, классификацию и свойства. Уметь: анализировать различные ситуации, критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства их развития или устранения. Владеть: навыками сбора и анализа информации

Лекция-

презентация с использованием мультимедийных средств

4.

Антропогенное загрязнение почв, вод в агроланд- шафтах. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв в агро ландшафтах.

4/0,11

1/0,03

Основные виды негативных воздействий на почвенно-биотический комплекс. Антропогенные изменения почв и их экологические последствия. Особенности и принципы нормирования антропогенных нагрузок на почвенный покров. Оценка токсичности тяжёлых металлов в блоке «почва-растение». Комплексные показатели загрязнения почв. Биогенное загрязнение вод в условиях интенсификации аграрного производства. Оценка влияния природно- аграрных систем на миграцию биогенных веществ. Оценка эвтрофного уровня водоёмов. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв. Использование ПО.

ОК-6 ОК-8 ОК-11 ПК-6

Знать: профессиональные функции в соответствии с направлением и профилем подготовки.

Уметь: вести самостоятельные исследования целях рамках повышения интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального самосовершенствования.

Владеть: навыками определения и агрономической оценки почв по морфологическим признакам и данным химических анализов, составления агропроизводственной бонитировки и группировки почв




5.

Мониторинг окружающей природной среды. Агроэкологиче- ский мониторинг. Экологическая оценка загрязнения территории агролан дшафто в.

2

-

Мониторинг окружающей природной среды. Научные, методические и организационные основы его проведения. Агроэкологический мониторинг. Роль агроэкологического мониторинга в совершенствовании управления и организации функционирования агроэкосистем. Цели, задачи, содержание, объекты, принципы проведения. Особенности и блок-схема сис темы агроэкологического мониторинга.

Критерии экологической оценки территории. Использование ПО.-

ПК-13 ПК-22

Знать: потребность сельскохозяйственных культур в основных жизненных факторах, принципы агроландшафтного земледелия

Уметь: проводить агроэкологический мониторинг территории.

Владеть: навыками экологической оценки загрязнения территории агроландшафтов.

Лекция-

дискуссия с использованием мультимедийных средств

6.

Оптимизация агроландшафтов с целью повышения их экологической устойчивости.

2/0,06

-

Основные принципы организации агроэкосистем. Оптимизация структурно-функциональной организации агроэкосистем. Устойчивость агроэкосистем при разных системах земледелия. Условия реконструкции и создания устойчивых агроэкосистем. Методологические основы экологической оценки агроландшафтов. Типы реакции агрофитоценоза на антропогенные воздействия. Сбалансированность процессов минерализации и гумификации - интегральный показатель экологической устойчивости педосферы. Эколого- энергетическая оценка антропогенного воздействия

ПК-22 ПК-23

Знать: Основные принципы организации агроэкосистем. Уметь: балансировать процессы минерализации и гумификации под различные сельскохозяйственные культуры. Владеть: навыками Эколого- энергетической оценки антропогенного воздействия

Лекция-беседа с использованием мультимедийных средств

7.

Производство экологически безопасной продукции. Альтернативные системы земледелия. Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий

3/0,08

-

Проблемы производства экологически безопасной продукции. Понятие качества продукции. Основные виды экотоксикантов, содержащихся в пищевых продуктах; источники загрязнения, формы нахождения в сельскохозяйственной продукции и почве. Основные факторы, влияющие на поведение токсикантов. Основные направления по предотвращению и снижению загрязнения сельскохозяйственной продукции. Сертификация качества. Основные принципы альтернативных систем земледелия и их агроэкологи- ческое значение. Органическое, ор- гано-биологическое и биодинамическое земледелие. Вермикультура и биогумус. Экологические аспекты подготовки и применения. Природоохранное значение. Безотходные и малоотходные производства - основа рационального природопользования. Целесообразные направления и пути создания. Экономическая и экологическая эффективность. Ресурсосберегающие технологии.

ПК-25 ПК-23

Знать: альтернативные системы земледелия и их агро- экологическое значение Уметь: предотвращать и снижать загрязнение сельскохозяйственной продукции Владеть: Ресурсосберегающими технологиями.

Лекция-

презентация с использованием мультимедийных средств




Итого

17/0,47

4/0,11













5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических и семинарских занятий

Объем в часах / трудоемкость в з.е.

ОФО

ЗФО

1

2

Предмет экология агроландшафтов. Объекты изучения. Теоретические и методологические основы экологии агроландшафтов. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства.

2/0,06




2

2,3

Понятие об агроландшафтах и их классификация. Естественная и хозяйственная структура агроландшафта. Агроценоз - первичная структура агроландшафта. Аг- роландшафтный контур и массив. Сельскохозяйственные типы ландшафтов. Полевой, садовый и луго-пастбищный тип.

4/0,11

2/0,06

3

3

Модуль «Экологические основы качества воды и здоровье человека». Почвенно-биотический комплекс. Функциональная роль почвы в экосистемах. Использование ПО.

2/0,06




4

4,5,6

Модуль «Агроэкологический мониторинг»

Модуль «Агроэкологический мониторинг в устойчивом развитии агроландшафтов»

4/0,11

2/0,06

5

4, 5,6

Модуль «Биологическое разнообразие и устойчивое развитие»

Биоиндикация и биотестирование в агроландшафте. Интегральные показатели токсичности

2/0,06




6

4, 5,6

Природоохранное значение безотходных и малоотходных технологий и процессов энерго- и ресурсосбережения в системе агропромышленного комплекса.

3/0,08

2/0,06




Итого




17/0,47

6/0,17

5.5 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине б 12. Механизация растениеводства...
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия">

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов агрономического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов агрономического факультета, обучающихся по направлению 110400. 62 «Агрономия»,...

Рабочая программа по дисциплине б агрохимия по направлению
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия">

Рабочая программа по дисциплине в земельное право по направлению...
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению 120700. 62 Землеустройство и кадастры">

Рабочая программа по дисциплине в земельное право по направлению...
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению 120700. 62 Землеустройство и кадастры">

Рабочая программа по дисциплине
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия">

Рабочая программа по дисциплине
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия">

Образовательная программа (ОП) бакалавриата, реализуемая вузом по...
Образовательная программа (ОП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 05. 03. 06 Экология и природопользование">

Рабочая программа по дисциплине В. В электрификация и автоматизация сельскохозяйственного
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия">

Рабочая программа по дисциплине в история и культура адыгов по направлению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">