Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Пояснительная записка Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой.

Пояснительная записка Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой.



страница1/3
Дата публикации11.01.2015
ТипПояснительная записка
100-edu.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.

Содержание программы обеспечивает понимание учащимися значения искусства в жизни человека и общества, воздействия на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович и др.), культурологи (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.ражников и др.), развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др).
Планирование составлено на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования по искусству второго поколения;

- федерального базисного учебного плана;

- программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы» и «Искусство. 8-9 классы» - Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, И.Э.Кашекова;

- примерные программы по учебным предметам «Искусство 5-9 классы» - (Стандарты второго поколения).
Основные цели художественного образования и эстетического воспитания:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных способностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; представление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Художественно-творческая деятельность учащихся на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др).
Основные содержательные линии:

- роль и место искусства в жизни человека и общества;

- художественный образ и его специфика в различных видах искусства;

- виды и жанры, стили и направления в искусстве;

- история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX века);

- искусство народов России и мировой художественный процесс;

- искусство XX в.;

- новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).
Планируемые результаты учащихся 9 классов:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы;

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеучебной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять её цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • участвовать в художественной жизни класса, школы, поселка и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.


Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.


Специфика программы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

При отборе художественного материала программа опирается на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Воспитательный потенциал содержания предмета «Искусство» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате этого, происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

Предмет «Искусство» предоставляют учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России.
Виды деятельности: урок – путешествие, диспуты, беседы, лекции, виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, экскурсии.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.
Формы контроля: самостоятельная работа; устный опрос; практическая работа, взаимоопрос; тест; зачет.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.

Учебный план по искусству для 9 класса



п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание


Лабора-

торные

и практи-

ческие

Контрольные и

диагностиче-

ские материалы

Экс-

курсии

I.

Раздел № 1. «Воздействующая сила искусства»

9 ч.













II.

Раздел № 2. «Искусство предвосхищает будущее»

7 ч.













III.

Раздел № 3. «Дар созидания»

10 ч.













IV.

Раздел № 4. «Искусство и открытие мира для себя»

8 ч.




Защита исследовательского проекта «Пушкин – наше все!»










Итого

34 ч.













Учебно-тематический план по музыке для 9 класса



уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Дата




Раздел № 1.

«Воздействующая сила искусства»

9 час.




1.

Искусство и власть.

3 ч.




2.

Какими средствами воздействует искусство.

2 ч.




3.

Храмовый синтез искусств.

2 ч.




4.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2 ч.

Фронтальный опрос по теме.




Раздел № 2.

«Искусство предвосхищает будущее»

7 ч.




1.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство.

2 ч.




2.

Предсказания в искусстве.

1 ч.




3.

Художественное мышление в авангарде науки.

2 ч.




4.

Художник и ученый.

2 ч.







Раздел № 3.

«Дар созидания»

10 ч.




1.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1 ч.




2.

Архитектура исторического города.

1 ч.




3.

Архитектура современного города.

1 ч.




4.

Специфика изображений в полиграфии.

1 ч.




5.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1 ч.




6.

Декоративно-прикладное искусство.

1 ч.




7.

Музыка в быту.

Массовые, общедоступные искусства.

2 ч.





8.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

1 ч.




9.

Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов.

1 ч.







Раздел № 4.

«Искусство и открытие мира для себя»

8 ч.




1.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2 ч.




2.

Литературные страницы.

1 ч.




3.

Защита исследовательского проекта. Обобщение материала.

5 ч.







За учебный год:

34ч.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей">