Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

«Традиционная национальная одежда и украшения якутов»

«Традиционная национальная одежда и украшения якутов»



Дата публикации13.03.2015
ТипДоклад
100-edu.ru > Культура > Доклад


Министерство Образования Республики Саха (Якутия)

Мирнинское районное управление образования

Сюльдюкарская общеобразовательная школа-этнокультурный центр №10

Пятая региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее».

Секция «Культурология и искусствоведение»


Доклад на тему:
«Традиционная национальная одежда и украшения якутов»

Выполнила: ученица 4 класса

МОУ СОШ-ЭКЦ №10

Белобородова Алина.

Руководитель:

учитель начальных классов

МОУ СОШ-ЭКЦ № 10Попова З.Ш.

с. Сюльдюкар, 2009 .

Содержание: Введение...........................................................................................................................3

I. Традиционная национальная одежда якутов.
I.1. Национальная зимняя одежда……………………………………………………...4

I.2. Национальная летняя одежда………………………………………………………6

II. Влияние европейской культуры на традиционную одежду якутов…………7

III. Способы украшения якутской одежды……………………………………….8 Заключение………………………………………………………………………….....11

Библиография……………………………………………………………………….....12

Введение.

Якуты – коренное население Республики Саха (Якутии). В Российской Федерации их численность составляет 444,0тыс. человек, в Республике Саха (Якутия) проживает 423,3 тыс. человек. Основную группу якутов представляют амгиноленские ( между Леной, нижним Алданом, Амгой и прилегающим левобережьем Лены); вилюйские ( в бассейне Вилюя), олекминские ( в бассейне Олекмы) и северные (в тундровой зоне бассейнов рек Анабар, Оленек, Колыма, Яна, Индигирка). Основным занятием саха является разведение лошадей и крупного рогатого скота. Они занималась также охотой, рыболовством, а на cевере – оленеводством. Интенсивно развивалось кузнечное дело. Основу духовной культуры составляла религия шаманизма. Со временем местное население вынуждено было принять православное христианство, но язычное верование имело глубокие корни и сохранилось на неофициальном уровне.

Актуальность работы: Изучение колорита и самобытности якутской традиционной национальной одежды и украшений.

Объект исследования: История создания якутской национальной одежды и украшений.

Цели и задачи исследования: Изучение и описание традиционной национальной одежды якутов. Формирование эстетического восприятия окружающего, путем приобщения к народным мотивам и орнаментам. Развитие творческих способностей. Воспитание уважения к народным традициям.

Методы исследования: Теоретический анализ трудов отечественных авторов по исследуемой теме, изучение и описание колорита национальной одежды якутов.

Все ранние исследователи единодушно отмечали высокую степень материальной и духовной культуры якутов: деревянное зодчество и нарядную одежду; богатый устный и музыкальный фольклор, особенно богатырский эпос-олонхо самобытно-художественно оформленные изделия из дерева и бересты, а также серебряные украшения.

I. «Традиционная национальная одежда якутов».

I.1. Национальная зимняя одежда.

Самые ранние известные образцы одежды якутов относятся к ХYII – первой половине ХYIII в. Покрой мужской, женской и детской одежды был почти одинаковым; отличалась она длиной подолов и декоративными украшениями, имеющими символически-знаковое содержание. Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот. Тканевые материалы издревле назывались тор5о (слово имеет тюркскую основу). Нательной и легкой одежды не существовало, верхняя была и тем, и другим. Только у богатых якутов изредка встречались рубахи из привозных материалов.

Отороченные росомашьим мехом шапки муостаах бэргэhэ или уус бэргэhэ мастерились из волчьей шкуры, снятой с головы зверя с ушами.

Убор женской свадебной шапки ураа бэргэhэ копировал летнюю урасу. Само название шапки произошло от названия дымового отверстия на верхушке ураhы, в ней также имелось наверху отверстие, вокруг которого втыкались перья тотемной птицы (орла, ястреба, лебедя, селезня, ворона и т. д.)

Конструкция женской шапки дьабака, шитой из лисьих лапок, впоследствии из сукна, идентична форме якутского камелька. Декорировалась большим квадратным навершием, называемым чуоччах, позднее – чомчуур, украшенным суконной мозаикой, штампованными металлическими бляшками разных геометрических фигур и солярным кругом.

И женщины и мужчины носили шубы истээх сон из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи. Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

К мужской зимней одежде относились бэлэпчи – два больших куска из сукна или китайки, прикрепляющихся к сутуруо (род чулок) и закрывающих нижнюю часть туловища. Камусные, либо волчьи сутуруо шли от ступни до половины икры, длинные замшевые сапоги бYрпэх достигали колена. Меховые рукавицы YтYлYк имели суконную обложку. Боа из беличьих хвостов моойторук обвязывалось вокруг шеи.

Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей , волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба хотойдоох сон (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба хотойдоох сон была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.


I.2. Национальная летняя одежда.

Летняя одежда якутов состояла из круглой с узкой оторочкой шапки сайынны бэргэhэ; кафтана кулун сон из кожи жеребенка или молодой лошади; ровдужных наколенников халтан сутуруо; сапог остоох саары, похожих на чулки и расшитых бисером. Короткие сапоги баhыр5ас саары, также из ровдуги или стриженого меха, богато вышитые бисером, достигали икр.

У женщин, кроме сон и саныйах, существовала нарядная одежда таналай, еще до конца ХVШ в. сохранявшая ритуальную функцию.

По Э.К. Пекарскому, это «старинная почетная женская одежда, длинная, в роде сарафанов, с разными вышивками и узорами…короткими, не доходящими до локтей рукавами». Кээдьи (кэдьинэ, кэдьик) таналай (таналай сон) – атрибуты свадебной одежды невесты. Таналай начинали шить и декорировать задолго до сватовства, в богатых семьях для этого даже держали швей-мастериц; без него невеста не могла показаться жениховой родне. Жених не имел права увозить невесту в отчий дом, пока не будет приготовлен весь комплект приданого. Безрукавка таналай была связана с древними промыслово-тотемными культами.

Нарядная шуба бууктаах сон имела особый фасон с разрезом подола сзади (в старину разрезы были также по боковым швам подола) для удобства всадницы. На спинку нашивались стилизованные узоры – знаки и символы, связанные с архитектурными элементами интерьера якутского дома. Оформление заднего разреза подола представляло собой широкую окантовку полосами из различных материалов, прорезной кожи со вставками цветной материи голубого, желтого, красного цветов и меховых опушек. Они напоминали конструкцию и декор старинной ширмы комнаты невесты – хаппахчы и входную дверь урасы. Вдоль спины шел декор в виде столба, вышитый сине-бело-черным бисером, украшенный подвесками и окантованный бляшками вдоль вышивки. Узор, символизирующий дорогу в мир верховных божеств, упирался в кокетку пальто.

II. Влияние европейской культуры на традиционную одежду якутов.
Во второй половине ХIХ в., под влиянием европейской культуры, в конструкции, декоре и колорите традиционной якутской одежды, произошли большие изменения. У бууктаах сон появились высокие буфы, пальто удлинилось до пят. У шапок дьабака непомерно удлинилась меховая тулья чопчуур, принявшая башнеобразную форму. Богатые мужчины начали щеголять в ермолках с высокой окантовкой из бобра или соболя. Мужчины и женщины подпоясались широкими кожаными поясами с наборными серебряными пластинами, украшенными затейливым гранированным орнаментом и фигурными застежками.

Якутские кузнецы-ювелиры изготавливали из листового серебра множество бляшек, нагрудно-наспинных украшений илин-кэлин кэбиhэр, серег, колец, браслетов. Основные традиционные формы фасона и декоративное оформление одежды с середины ХVШ в. Без больших изменений бытовали до начала ХХ в. Народная одежда адаптируется, не теряя национальных истоков, в современной среде.


III. Способы украшения якутской одежды.

Как все тюрко-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям одежды, личных вещей, посуды, конского снаряжения и т.д. Для орнаментации одежды якуты в старину использовали натуральные материалы (кожу, мех, жильные, волосяные, шерстяные нитки), металлы (медь, олово, латунь, серебро), цветные шелковые и хлопчатобумажные нити, фарфоровые бусы и бисер.

Во время пребывания Р.К. Маака в Вилюйском округе, зимнюю женскую шапку, судя по его записям, называли туоhахталаах бэргэhэ – «шапка с серебряным кругом». Этот вид имел трапециевидную суконную верхушку с «солнцем» посередине. К концу ХIХ в. шапка стала называться дьабака бэргэhэ (вместо туоhахталаах бэргэhэ), круг туоhахта вышел из употребления, верхушку начали орнаментировать вышивкой.

Девушки носили обруч-диадему бастына. Вдоль лица с двух сторон обруча опускались симметричные тройные цепочки, состоящие из ажурных пластинок и заканчивающиеся в месте соединения на груди гравированным серебряным диском кун (солнце).

Одним из древнейших, устойчивых видов украшения являются гривны. Их происхождения исследователи связывают с древними племенами Южной и Западной Сибири, Средней Азии и Ирана. Якутские гривны представляю собой незамкнутое кольцо слегка овальной формы.

Встречаются трех типов: витые из медной проволоки с сечением около 1 см, с четырьмя или пятью петлеобразными изгибами в средней части; из серебра или латуни с поверхностью, имитирующей витую, но без изгибов; с плоской орнаментированной поверхностью, также без изгибов. Гривны ХVIII-ХIХ вв. – дополнение женского наряда.

Другие не менее ценные украшения якутских женщин – нагрудное илин кэбиhэр (опускаемое спереди) и сурэх, надевавшееся поверх платья халадаай. Название этот вид получил от обряда крещения, называвщегося по-якутски сурэхтэнии. Украшение на ажурной цепи представляет собой литой крест 6-7 см; на его четырехконечной поверхности резцом наносился или припаивался семиконечный крест. На кресте-основе гравировали ИС ХС, иногда дополнительно ЦН («Иисус Христос- Царь Назарийский»). Под основанием семиконечного креста изображался стилизованный череп, редко – скрещенные берцовые кости.

Якутские женщины обязательно носили серьги ытар5а, отличавшиеся разнообразием форм, деталей, вариаций, преимущественно трех видов: туораах ытар5а (серьги с бусами); коолоско ытар5а (серьги-кольца); тугэхтээх ытар5а (с подвесками).

По словам Н.С. Щукина, некоторые особы вдевали в каждое ухо «по три-четыре серебряных кольца». Наиболее древними были серьги из медной или серебряной проволоки с нанизанными на нее бусинами, вдетый в мочку конец загнут кольцом. Встречались серьги и при раскопах мужских погребений. По сей день распространен вид серег с подвеской или «основанием». Верхняя часть в виде кольца-иэмэх, нижняя тугэх – основание. По форме и количеству подвесок серьги делились на несколько медным разновидностей: сиэл ытар5а, харыйа ытар5а, ханка ытар5а и др.

Браслеты бо5ох были почти цилиндрическими или слегка суживающимися, с тремя-четырьмя выпуклыми опоясками и гравированным орнаментом между ними. Ширина браслетов – от 5 до 7,5см, диаметр – около 6см, застежки загнуты в разные стороны краями сходящихся концов.

Мужчины и женщины носили перстни, кольца. На найденных в старинных погребениях мужских перстнях выгравированы инициалы. Так, перстни бэчиэт изготавливались, скорее, по русским образцам и служили вместо печати.

Пояса, покрытые фигурными, иногда ажурными бляшками, назывались харах комYс кур или сYнньYох комYс кур – пояс с серебряными «глазами», пояс с серебряными «бабками» (суставными косточками животных). Наборные пояса кур были привилегией состоятельных мужчин и женщин, их надевали во время многолюдных торжеств. Наиболее ценными считались сирэй комYс кур – пояс со сплошным серебряным набором, и туорум комYс кур – с четырехугольными пластинками туорум. Каждые три такие пластинки чередовались с кругами кYн (солнце). Основу этих поясов составляла двухслойная ровдуга тYнэ, пластинки и бляшки прикреплялись к ней с помощью заклепок, застежки были в виде крючков или пряжек.

Общее название оттYк симэ5э – боковые украшения – на рубеже ХХ в. объединяло личные вещи разного назначения: огниво с сумочкой для трута (кыалыктаах хатат), амулет «лисий нос» (саhыл тумса), игольник (иннэлик), приспособление для счета днейYн аа5ар), прутик для прочистки трубки (хамса тобулар) и шипчики (искэх). Однако в середине ХIХ в. под понятием «боковое украшение» подразумевалось специфическое медное изделие, подвешиваемое по бокам. Кроме перечисленных женских украшений были серебряные гребенки (тараах) и шпильки для волос (баттахха анньынар). Для отделки верхней одежды, рукавиц и обуви использовались многочисленные штампованные бляшки из серебра, меди, латуни и бронзы. Изготовлением их занимались алтан уустара или симэх-тиэрбэс уустара – мастера по медным украшениям.

Заключение.



В нашей Республике наряду с коренными жителями якутами, проживают и малочисленные народы: эвены, эвенки, долганы, юкагиры и чукчи. Каждый из этих этносов гордится неповторимым и своеобразным колоритом своей национальной одежды и украшениями. У арктических народов много общего в раскрое, пошиве и орнаментации одежды, все это обусловлено общностью природных ландшафтов и суровыми климатическими условиями.

Изучение особенностей национальной одежды в целом дополняет красоту природы новой красотой, познанной человеком, развивает чувство прекрасного, ощущение самодостаточности и гордости принадлежности к своему народу, как этносу.

Библиография:



  1. Якутия. Историко-культурный атлас. Отв. науч. ред.В.Н. Иванов. Москва, 2007. – 872 с.

  2. Северная библиотека школьника. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХVII – начала ХХ века). М.: Северные просторы, 2002. – 315 с.

  3. Северная библиотека школьника. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХХ век). М.: Северные просторы, 2002 – 315 с.

  4. Энциклопедия Якутия. Отв. Ред. Ф.Г. Сафронов. Москва, 2000. – 356 с.

  5. Якуты. В.Л. Серошевский. Москва, 1993. – 714 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Хакасская национальная одежда»
Изучить историю развития хакасской одежды по архивным документам и другим источникам

Якутская национальная одежда как оберег и украшение
Охватывает его удивительно радостное чувство красоты и гармонии

«Традиционные виды обрядов и орудий охоты якутов»
Охота для якутов была вспомогательной формой хозяйствования, поэтому ею занимались, в основном, в скотоводческие межсезонья – весной...

Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура»...
Перми было открыто фольклорно-этнографическое отделение. На нём обучаются школьники от 7 до 16 лет. Основой для работы отделения...

Учебно-методический комплекс по организации самостоятельной работы...
«Национальная экономика» специализация «Экономика фирмы», 060800 «Экономика и управление на предприятии машиностроения и

Тема: Изобразительное искусство
Задание: подобрать зрительный и познавательный материал на тему: Одежда "говорит" о человеке

Секция «лики многонационального урала» традиционная культура нерусских жителей села новоипатово
Колобова Л. В. – учитель мкоу «Средняя общеобразовательная школа №19» С. Новоипатово

Проекта: «Зеленый дом»
Большую часть времени в нашем крае холодная белая зима, хотим, чтобы дома, в школе было много комнатных растений для души, для украшения,...

Реферат по культуре народов Северного Кавказа на тему: «Традиционная казачья свадьба»
Кабардино-Балкарии. Между тем, эти особенности очень важны как для изучения восточнославянской свадьбы, так и для изучения культуры...

Учебное пособие по немецкому языку москва, 2006
Артемюк Н. Д., Зиньковская М. Д., Лебедева Г. П пособие составлено в соответствии с действующей программой и охватывает такие темы...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru