Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Программа воспитания «Я и мир вокруг»

Программа воспитания «Я и мир вокруг»



страница1/6
Дата публикации23.02.2017
ТипПрограмма
100-edu.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6
СОГБОУ «Рославльская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I, II, Vвидов»

Программа воспитания
«Я и мир вокруг»

1 экз. - 2009г

2 экз. - 2012 год
Аннотация к программе

Настоящая программа является комплексной программой воспитания детей с нарушением слуха в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.
Структура программы


направления

подпрограммы

Здоровьесберегающая культура

Программа классных часов «Школа жизни»

Классные часы, экскурсии, игры

Программа внеклассных групповых занятий «Личностное развитие»

Игры, беседы, экскурсии, практикум, спортивные мероприятия

Программа ученического самоуправления «Культурный досуг»

Игры, конкурсные программы, спортивные мероприятия

Ценностно-ориентированное развитие

Трудовая культура/профориентация

Коммуникативная культура

Познавательно-эстетическое развитие



Участники реализации программы
МО классных руководителей

МО воспитателей

Совет старшеклассников

Детский коллектив
Взаимодействие с дополнительными структурами (по необходимости)
Педагоги дополнительного образования

Педагог – психолог

Социальный педагог

Библиотекарь

Медицинская служба
Ступени реализации программы

Начальное звено: (0)1- 5 классы (1 и 2 ступеней)

Среднее звено: 6-10 классы

Старшее звено: 11-12 классы
Срок реализации

4 года
Управление программой

Руководители МО, старший воспитатель, администрация, коллегиальный орган
Индикаторы эффективности

Количественный уровень – графики воспитанности, социализации личности

Качественный уровень – усвоение программного содержания, применение знаний на практике
Составители программы

Составитель

Раздел программы

Руководитель МО ЭФВ и ТО Климова В.Н.

Классные часы «Здоровьесберегающая культура 0-12 классы», «Познавательно – эстетическое развитие 0-12 классы», «Трудовая культура 0-10 классы»

Учитель Куранова Л.Л.

Классные часы «Ценностно-ориентированное 0-5 классы», «Коммуникативная культура 0-5 классы»

Учитель Горбачева Т.В.

Классные часы «Ценностно-ориентированное 6-12 классы», «Профориентация 11-12 классы», «Коммуникативная культура 6-12 классы»»

Руководитель МО воспитателей Степаненко Л.В.

Внеклассные занятия «Ценностно-ориентированное развитие 3-10 классы», «Здоровьесберегающая культура 0-12 классы», «Трудовая культура 0-6 классы», «Познавательно-эстетическое 0-10 классы», «Коммуникативная культура 6-12 классы»

Воспитатель Горбачева Е.Н.

Внеклассные занятия «Этика и правоведение 11-12 классы», «Профориентация 7-12 классы»

Старший воспитатель Деменкова Л.Н.

Ученическое самоуправление «Культурный досуг»:

«Здоровьесберегающая культура», «Познавательно-эстетическое», «Трудовая культура», «Коммуникативная культура»


Группа рецензоров
Учитель-дефектолог Коржова Т.С.

Зам. Директора по УВР Степаненко А.Е.

Классный руководитель Самохина О.Л.

Педагог-психолог Тузова Н.В.

Воспитатель Степаненко Л.В.
Пояснительная записка

Программа воспитания обладает соответствующим функционалом, стоится на основных концепциях и приоритетах, реализует основные идеи и принципы воспитания детей с недостатками слуховой и речевойфункции.

Функциональность программы.

Направленность – определение сферы, цели, содержания, предмета, конкретных направлений и подпрограмм.

Прогнозирование – проекция будущего состояния воспитательной системы, прогнозирование результатов ее функционирования и развития.

Координирование – обоснование рациональных действий в процессе «педагогического программирования».

Контроль – возможность педагога с помощью программы координировать траекторию своей воспитывающей деятельности.

Концептуальные основы программы.

Необходимость существования и развития воспитательной функции в образовательных учреждениях доказана в документах, отражающих современную политику в области образования:

  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»;

  • «Концепция реформирования системы специального образования от 9 февраля 1998 года»;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

  • Федеральный государственный стандарт (редакция 2011 года)

  • Закон об образовании (2013 года)

Основные приоритеты в области воспитания детей с недостатками слуха и речи.

1.Создание в образовательных учреждениях для детей с недостатками слуха эффективных воспитательных систем и технологий.

2.Ориентация воспитанников на духовно-нравственные ценности.

3.Развитие системы дополнительного образования.

4.Разработка программы, направленной на раннее профессиональное и личностное самоопределение школьников.

Основополагающие идеи и принципы воспитания.

1.Гражданская и правовая направленность личности, активная жизненная позиция.

2.Нравсственные ценности и самовоспитание как основы формирования нравственной культуры.

3.Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.

4.Владение навыками позитивного общения для совместной жизнедеятельности с разными социальными группами.

5.Раннее профессиональное самоопределение выпускников, способствующее их социализации.

6.Самореализация через творческую деятельность.

Принципы воспитательной системы.

1.Гуманизация воспитательного процесса.

2.Демократизация воспитательной системы.

3.Коррекционная направленность воспитания.

4.Комплексный подход.

5.Дифференциация и индивидуализация воспитательного воздействия.

6.Сотрудничество и сотворчество.

Обоснование программы.

Актуальность программы обусловлена существованием в современном обществе проблем социализации, интеграции, профессионального самоопределения выпускников с нарушением слуха, формированием их здоровье - сберегающего мировоззрения. В специальных образовательных учреждениях воспитательный процесс обеспечивает ориентацию детей ценности демократического общества, на здоровый образ жизни, профессиональное самоопределение.

Однако, очевидно противоречие между современными технологиями в области воспитания, существующими на сегодняшний день, и реальными условиями формирования позитивного отношения к окружающему миру у подрастающего поколения.

Цель программы.

Создание условий для эффективного педагогического сопровождения воспитанника в процессе освоения им окружающего социоприродного пространства развития его мотивационно - ценностной сферы.

Задачи.

1.Установление позитивных отношений в школьной среде.

2.Содействие личностному росту воспитанника, его самореализации в социуме.

3.Психолого – педагогическая поддержка.

4.Воспитание трудовой, нравственной, здоровье -сберегающей, коммуникативной культуры.

5.Развитие индивидуальности и творческих способностей.

6.Сохранение и преумножение школьных традиций.

Ожидаемые результаты.

1.Усиление гражданской и правовой позиции.

2.Принятие нравственных ценностей.

3.Сформированность здоровье - сберегающего мировоззрения.

4.Усиление мотивационно - ценностной сферы в области профессионального самоопределения.

5.Владение речевыми формами позитивного общения с разными социальными группами.

6.Самореализация в творчестве.

Условие реализации программы – разработка эффективного механизма совместной деятельности векторов воспитательной системы и ученического самоуправления.

Содержание программы.

1.Программа классных часов «Школа жизни».

2.Программа внеклассных групповых занятий «Личностное развитие».

3.Программа ученического самоуправления «Культурный досуг».

Каждая из подпрограмм имеет цель, задачи, объясняет механизм ее реализации.

В программе показана система работы действующих подпрограмм по пяти направлениям воспитательного процесса.

В целях развития личности ребенка с недостатками слуха осуществляется комплексный подход к решению поставленных задач и к проектированию содержания программы воспитания, способствующей освоению социального опыта, интеграции детей в общество. В построении программы использован линейно-концентрический подход, который широко применяется в школах для детей с нарушением слуха.

В начальном звене воспитательный процесс выстроен на уровне усвоения фрагментарных знаний, первоначальных умений и навыков, полученными учащимися в период дошкольного образования.

В среднем звене знания и навыки развиваются, повторяются и углубляются в определенной системе.

Содержание программы в старшем звене носит преимущественно развивающий характер по основным подпрограммам, имеет практическую направленность для успешного освоения социальных ролей.

Расположение материала предусматривает углубление содержания по вертикали, т.е. по годам обучения, и по горизонтали, т.е. интеграция разных форм внеклассных занятий при усвоении той или иной темы. Содержание программы органично включается в общешкольные коллективные творческие мероприятия.

Реализация программы

Педагогические технологии (воспитательные):

  • личностно-ориентированная (гуманистическое отношение к личности воспитанника, учет индивидуальных особенностей развития и способностей);

  • технологии, направленые на активизацию и интенсификацию знаний, жизненных компетенций (игровая технология, технология проблемного воспитания);

  • информационно-коммуникативные технология (ИКТ) – средство реализации педагогической технологии в каждом конкретном случае;

  • природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка;

  • развивающее воспитание (по ведущему методу – частично-поисковому).

Современные педагогические технологии:

  • -информационные (компьютерные, мультимедиа);

  • игровые технологии (имитационные, ролевые, «деловой театр»);

  • коммуникативно-диалоговые (мини-дискуссия, «турнир ораторов», «волшебный стул», круглый стол);

  • рефлексивные (психотехнологии): социально-перцептивные, коммуникативные, рефлексивные;

  • Здоровьесберегающие.

Традиционные и инновационные методики

  • Традиционные: воспитание через деятельность, репродуктивное воспитание, воспитание примером.

  • Инновационные методики: проблемное воспитание, дерево решений, ролевые игры, деловая игра, форум, метод проектов.

Программа реализуется через систему организационных форм внеклассных занятий во внеурочное время с учетом режима дня и школьных традиций. Формы внеклассных занятий – классные часы, игры, беседы, практические занятия, экскурсии, психологические тренинги, групповые занятия, имеющие комплексный характер, интегрированные формы внеклассных занятий, - реализуют коррекционно-развивающую направленность обучения и воспитания в школе.

По направлению «Здоровьесберегающая культура» классными руководителями и воспитателями реализуются следующие тематические разделы: «Гигиена», «Питание», «Профилактика и предупреждение заболеваний», «Оказание ПМП», «Вопросы полового воспитания», «Профилактика вредных привычек. Пропаганда ЗОЖ», «Безопасность жизнедеятельности».

По направлению «Ценностно-ориентированное развитие» программой предусмотрено реализация следующих разделов: «Самовоспитание», «Я и общество», «Я и Отечество», «Этика и правоведение».

По направлению «Трудовая культура. Профориентация» воспитательная работа проводится по следующим разделам: «трудовая деятельность в быту», «личная гигиена», «виды трудовой деятельности», «трудовой инвентарь, бытовая техника», «на кухне», «профессии», «устройство на работу», «трудовой кодекс».

Познавательно-эстетическое направление включает циклы тем: «Краеведение», «Человек и спорт», «Вокруг света», «Православие», «Жанры искусства», «Экономика».

По направлению «Коммуникативная культура» разделы программы отражают основные темы вышеуказанных направлений и реализуются в виде бесед, сюжетно-ролевых игр, диалогов, мини-сочинений, ролевых игр, дискуссии на актуальные темы.

Программа «Культурный досуг» реализуется участниками органа самоуправления в детском коллективе (Советом старшеклассников) под руководством педагогов в различных формах внеурочной деятельности (конкурсы, интеллектуальные игры, спортивные мероприятия, рейды чистоты, экскурсии), тематика которых соответствует содержанию всех направлений программы.

Все направления воспитательного процесса в той или иной степени направлены на формирование и развитие творческих способностей воспитанников с нарушением слуха. Следовательно, программа предоставляет возможность реализовать эту задачу следующими средствами:

1)творческое развитие средствами внеклассной работы по предмету;

2)организация праздников, конкурсов, трудовых дел внутри класса-группы;

3)развитие творчества на внеклассных занятиях.
Методическое обеспечение программы



Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий




Игры, традиционные занятие, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, беседы, экскурсии, элементы занимательности и состязательности, инсценировки,просмотр видеофильмов, путешествия, защиты проектов, сообщения, психодиагностики, практические занятия с использованием рабочих листов.

Приёмы: беседа, анализ текста, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, разыгрывание ситуаций, диалоги, показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-
поисковый, исследовательский, коллективно-групповой, практический, наглядный

Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактичес-

кие карточки (рабочие листы -раздаточный материал )
памятки, видеозаписи, аудиозаписи.

Компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.


Сетка внеклассных занятий по направлениям отражает систему работы по теме.

Например, по теме «Транспорт» проводятся: беседа, игра, ППД, диалог, ремонт транспорта, экскурсия или наблюдение, чтение произведений о транспорте, безопасность в транспорте.

В старших классах по теме «Трудоустройство» проводятся: беседы, ролевые и (или) деловые игры, чтение произведений о профессиях, труде людей в разные времена, экскурсия, информационные занятия.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы

Выявле­ние проблем семейного воспитания
Общая заинтересованность педагогов и родителей в организации педагогической среды вокруг каждого ребенка

Реферат по предмету: Мир вокруг нас на тему: «Мужчины династии Созыкиных»
Меня зовут Созыкин Артём, мне 10 лет, я учусь в 4 классе Муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования села Марково»...

Тема урока: Красная книга. Будь природе другом
Оборудование: слайды животных и птиц; учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» (2 класс), рабочая ттетрадь; экологические знаки по...

Наша библиотека волшебный, сказочный мир учений и познаний, радости...
Ббк «Народное образование. Педагогическая наука». Для проведения различных мероприятий и классных часов к вниманию преподавателей...

Модульная программа «Мир вокруг большой и разный…» 5 11 классы Авторы...
О тех, кто нуждается в идущем от чистого сердца сочувствии? Ведь не перестали мы верить в великое значение тепла и любви в человеческих...

Солнечная система
В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Так как Солнце смещено от...

Образовательная программа по музыке 5-7 классов
За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом...

Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии

Курс 1 вопрос Предмет, задачи и методы семейного воспитания
Связь семейного воспитания с другими науками, ее комплексный характер. Методы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии....

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru