Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Рабочая программа предмета «Музыка»

Рабочая программа предмета «Музыка»



Дата публикации29.01.2015
ТипРабочая программа
100-edu.ru > Культура > Рабочая программа
МУЗЫКА

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа предмета «Музыка» для обучающихся 4 класса,разработана на основе ФГОС 2009 г., авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М. ; Вентана – Граф, 2012(Начальная школа 21 века), учебника «Музыка. 4 класс» авторов В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М. ; Вентана – Граф, 2014(Начальная школа 21 века

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.

  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Основными задачами уроков музыки с приоритетом академического пения являются:

Образовательные:

- вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального образования и самовоспитания;

- научить понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении.

Развивающие:

- развивать интерес и любовь к певческому искусству, к музыке, желание слушать и исполнять её для самореализации в сценической деятельности;

- приобщить учащихся к «золотому» фонду народной, духовной, классической и современной хоровой музыки;

- всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.

Воспитательные:

- формировать художественный и эстетический вкус учащихся;

- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способность воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности на уроке;

- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Мотивационные:

- сформировать стремление (потребность) использовать репертуар, знания и умения, приобретённые учащимися на уроках в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге (во внеурочной деятельности);

- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность учащихся.

Изменения в рабочую программу внесены с учётом методических рекомендаций «Организация уроков музыки с приоритетом академического хорового пения»:

  • изменены основные задачи уроков музыки с учётом приоритета академического пения;

  • повысилась роль вокально-хоровой работы на уроках музыки для нормального развития и функционирования голосового аппарата, для охраны детского голоса.

2.Общая характеристика учебного предмета

Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

  • Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.

  • «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.

3.Место в учебном плане.

Согласно программе на изучение программного материала в 4 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Музыка» отведен 1 час в неделю (34 часов).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Основная идея содержания четвертого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.

Основными методологическими принципами являются:

1. Преподавание музыки в школе как живого образного искусства.

2. Деятельностное освоение искусства.

3. Проникновение в природу искусства и его закономерностей.

4. Моделирование художественно – творческого процесса.

5. Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты

1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно – нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интересах музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

6.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.

8.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «МУзыка».РРРрр
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

6.Содержание программы по музыке

4 КЛАСС (34 ч)

1.Многоцветие музыкальной картины мира(7ч.) Музыка стран мира: Германии, Польши, Венгрии Испании, Норвегии, США Специфика музыкального высказывания Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи Соотнесение особенностей западно-европейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

2.Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики Путешествие в Италию, Испанию, Японию, Украину.

3.Музыкальное общение без границ (10ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина, Молдова, Казахстан, Балтия. Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт. Шуман, Шопен. Лист, Дебюсси. Музыкальный салон как форма музыкального представительства

4.Искусство слышать музыку(10ч)

Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека Русская опера Западная опера Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Разучивание песен

7.Календарно – тематическое планирование уроков музыки в 4 классе



Дата проведения

Тема учебного занятия


Тип урока

Характеристика основных видов деятельности

Оборудование

Домашнее задание




Многоцветие музыкальной картины мира(7ч.)




1




Музыка стран мира.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности


Фонохрестоматия, презентация

Знать слова гимна России

2.




Музыка западноевропейских стран. Входной контроль


Комбинированный урок

Уроки Кирилла и Мефодия. Энциклопедия.

Подготовка творческих работ:сообщений,исследований

3.




Музыка средиземноморья.


Комбинированный урок

ФонохрестоматияПортреты композиторов

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

4.




Музыка США.


Урок обобщения и систематизации знаний

Фонохрестоматия презентация

Сравнение стилей музыки разных композиторов

5




Колыбельные песни разных стран.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний




Записать в тетрадь известные колыбельные

6




Интонационные черты танцевальной музыки мира.


Комбинированный урок

Уроки Кирилла и Мефодия. Энциклопедия, презентация

Выполнить задание в тетради

7




Танцевальная музыка народов мира.


Урок обобщения и систематизации знаний







Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)

8




Композитор и его стиль.


Комбинированный урок

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности


Синтезатор, портреты композиторов

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

9




Восточные мотивы в русской классике.


Комбинированный урок

Фонохрестоматия

Читать конспект

10




Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского.


Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация

Выучить песню

11




Музыкальное «путешествие» М.И.Глинки в Испанию.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Презентация

Повторить музыкальные термины

12




Тема японской песни в произведениях Д.Б.Кабалевского.


Комбинированный урок

Презентация, портреты композиторов

Выполнение рисунков к музыке

13




Тема мира в музыкальных произведениях.


Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация

Читать конспект

14




Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.


Комбинированный урок

Народные инструменты

Повторить термины

15




Музыка Украины и Белоруссии.

Рубежный контроль

Урок обобщения и систематизации знаний




Читать конспект

Музыкальное общение без границ (10ч)

16




Вариации на тему славянских песен.


Комбинированный урок

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации


Уроки Кирилла и Мефодия. Энциклопедия.

Выполнить задание в тетради

17




Музыка Чехии и Польши.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Презентация

Наблюдение за развитием музыки разных композиторов

18




Музыка Венгрии, Болгарии, Молдавии.


Комбинированный урок

Презентация

Подготовить сообщение

19




Музыка народов Балтии

Урок обобщения и систематизации знаний

Уроки Кирилла и Мефодия. Энциклопедия.

Читать конспект

20




Музыка Италии и Испании.


Комбинированный урок

Презентация, сборник классических произведений

Подготовить презентацию

21




Музыка Норвегии.


Комбинированный укрок




Выполнить анализ средств музыкальной выразительности

22




Музыка Австрии и Германии.


Урок закрепления знаний

Уроки Кирилла и Мефодия. Энциклопедия.

Читать конспект

23




Музыка Закавказья.


Комбинированный урок




Повторить песню

24




Музыка Средней Азии.


Урок изучения и закрепления новых знаний

Презентация

Читать конспект

25




Композитор, поэт, исполнитель.


Комбинированный урок




Закрепить музыкальные термины

Искусство слышать музыку(10ч)




26




Симфонический оркестр и дирижёр.


Комбинированный урок

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей


Презентация

Записать состав инструментов симфонического оркестра

27




Инструментальная музыка.


Комбинированный урок




Выполнить задание в тетради

28




Вокальная музыка.


Урок обобщения и систематизации знаний

Уроки Кирилла и Мефодия. Энциклопедия.

Читать конспект

29




Симфония. Концерт.


Комбинированный урок

Уроки Кирилла и Мефодия. Энциклопедия.

Подготовить сообщение

30




Опера.


Комбинированный урок

Презентация, видеофрагменты из опер

Читать конспект

31




Балет. Итоговый контроль


Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация, видеофрагменты из балета

Закрепить определение балет

32




Хоровые формы.


Комбинированный урок

Презентация

Читать конспект

33




«За семью печатями» (обобщение).


Урок изучения и закрепления новых знаний

Сборник классических произведений

Повторить песню

34




Разучивание песен

Комбинированный урок




Выполнить задание в тетради

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...

Рабочая программа Музыка рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Рабочая программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования моу горшковской средней общеобразовательной...

Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской...
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...

Рабочая программа по музыке (базовый уровень) для 5-9 классов
Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» на этапе основного общего образования

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1–4 кл, 5–7 кл., «Искусство» — 8–9 кл. / Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М.: «Просвещение», 2010). Программа...

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...

Рабочая программа учебного предмета «Искусство. Музыка»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования химии

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru