Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Факультет физической культуры и спорта «совершенствование профессиональной подготовки специалиста по физической культуре» сборник статей и тезисов

Факультет физической культуры и спорта «совершенствование профессиональной подготовки специалиста по физической культуре» сборник статей и тезисов



страница1/23
Дата публикации02.06.2017
ТипСборник статей
100-edu.ru > Культура > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ




Тирасполь, 2009

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО
ФАКУЛЬТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

СБОРНИК СТАТЕЙ И ТЕЗИСОВ

МЕЖДУНАРОДНОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ


Тирасполь, 2009
Научные редакторы:

Кандидат педагогических наук, доцент Емельянова Ю.Н.;

Кандидат педагогических наук, доцент Абрамова В.В.

Совершенствование профессиональной подготовки специалиста по физической культуре: Сборник статей и тезисов международной научно-практической конференции. – Тирасполь, 5–6 ноября 2009 г. – Тирасполь, Изд-во «Ликрис», 2009.
В данном сборнике представлены труды участников международной конференции «Совершенствование профессиональной подготовки специалиста по физической культуре», прошедшей на базе факультета физической культуры и спорта Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. В публикуемых материалах обсуждаются результаты исследований по проблемам совершенствования профессионального физкультурного образования, сохранения и восстановления здоровья различных категорий населения, воспитания здоровой личности, психолого-педагогических и медико-биологических аспектов спортивной тренировки.

ã Факультет физической культуры и спорта

ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2009

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Cобянин Ф.И., Миронова Т.А., Бочарова В.И.

(г. Белгород, Россия)
«Физкультурное образование» в настоящее время является реально существующим фактом. Соответственно данный термин начинают применять в учебной литературе, в научных публикациях, однако не включают пока в стратегические нормативные, законодательные документы, где чаще используют такие понятия, как «физическое воспитание», «физическое образование», «образование в сфере физической культуры» [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11].

Говоря о сущности «физкультурного образования», необходимо опираться на родовое понятие – «образование». В современных отечественных словарях, например, в «Современном толковом словаре русского языка», «Словаре русского языка С.И. Ожегова» под «образованием» понимается что-либо образовавшееся в результате какого-либо процесса (вулканическое образование и т.п.), либо педагогический процесс по усвоению знаний, обучение, просвещение, либо совокупность тех новообразований (скажем, знаний, умений), которые получены человеком после завершения педагогического процесса [6, 9].

Исходя из этого, вероятнее всего, под «физкультурным образованием» следует понимать педагогический процесс, направленный на освоение, передачу ценного опыта, накопленного человечеством в сфере физической культуры и его результаты.

Анализ литературы позволяет полагать, что «физкультурное образование», как и другие виды образования, является базовым для ряда педагогических процессов, конкретизирующих образовательные задачи и имеющих свои специфические результаты. Эти педагогические процессы, составляющие физкультурное образование, хорошо известны и четко видны в самой практике: обучение (освоение знаний, умений и навыков), воспитание (формирование личности и ее социально значимых качеств, а не только мотивации), развитие (физическое, психическое, интеллектуальное изменение человека), оздоровление (сохранение, укрепление здоровья). Наиболее разработано из них «обучение» (особенно обучение двигательным действиям). Хорошо также разработано «развитие», направленное на повышение уровня проявления физических качеств. «Воспитание», как процесс формирования личности очень трудоемкий и пока слабо разработан в нашей теории и почти не прописан в учебно-методической литературе. Весьма недостаточно еще обосновано и «оздоровление» средствами физической культуры, возможно в связи с тем, что мало изучена их оздоровительная ценность.

В научной среде постепенно формируется мнение о том, что следует выделять два основных вида физкультурного образования – «специальное (или профессиональное» и «неспециальное (или непрофессиональное») [1, 2, 3, 5, 7, 8]. Основаниями для такого деления являются следующие положения: специальное физкультурное образование необходимо обществу для того, чтобы новое поколение учащейся молодежи осваивало ценности физической культуры с последующим их распространением среди разных слоев населения в ходе профессиональной деятельности по различным физкультурным специальностям; неспециальное физкультурное образование необходимо для того, чтобы ценности физической культуры молодые люди могли использовать, главным образом для личного потребления. Такое деление кажется вполне обоснованным, отражающим реально существующую практику. Вместе с тем, вызывает сомнение необходимость выделения, например, «общего физкультурного образования», поскольку логично было бы его в этом случае связывать с какими-либо «частными» видами физкультурного образования [4].

Содержание физкультурного образования целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: уровне целепологания, уровне целостного содержания, уровне предметно-методического содержания. Уровень целепологания представляет собой рассмотрение содержания образования через призму формулировки цели образования, его генеральных установок и современных тенденций (отражается в законодательных и нормативных документах, концепциях, доктринах, парадигмах); уровень целостного содержания характеризуется совокупностью количественных и качественных характеристик образования (определяется бюджетом учебного времени, перечнем дисциплин, требований, выраженных в госстандартах, учебных планах); уровень предметно-методического содержания образования выражается в непосредственной разработке и реализации каждой отдельной образовательной дисциплины учебного плана подготовки по направлениям и специальностям (осуществляется в рабочих программах отдельных предметов, учебно-методических комплексах, учебниках, учебных пособиях, рекомендациях по дисциплинам и методиках, технологиях их преподавания, включая итоговый педагогический контроль).

Исследование «физкультурного образования» необходимо проводить на основе различных подходов, среди которых, в первую очередь, отметим культурологический подход и системный. Культурологический подход позволяет точнее соотносить категории физкультурного образования с другими наукоемкими классами явлений, видами физической культуры, глубже понимать смысл происходящих в содержании физкультурного образования изменений, намечающихся тенденций и возможных перспектив. При этом необходимо пользоваться теми разработками, которые имеются в отечественной и зарубежной науке о культуре и физической культуре, начиная примерно с 50-60-х годов прошлого столетия до наших дней [1, 5, 7, 8, 12].

Системный подход также полезен, в силу того, что помогает более конструктивно подходить к решению исследовательских вопросов, например, при определении системообразующего фактора физкультурного образования, рассмотрении истории его возникновения и развития, выявлении его компонентов, структуры, установлении родо-видовых связей, обосновании функций и изучения других аспектов. Все это позволяет детально проанализировать физкультурное образование и понять механизм его функционирования, выявить имеющиеся недостатки и наметить направления совершенствования. При этом системообразующие факторы специального и неспециального физкультурного образования различаются между собой: в специальном физкультурном образовании – это цель, направленная на удовлетворение социальной потребности в подготовке педагогических кадров, способных выполнять свои обязанности на высоком профессиональном уровне; в неспециальном физкультурном образовании – целью является удовлетворение потребности общества в подготовке учащейся молодежи к активной жизнедеятельности в соответствии с требованиями Госстандарта к уровню физической культуры будущего специалиста. Система в обоих случаях включает такие компоненты, как «цель», «субъекты», «объекты», «образовательное содержание», «способы взаимодействия между объектами и субъектами», «условия», «результат». В каждом из двух видов физкультурного образования наполнение этих компонентов имеет свою специфику.

Физкультурное образование должно быть непрерывным. Так, по данным Е.П. Каргаполова [1991] непрерывное профессиональное физкультурное образование влючает четыре подсистемы: базовое образование (в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательном учреждении), начальное специальное (в ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и т.п.), основное специальное (в вузе) и последипломное.

В заключении необходимо отметить, что представленные данные свидетельствуют о развитии теории физкультурного образования, которая еще находится на ранней стадии своего формирования. Имеющийся в настоящее время теоретический и эмпирический материал в этой области дает все основания для того, чтобы надеяться на становление данной теории, которая позволит совершенствовать, модернизировать содержание физкультурного образования в современных условиях и будет инициировать появление новых знаний в науке о физической культуре в целом.

Литература:

  1. Выдрин, В.М. Физическая культура – вид культуры личности и общества (Опыт историко-методологического анализа проблем) / В.М. Выдрин: Монография. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. – 142 с.

  2. Каргаполов, Е.П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования / Е.П. Каргаполов: автореф. дис. …д-ра пед. наук / ГЦОЛИФК. – М., 1991. – 49 с.

  3. Костюченко, В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях / В.Ф. Костюченко: Дис. …д-ра пед. наук. – СПб., 1996. – 419 с.

  4. Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе / В.П. Лукьяненко: монография. – М.: Советский спорт, 2008. – 168 с.

  5. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXΙ века / Ю.М. Николаев: Монография / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. – 217 с.

  6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд. – М.: Рус.яз., 1989. – С.433.

  7. Собянин, Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода / Ф.И. Собянин: дис. …д-ра пед. наук. – СПб., 2002. – 297 с.

  8. Собянин, Ф.И., Лотоненко, А.В. Наукоемкие классы явлений теории физической культуры в системе профессионального физкультурного образования / Ф.И. Собянин, А.В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. – № 8. – 2006. – С.17-19.

  9. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2002 – С. 433.

  10. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

  11. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». – М., 2007.

  12. White L. The Science of Culture. N.-Y. 1949.


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ПЛАНИРОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Абрамова В.В., Батуева Л.А.

(г. Тирасполь, ПМР)
Сегодня в педагогической теории образование рассматривается как культурный процесс, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников. За учеником закрепляется статус субъекта образования и своей собственной жизни, способного к самоорганизации и культурному саморазвитию. Предоставление обучаемому максимальной возможности для самореализации является ведущей идеей гуманистической парадигмы образования, прерогативой которой выступает личностно-ориентированный подход, согласно которому в центре внимания находится сам обучающийся, а работа педагога строится из его мотивов, целей и психологических особенностей. Личностно-ориентированный тип образования может быть охарактеризован как образование, формирующее «индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок [4, с. 7-8] и обеспечивающее «развитие, прежде всего, тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, «авторскую» позицию» [1]. Результатом личностно-ориентированного образования должна стать образованность, а не обученность, которая через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает лишь социальную и профессиональную адаптацию в обществе, и которая традиционно (глазами преподавателей-практиков) видится целью профессиональной подготовки.

В условиях перехода высшего образования от парадигмы обучения к парадигме образования на первое место выдвигается качественно новая форма присвоения социального опыта – самостоятельная деятельность будущего специалиста (самостоятельная работа студентов), которая рассматривается как первостепенное важнейшее средство повышения его профессионально-познавательной и творческой активности.

В словаре русского языка С.И. Ожегова, слово «самостоятельность» означает совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности связан с самостоятельной работой.

По отношению к студенту, самостоятельная деятельность рассматривается как деятельность личности, направленная на овладение профессиональным мастерством (В. Сергеева, 1997) как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Соответственно, самостоятельная работа студентов – это организованная преподавателями их активная деятельность, направленная на выполнение поставленной дидактической цели (поиск знаний, их осмысление, обобщение и систематизация, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, самостоятельности мышления, формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации). Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма учебной деятельности (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, М.И. Казаков, В.А. Якунин) и является одним из важнейших источников развития и саморазвития личности обучаемого, самосовершенствования познавательной сферы будущего специалиста. Именно в самостоятельной работе проявляется мотивация студента, его целенаправленность, индивидуальные стили учебной деятельности, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание и другие личностные качества.

Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий; в контакте с преподавателем вне рамок расписания (консультации по учебным вопросам, творческие контакты, ликвидация задолженностей, выполнение индивидуальных заданий и т.д.); при выполнении студентом учебных и творческих задач (в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре). Самостоятельная работа включает разные типы заданий (учебного, производственного и исследовательского характера), направленных на усвоение теоретических и практических знаний, изучение и обобщение передового практического опыта, реализацию творческих возможностей студентов и осуществляется через различные формы и виды работы.

В современной психолого-педагогической теории (Ю.Б.Зотов, П.И. Пидкасистый [3]) выделяются четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям и имеющие свои дидактические цели:

1. Копирующие (воспроизводящие) действия учащихся по заданному образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. На этом уровне происходит подготовка студентов к самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная (реконструктивная, реконструктивно-вариативная) деятельность учит анализировать события, явления, факты, способствует развитию внутренних мотивов к познанию, создает условия для развития мыслительной активности учащихся. На этом уровне начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная (вариативная, эвристическая) деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индивидуальным и дедуктивным выводам. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания более гибкими, формируют творческую личность.

4. Самостоятельная (творческая) деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления. Такая работа позволяет приобретать принципиально новые знания, закрепляет навыки самостоятельного их получения.

С учетом значимости самостоятельной деятельности в профессионально-личностном развитии студента и в контексте с ведущей идеей личностно-ориентированного образования, самостоятельная работа должна стать основой образовательного процесса, тем более что в стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента (27 часов в неделю в среднем за весь период обучения) и кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Соответственно необходимо создавать условия для высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Организация самостоятельной работы должна обеспечить серьезные и видимые самому студенту позитивные изменения в его способностях результативно действовать в тех или иных проблемных ситуациях. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации, повысить которую можно различными способами, например:

– повышая полезность выполняемой работы (например, если ее результаты будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, при подготовке публикации, в профессиональной подготовке);

– вовлекая студентов в творческую научно-исследовательскую или методическую деятельность с последующим выступлением на конференциях или конкурсах;

– введением в учебный процесс игрового тренинга;

– использованием мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты);

– поощрением студентов за успехи и санкциями за плохую учебу;

– индивидуализацией заданий для самостоятельной работы, постоянным их обновлением;

– целенаправленной деятельностью преподавателя в направлении раскрытия творческого потенциала студентов, определения перспектив их внутреннего роста, поддержки индивидуальности [2].

С учетом специфики нашего предмета (практическая дисциплина, относящаяся к блоку дисциплин «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды) к аудиторной самостоятельной работе, осуществляемой под непосредственным руководством преподавателя, мы относим:

– элементы деловых игр, направленных на решение учебных, организационных, воспитательных, оздоровительных и образовательных задач будущей профессиональной деятельности и дающих студенту возможность в имитационных условиях разрабатывать и принимать решения;

– осмысление техники выполнения изучаемых движений, ана­лиз результатов собственных двигательных или профессионально-ориентированных действий и действий товарищей;

– объяснение деталей техники изучаемого упражнения товарищам и практическая помощь в его овладении;

– планирование предстоя­щих индивидуальных двигательных заданий с целью решения различных двигательных задач;

– помощь преподавателю в организации обучения.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы, предлагаемой нами студентам с целью их профессионально-личностного развития, достаточно разнообразны, например:

– сбор дополнительной информации по программному материалу;

– конспектирование вопросов практических занятий;

– анализ техники и структуры изучаемых гимнастических упражнений в графической форме записи;

– составление комплексов ОРУ различной направленности;

– разработка различных документов планирования;

– подбор подводящих упражнений для обучения программным элементам (движениям);

– подготовка методического инструментария (карточки с заданиями для работы на отдельных видах многоборья для учащихся разного возраста и уровня физической подготовленности) и наглядных пособий;

– дифференцированные по степени сложности профессионально-ориентированные задания и задачи для самостоятельного решения и т. д.

Научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов мы планируем в виде выполнения заданий, включающих исследовательские элементы (тематический подбор литературы, конспектирование журнальных статей, подготовка рефератов и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:...
Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония)

Российской федерации
Целью изучения дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных...

Российской федерации
Целью изучения дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных...

«Физическая культура»
Оспитания студентов вуза является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных...

Темы рефератов по дисциплине "Экономика физической культуры и спорта"
Экономические аспекты законодательства Тюменской области о физической культуре и спорте

Научно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта
...

Научно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта
...

Примерная программа наименование дисциплины Физическая культура Рекомендуется...
Питания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств...

Требования к подготовке, оформлению и защите рефератов по физической культуре
На кафедре физической культуры широко внедрена такая форма работы, как подготовка и защита реферативных научных работ студентами,...

Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Целью освоения раздела «Физическая культура»
«Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru