Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Методическая разработка Экологический эрудицион «свалка по имени земля»

Методическая разработка Экологический эрудицион «свалка по имени земля»



Дата публикации10.12.2014
ТипМетодическая разработка
100-edu.ru > Лекции > Методическая разработка
МОУ Контеевская средняя общеобразовательная школа

Буйского района


Методическая разработка

Экологический эрудицион

«СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ»

Работу выполнила

учитель биологии

Гусарова Е. А.

2009 г.
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определённом уровне экологической культуры общества. Формирование её на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обусловливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в ней отводится интеллектуально-познавательным играм. Данный экологический эрудицион знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит, в конечном счете, само существование человека.

Оформление: на заднем плане сцены можно разместить изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто картина, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идёт как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек.) Желательно чтобы игра сопровождалась музыкой: она создает определенное настроение, а также заполняет случайные паузы.

Участники: принимают участие ребята в возрасте от 11 до 15 лет. В период подготовки формируются команды-участницы (2-6), определяется состав жюри и счётной комиссии, выбирается ведущий.
Вступительное слово учителя:

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости, учащиеся Покровской и Корёжской школ, уважаемые преподаватели.

Сегодня в стенах нашей школы мы проводим праздник под названием «День Земли». Праздник экологический, а это значит, мы будем говорить об охране окружающей среды.

Охранять природу...Охранять окружающую среду.… Эти слова мы слышим всё чаще. Они звучат с трибуны партийных съездов, на производственных совещаниях, в разговорах миллионов людей и, конечно же, на школьных уроках. За академически сухими определениями «биосферы» открываются не только проблемы, связанные с нашим благосостоянием, но и нравственные проблемы.

Любовь к природе не может быть только созерцательной. Она неразрывно связана с бережным отношением к ней. Любовь к природе – это и любовь к Родине, к своему народу. Это наше мировоззрение, наша мораль, весь образ нашей жизни.

Беречь и приумножать богатства родной земли – долг каждого.

Важно понять, что проблема загрязнения окружающей человека среды, усугубленная угрозой ядерной катастрофы, становится в наше время глобальной проблемой всей земной цивилизации.

Ведь Земля – дом всего человечества.

И в ходе сегодняшнего нашего мероприятия хочется, чтобы вы все обратили внимание, так что же всё-таки происходит с нашей планетой, как можно и нужно помочь нашей природе. И чтобы все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы, объединили всех нас.

Хочется, чтобы за время проведения нашего праздника вы пополнили запас ваших экологических знаний, чтобы вы почувствовали, что каждый человек отвечает за всё живое на Земле.

План проведения

Я расскажу, как будет проходить наш праздник.

Первое. Вы посмотрите «Литературную композицию «День Земли» - приготовленную девочками из кружка «Юный эколог». Затем прослушаем рефераты по экологии приготовленные вами. И третье это экологический эрудицион «Свалка по имени земля».

И подведение итогов и награждение.

Итак, я предоставляю слово ребятам кружка «Юный эколог»

Литературная композиция

«День Земли»

1 чт. День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днём Земли.

2 чт. День Земли. Нет, это не очередной праздник, «красная дата», которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день напоминание.

3 чт. Наша планета серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощенные кто погоней за прибылью, кто поисками хлеба на обед, рубят леса, жгут уголь и мазут, травят пестицидами почву.

4 чт. А Земля! Земля! Какая она…?

5 чт. Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Пускает птиц в поднебесье.

1 чт. Земля качает на себе города. Здесь, на Земле, за каждым селом – дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников земли нашей.

2 чт. Кромсаем лед,

Меняем рек теченье.

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек,

Барханов и болот.

3 чт. У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать не охота.

Сейчас нам не до этого пока.

4 чт. Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды…

Всё меньше – окружающей природы…

Всё больше – окружающей среды.

Р. Рождественский

5 чт. Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке.

1 чт. Воздух: За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрдов тонн. В результате источается озоновый слой, появляются озоновые дыры.

2 чт. Вода: Учёные подчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов

3 чт. Почва: За последние сто лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв.

4 чт. Лиса: За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

Стихотворение С. Михалкова

Стон Земли

1 уч. Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала.… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

2 уч. Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Всё то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

1 уч. Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,-

Его подземных взрывов череда!

2 уч. Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

1 уч. Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

2 уч. И не случайно грозные вулканы

Выплескивают, с лавой боль Земли…

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий: Ну, а сейчас мы заслушаем рефераты, которые ребята подготовили. Называйте тему.

1 реферат

Плакат

2 реферат

Плакат

3 реферат

Плакат

Экологический эрудицион

  1. Слово ведущего.

  2. Делимся на команды (карточки по цвету желтые, красные, зеленые, синие)

  3. Жюри представить.

  4. 4 тура у каждого тура свои правила.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный – он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% - идет… в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай.… А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Моя планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Вопрос «Куда деть мусор?» становится все актуальнее. И мы пробуем сегодня ответить на него.

(Ведущий представляет команды и знакомит участников эрудициона с правилами игры)
I тур. «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»

Команды получают по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.

Вопросы

  • Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

  1. Пластмасса (правильный ответ)

  2. Стекло

  3. Металл

  • Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

  1. Москвы

  2. Лондона

  3. Нью-Йорка

  • Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:

  1. Производство упаковочных материалов

  2. Переработка мусора

  3. Производство автомобилей

  • Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать

  2. Собрать в одном месте

  3. Раскрошить

  • Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

  1. Компостировать

  2. Сжечь при специальных условиях

  3. Переплавить

  • Первоочередная забота при выборе места свалки:

  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод

  2. Ограждение места свалки

  3. Укомплектование соответствующей техникой

  • Появление «партизанских» свалок влечет за собой:

  1. Загрязнение почвы

  2. Уродство ландшафта

  3. Изменение климатических условий (температура, влажность)

  • Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:

  1. Предельно допустимая концентрация вещества

  2. Наличие тяжелых металлов

  3. Государственный стандарт качества

  • Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение

  2. На близлежащие регионы

  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»

  • Самая страшная «добавка» к воде:

  1. Бытовой мусор

  2. Пестициды

  3. Минеральные удобрения

  • Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»:

  1. Британию

  2. Россию

  3. Польшу

  • Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:

  1. Газы

  2. Жидкости

  3. Твердые вещества

  • Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

  1. Их захоронение

  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса

  3. Рециркуляция (повторное использование отходов)

  • Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

  1. Загрязнением

  2. Экологическим кризисом

  3. Интродукцией

  • Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

  1. Теплоэнергия

  2. Нефте- и газопереработка

  3. Автотранспорт

  • Что такое вермикультура:

  1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.

  2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы)

  3. Способ определения степени чистоты воды

  • Оптимальное решение энергетической проблемы:

  1. Экономика энергии

  2. Развитие атомной энергетики

  3. Развитие ветроэнергии

  • Гарбология – это:

  1. Наука о доме, местопребывании

  2. Наука, изучающая почву

  3. Мусороведение

  • Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет

  2. 50 лет

  3. 100 лет и более

  • Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за»

  1. 1-2 года

  2. 5-8 лет

  3. 20 и более лет

(После окончания работы судьи подсчитывают баллы, с изображения земного шара убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам)

II тур. Не спешите выбрасывать своё будущее (или отходы). «Устами младенца»

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы. Если команда дает неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.

Детские высказывания:

  1. Его производит обыкновенная корова.

  2. В небольших количествах он очень полезен.

  3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

  4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

  5. Его необходимо компостировать. (Навоз)

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

  2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

  3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

  4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

  1. Ее изобрели китайцы.

  2. У нас ее получают из дерева.

  3. Она легко горит.

  4. Из нее получается очень много мусора.

  5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)

  1. Его делают из песка.

  2. Чаще всего оно прозрачное.

  3. Когда падает, оно разбивается.

  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

  1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

  2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

  3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.

  4. Его издают разные приборы, машины.

  5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик. (Шум)

  1. Этого почти не видно.

  2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

  3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники. (Газовые отходы)

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.

  2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

  3. Это можно сдать и получить деньги.

  4. Из этого можно сделать что-то новое.

  5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Металлолом)

  1. Всегда черного цвета.

  2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

  3. Это очень вредно.

  4. У человека вызывает болезни, а одежда делается грязной.

  5. Этого много при горении. (Сажа)

  1. Это то, без чего уже не можем прожить.

  2. Этим мы пользуемся каждый день.

  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

  4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

  5. С помощью этого все становится чище. (Мыло)

  1. Это легче воды.

  2. Это может плавать на воде и не тонет.

  3. В речке этого много, когда в ней моют машину.

  4. Это мешает дышать рыбам.

  5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

III тур. Главные союзники экологов

По внешнему виду и состоянию растений можно без химических исследований определить, какие загрязнения находятся от них в непосредственной близости.

Команды получают гербарии растений, поврежденных в результате загрязнения окружающей среды. По внешнему виду засушенного растения надо определить, какой загрязнитель вызвал изменения тех или иных органов. Команды, правильно назвавшие загрязнители, получают очередные очки.

Задания

  • Некроз верхушки и краев листьев у гладиолуса, тюльпана, касатика, петрушки свидетельствует о том, что в ОС имеется…(фтористый водород).

  • Наличие некротических (мертвых) пятен на верхней стороне листьев табака, шпината, сои свидетельствует о воздействии…(озона)

  • Если все части растения ( люцерна, гречиха, подорожник, горох, клевер) желтые, а на листьях межжилковые некрозы, в ОС…(двуокись серы).

  • Межжилковые некрозы у шпината, махорки, сельдерея вызывает… (двуокись азота)

  • Закручивание краев листьев у салата и томата – результат действия… (этилена)

  • Если стебли злаков пурпурной окраски, а листья темно-зеленые, значит… (в почве, на которой они произрастали, повышенное содержание алюминия)

  • Бурые края листьев у бобовых, моркови, редиса, шпината, овса, красноватые жилки и черешки, скрученные листья и бурые недоразвитые корни сигнализируют о повышенном содержании в почве… (кадмия)

  • Буровато-черные или красные некротические пятна на листьях злаков, бобовых, картофеля, капусты, отмирание старых листьев, засыхание кончиков листьев указывают на большое загрязнение среды… (марганцем)

  • Изменение окраски лепестков мака, розы на голубую или даже черную свидетельствует о наличии в окружающей среде больших концентраций… (меди)

IV тур. Что может сделать один?

Каждый команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.

Задания

  • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов… (из переработанной макулатуре)

  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин)

  • Не покупай больше, чем может… (понадобиться тебе)

  • Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше… (общественным транспортом)

  • Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся)

  • Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут… (кому-то понадобиться)

  • Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и… (сдай туда использованную бумагу)

  • Прежде чем выкинуть жестяные консервные банки… (вымой их и сомни)

  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую…(можно сдать)

  • Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для…(приготовления удобрений)

  • Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается в природе)

  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (ее выбрасывать)

Ведущий. Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не надо. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким его создадим сегодня.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли,Человек?

Литература

  • Абатуров А. В. Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды// Биоиндикация окружающей среды. М., 1981.

  • Артамонов А. А. Сохраним наш мир. Волгоград, 1994

  • Алексеев С. В., Беккер А. М. Изучаем экологию экспериментально. СПб., 1993

  • Артамонов В. И. Растения и чистота природной среды. М., 1986

  • Асланиди А. А. Экологическая азбука. М., 1995

  • Шуберт. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. М., 1988

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания учебно-методическая разработка по курсу «Французский язык»
...

Методическая разработка тема «Слизистая оболочка полости рта как входные ворота инфекции»
Методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных и клинических дисциплин Московского областного медицинского...

Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»

Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945

Методическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»
Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе...

Методическая разработка бинарного урока по теме «Технология приготовления...
Методическая разработка выполнена в соавторстве преподавателями гбпоу кк втпп божко Т. М., Ковалевой И. К

Методическая разработка для проведения семинарских, индивидуальных...
Методическая разработка предназначена студентам, изучающим дисциплину «Финансы». Вопросы и задания к соответствующим темам, разработанной...

«Методическая ярмарка: Новые стандарты инновационные модели» Номинация Методическая разработка

Методическая разработка по мдк 08. 01 По теме: «виды теста, их характеристика»
Методическая: Сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля» ипересесть из него...
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля» и пересесть из него просто некуда»

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru