Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Краткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация» Тема 1

Краткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация» Тема 1



Дата публикации31.05.2017
ТипКраткое содержание
100-edu.ru > Культура > Краткое содержание
Краткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»

Тема 1. Межкультурная коммуникация как научная дисциплина

Основные цели и задачи курса «Основы межкультурной коммуникации». Методологические подходы к изучению межкультурной коммуникации. Интегрированный характер межкультурной коммуникации, ее связь с другими науками. Способы преодоления эклектичности дисциплины «Межкультурная коммуникация». Причины и истоки возникновения дисциплины «Межкультурная коммуникация». Этапы развития дисциплины за рубежом и в России. Формы и методы обучения межкультурной коммуникации. Возникновение новой профессии – специалист по межкультурному общению. Ключевые определения и понятия, отражающие содержание межкультурной коммуникации.

Тема 2. Понятие «культура» и его составляющие

Определения и подходы к изучению культур (элементы культуры, виды культур). Понятие «диалог культур». Культура как социальный феномен. Социокультурная память (социологический, культурологический, психологический и исторический подходы). Культурный релятивизм и этноцентризм, культурные универсалии. Культура как совокупность ценностей, норм, символов, верований, реализующихся в социальных представлениях, восприятии и особенностях поведения различных групп (субкультуры и контркультуры). Проблемы личности в контексте культуры. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Общее и различное в культурном развитии западной и восточной цивилизаций в постиндустриальную эпоху. Место и роль российской культуры в контексте современности.

Тема 3. Этнонациональные аспекты культуры

Понятия этнос и этническая идентичность (теории этничности), культурная и языковая картина мира, этнокультурные стереотипы. Компоненты этнической реальности и этнодифференцирующие признаки общности: этноним, историческое прошлое этноса, этническая территория, язык, религия и культура. Этапы становления этнической идентичности. Когнитивный и аффективный компоненты этничности. Этнодифференциация «свой» и «чужой» (комплекс представлений о своей и других этнических общностях). Феномен межэтнической напряженности. Проблемы трансформации этнической идентичности. Место человека в обновленном этнокультурном пространстве и проблема сохранения этничности.

Тема 4. Коммуникация в разных культурах

Определение понятия «коммуникация». Модели коммуникации. Проблема адекватной интерпретации сообщения. Социальная коммуникация, как осознанная и кооперативная деятельность. Смысловой контакт в межкультурной коммуникации. Возможности возникновения «псевдокоммуникации» и «квазикоммуникации» в инокультурном контексте общения. Фреймы как способы познания разных культур. Понятие коммуникативной неудачи. Типологии коммуникативных неудач. Специфика использования различных средств коммуникации (ВК и НВК), каналов, видов коммуникации при взаимодействии с представителями других культурных ареалов. Гендерные особенности коммуникативного поведения. Механизмы и типичные ошибки восприятия. Специфика текстовой деятельности в процессе межкультурной коммуникации.

Тема 5. Межкультурные различия при употреблении языка

Концепция Э. Сепира о соотношении языка и культуры. Языковые лакуны и безэквивалентная лексика. Возникновение общих заимствований в ходе взаимодействия языков и культур. Языковые стили: прямой, косвенный, детализированный, развернутая речь. Стратегии и тактики убеждения. Способы поддержания темы диалога и глубина их обсуждения (очередность реплик в диалоге). Понимание молчания и улыбки в разных культурах. Понятие «языковая картина мира». Отражение «своего» менталитета и национального характера в процессе межкультурной коммуникации. Сравнительно-сопоставительный анализ невербального поведения в разных коммуникативных ситуациях представителей восточных и западных культур.

Тема 6. Взаимозависимость глобальных процессов и межкультурного взаимодействия.

Понятие «глобализация». Существование и роль культур в контексте глобализации. Влияние глобализации на характер межкультурного взаимодействия. Возникновение и распространение глобального языка, глобальных информационных сетей и появления глобальной культуры. Своеобразие межкультурного диалога, опосредованного интернетом. Проблема толерантного и интолерантного поведения в межкультурном общении. Интенсификация межкультурных контактов в сфере глобальной экономики, образования, политики, религии, культуры. Формы адаптации транснациональных корпораций в контексте российской действительности.

Тема 7. Теоретико-прикладной аспект межкультурной коммуникации

Антропологический, культурологический, социально-психологический, этнологический подходы к изучению межкультурного взаимодействия. Термины «межкультурная коммуникация», «кросскультурная коммуникация» и «мультикультурная коммуникация».

Многообразие концепций и теорий в изучении межкультурной коммуникации. Теория Э.Холла о контекстах культур. Высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры. Культуры с монохронным и полихронным использованием времени.

Теория культурных измерений Г. Хофстеде. Категории оценки культуры (символы, ритуалы, герои, ценности) и соответствующая шкала измерений. Пять типов культурных измерений: дистанция власти, индивидуализм (коллективизм), маскулинность (феминность), избежание неопределенности, долгосрочная и краткосрочная ориентация.

Теория «культурной грамотности» Э. Хирша. Уровни владения языковой, культурной и коммуникативной компетенцией. Асимметрия.

Теория «Культурного шока» К. Оберга. Культурный шок перехода и его стадии (напряжение, чувство потери, одиночества, нарушение ролевых ожиданий, тревога и неполноценность).

Теории К. Клакхона и Ф. Стродбека. Пассивные и активные культуры, концепты природы и времени в разных культурах.

Теория Л.Самовара и Р. Портера. Способы вербального и невербального общения. Значения символов культуры.

Модели аккультурации Д. Берри, С. Бочнера, Г. Триандиса. Способы приобщения и адаптации к новому культурному окружению. Последствия межкультурного контакта на уровне групп и личности.

Тема 8. Кросскультурные тренинги

Основные цели и задачи тренинговых программ. Формирование практических навыков межкультурного общения. Осознание уникальности своей и чужой культуры, умение вести диалог, разрешение и избежание межкультурных конфликтных ситуаций, преодоление этнокультурной предубежденности, понимание символов другой культуры, адекватная интерпретация вербального и невербального поведения иностранца в разных коммуникативных ситуациях и сферах. Способы ведения деловых переговоров и деловой переписки. Межкультурная сензитивность и методы её повышения («культурные ассимиляторы»).

IIi. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Перечень тем для рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ

  1. Проблемы формирования межкультурной толерантности.

  2. Механизмы освоения «чужой» культуры в межкультурном взаимодействии.

  3. Межкультурная составляющая в деятельности транснациональных корпораций.

  4. Формы проявления культурной идентичности в современной России.

  5. Влияние культурных различий на способы проведения рекламных кампаний (теория Г. Хофстеде).

  6. Стили поведения представителей моноактивных, полиактивных и реактивных культур в современном бизнесе.

  7. Стратегии разрешения конфликта в разных национальных культурах.

  8. Типология корпоративных культур Ф. Тромпенаарса в изучении кросскультурных конфликтов в многонациональных объединениях.

  9. Особенности стилей вербальной коммуникации в «высококонтекстуальных» и «низкоконтекстуальных» культурах.

  10. Невербальный компонент в межкультурном общении (хронемика, сенсорика, такесика, проксемика и др.).

  11. Функции современного этикета (как условного ритуала) в межкультурном взаимодействии.

  12. Типология современных западных концепций межкультурной коммуникации.

  13. Повышение семиотичности массового поведения в условиях социокультурных изменений.

  14. Поведение личности в ситуации межкультурного конфликта (социокоммуникативный аспект).

  15. Проблемы межкультурного диалога в условиях развития глобального информационного общества.

  16. Специфика проявления менталитета и национального характера в процессе межкультурной коммуникации.

  17. Проблема человека в обновленном этнокультурном пространстве.

  18. Роль стереотипов в восприятии другой культуры.

  19. Межкультурная коммуникация как новая область научного знания.

  20. Способы преодоления межкультурных конфликтов и методы формирования культурной грамотности.

  21. Место межкультурной коммуникации в формировании корпоративной культуры.

Рекомендуемая основная литература

  1. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. – М., 1997.

  2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П.Садохина. – М., 2003.

  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность – М., 2002.

  4. Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: Монография. – М., 2005.

  5. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред.проф. М.А.Василика. – М., 2006.

  6. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004.

  7. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб.пособие) – М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык)/Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д., 2004.

  2. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов – М., 2001.

  3. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. – М., 2001.

  4. Верещагин Е.М, Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1990.

  5. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. – М., 1998.

  6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред.проф. О.Я.Гойхмана. – М., 1997.

  7. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений. – СПб., 2000.

  8. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Методическая мозаика. - № 4. – 2006. – С. 27-32.

  9. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., Киев, 2001.

10. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М., 2001.

  1. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М., 2004.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Социокультурная коммуникация: характерологические особенности.

Понятие социокультурной коммуникации в трудах различных ученых. Основные категории социокультурной коммуникации. Взаимосвязь социокультурной коммуникации с другими отраслями научного знания. Основные функции социокультурной коммуникации. Современные проблемы изучения социальной коммуникации. Природа социально-коммуникативной деятельности в современной культуре.

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов.

1. Какова природа социально-коммуникативной деятельности в современной культуре.

2. Перечислите и раскройте основные функции культуры.

3. Назовите основные категории социокультурной коммуникации.
Литература:

Каптерев А. Информатизация социокультурного пространства. М., 2004.

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГГУ, 1995.

Минюшев Ф.И. Социология культуры. Учебное пособие.- М., 2009.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 2003.


Тема 2. Коммуникативное социокультурное взаимодействие.

Диалог культуры Востока и Запада. Взгляды П.Сорокина, Т.Астафурова, Г.Бороздина, Дж. Гриндера на «восприятие», «взаимодействие», «общение» групп, индивидов, организаций. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Определение «языковой символики».
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. Особенности «языковой символики»

2. Каковы основные условия социокультурного взаимодействия.

3. Проблемы коммуникативного действия в социокультурном пространстве.
Литература:

Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979.

Окладникова Е.А. Социология культуры. Учебное пособие.- М.,2008

Россия в социокультурном пространстве Европы/Социологический журнал, 1994, №3

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Тема 3. Моделирование социокультурного пространства.

Понятие социокультурного пространства. Особое место личности в социокультурном пространстве. Процессы информатизации социокультурного пространства. Особенности становления личности в современном мире.
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. Базовые функции языка в становлении личности.

2. Изменение коммуникативной ситуации в российском обществе в результате распада социального и культурного пространства.

3. Сходства и различия единого социального и культурного пространства.
Литература:

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГГУ, 1995.

Каптерев А. Информатизация социокультурного пространства.

М., 2004.

Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие.- М., 2009.

Россия в социокультурном пространстве Европы/Социологический журнал, 1994, №3

Тема 4. Личность политического деятеля современности.

Понятия «политика», «политический деятель», «лидер» в контексте российской реальной действительности. Рейтинг как индивидуальный числовой показатель, свидетельствующий о степени популярности известного деятеля (политика).

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. Социокоммуникативные характеристики личности политика.

2. Каковы характерные черты коммуникативного поведения политика (на примерах известных политических лидеров).

3. Составляющие имиджа политического лидера.
Литература:

Дубов И.Г., Пантелеев С.Р. Восприятие политического лидера//Психологический журнал. 1992. Т.13.

Егорова Е.П. Психологические методики исследования личности политических лидеров. М., 1998.

Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Киев, 1997.

Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.

Тема 5. Новые тенденции в освещении темы личности политического деятеля в современных российских СМИ.

Сравнительный анализ биографии политических лидеров советского и постсоветского периодов, представленной в СМИ. Сущность и реальность массовой коммуникации. Особое место СМИ в современном обществе. Понятие коммуникативной личности в трудах зарубежных и отечественных ученых.

Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. Социокоммуникативные характеристики личности.

2. СМИ как коммуникативное управление.

3. СМИ постсоветской России.

4. Проблема современных российских СМИ.
Литература:

Егорова Е.П. Психологические методики исследования личности политических лидеров. М., 1998.

Есина Е.В. Коммуникации в информационном обществе. Материалы всероссийской научно-практической конференции «PR-технологии в информационном обществе». СПб. 2003.

Конецкая В. Социология коммуникации. – М., 1997.

Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. СПб. 2005.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 2003.


Тема 6. Массовая коммуникация в зарубежной и отечественной социологической науке.

Обзор основных теоретических концепций зарубежных и отечественных ученых о СМИ как каналах коммуникации. Место массовой коммуникации в структуре человеческой цивилизации и коммуникативном пространстве. Социология массовой коммуникации как один из действующих в обществе социальных институтов, предполагающих выявление факторов влияния социальной среды на все компоненты процесса массовой коммуникации и его эффективности.

Исследование проблемы личности человека как возможность более глубокого проникновения и понимания социальной реальности, социальных связей и взаимодействия.
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. Массовая коммуникация как система социокультурной деятельности.

2.Существует ли множественность представлений о массовой коммуникации.

3. Основные функции системы массовой коммуникации.
Литература:

Березин Б.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2002.

Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.

Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.,1985.

Шкондин М.В. Система средств массовой информации. М., 1999.

Тема 7. Социокультурный аспект рекламы. Рекламная деятельность как знаковая символическая коммуникация.

Место различных типов рекламы в социокультурном пространстве. Социальные особенности рекламного воздействия на коммуникативную личность. Особенности рекламного воздействия на формирование культуры личности в современной России. Технологии создания рекламных слоганов (с наглядными примерами). Влияние социальной рекламы на массовую культуру.
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. Влияние культурных стереотипов на рекламную деятельность (СМИ)

2. Виды и типы рекламной коммуникации.

3. Функции и роль рекламы в современных условиях.

4. Социокультурная реклама в сети Интернет.
Литература:

Гуревич П.С. Психология имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.

Дейян А. Реклама. М., 1993.

Музыкант В.Н. Теория и практика современной рекламы. М., 2001 г.

Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990.

Шигаев А. Г. Социокультурные аспекты воздействия рекламы на формирование личности: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.06 Тюмень, 2005 г.

Тема 8. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние и перспективы развития.

Особенности функционирования общественно-культурной деятельности (СМИ, наука, художественная культура, элитарное искусство). Значимость культурной деятельности представителей элиты, формирующая нравственный облик российского общества. Эффективность управления культурой и досугом.
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. В чём сущность культурно-досуговой деятельности.

2. Технологии и виды досуговой деятельности.

3. Коммуникативные особенности элитарного искусства как сферы социокультурного пространства.

4. Эффективность управления культурой и досугом.
Литература:

Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. М., Аспект-Пресс, 2006 г.

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГГУ, 1995.

Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность. М., 2005 г.

Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990.

Тема 9. Представители литературы и искусства в современном российском обществе.

Творческая личность в условиях распада единого социального и культурного пространства в России. Ценностные ориентиры различных представителей художественной культуры сквозь призму СМИ (новостной ленты). Культура и новое коммуникативное пространство в контексте социального развития.
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

  1. Понятие творческой личности.

  2. Проблема прогресса в культуре и искусстве.

  3. Культурологические изыскания современного киноискусства, театра, литературы.


Литература:

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1993

Гудков Л., Дубинин Б. Литература как социальный институт. М., 1994

Минюшев Ф.И. Социокультурное творчество// Культурология. Под. Ред. В.И. Добрыниной. М.,1995.

Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990.

Тема 10. Основные тенденции развития информационно-коммуникационных процессов в современной культуре.

Примитивизация формы и содержания художественной культуры, при видимой усложненности самих художественных репрезентаций (реди-мейд, боди-арт, инсталляции и т.п.). Массовизация художественной деятельности (перформансы, хеппенинги, буккроссинг и другие арт-акции). Технизация, компьютеризация и виртуализация художественных процессов появления web-галерей и web-сайтов как составляющих виртуального художественного пространства. Преобладание манипулятивных видов искусства, его медиация (масс-медиа, медиа-искусство).
Темы для обсуждения, научных докладов и рефератов

1. В чем различия между массовой и элитарной культуры.

2. Какие существуют виды и жанры искусства.

3. Особенности современной массовой художественной деятельности.

4. Изменение социокультурного целевого назначения произведений искусства и снижение их эстетических критериев.
Литература:

Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический жур­нал. 2003.

Велш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. №1.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 2002.

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.,1991.

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГГУ, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплиной «Немецкий язык и межкультурная коммуникация». Для освоения...

Учебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
Межкультурная коммуникация и религия: Учебно-методический комплекс/Авт сост. Ереметова К. Ю. Спб.: Ивэсэп, 2011. – 46 с

Программа элективного курса по английскому языку intercultural communication...
Рецензенты: Новикова Н. Л., доктор философских наук, профессор, зав кафедрой факультета иностранных языков для гуманитарных специальностей...

Краткое содержание. Краткое содержание. 3
Многоуровневая структура эталонной модели iso osi и стека протоколов tcp/IP. 13

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 «Теоретическая фонетика»
«Лингвистика и межкультурная коммуникация», спец. 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», спец....

Рабочая программа аспекта «Практика письменной речи»
...

Основная образовательная программа (ооп) регламентирует цели, ожидаемые...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 035700. 68 Лингвистика и профилю подготовки Межкультурная...

Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом...

Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...

Аннотации к рабочим программам учебного плана по направлению подготовки...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru