Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Пояснительная записка. В основу регионального компонента содержания общего образования по Новосибирской области положен курс «Искусство родного края»

Пояснительная записка. В основу регионального компонента содержания общего образования по Новосибирской области положен курс «Искусство родного края»



Дата публикации14.12.2014
ТипПояснительная записка
100-edu.ru > Культура > Пояснительная записка

Пояснительная записка.

В основу регионального компонента содержания общего образования по Новосибирской области положен курс «Искусство родного края», который изучается отдельно в рамках БУП 2004 года, в образовательных учреждениях, реализующих стандарты первого поколения на второй ступени образования основной и средней школе.

Предмет относится к образовательной области «Искусство». На его изучение в 8 классе отводится, согласно учебному плану МБОУ КСОШ №136 учебных часов в год, 1 учебный час в неделю.

Содержание курса носит краеведческий характер.

Цель: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Задачи:

приобщения учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;

  • формирования способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры;

  • воспитания уважения к культурному наследию региона;

  • развития у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о целостности, единстве и ее многообразии; вариативности личных интерпретаций, её феноменов, что способствует включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.

Учебный курс «Искусство родного края» состоит из 4 модулей:

  1. «Архитектура и дизайн»;

  2. «Музыкальное искусство»;

  3. «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство»;

  4. «Театр и кино».

На каждый модуль отводится по 8 часов учебного времени и 4 часа на защиту творческих проектов.

В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»:

в разделе «архитектура и дизайн» ученик должен:

знать / понимать:

— основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в регионе;

— выдающиеся архитектурные памятники Новосибирска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;

уметь:

  • выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;

  • показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация,
    проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для высказывания собственного суждения об архитектурном облике родного города (села), его ярких представителях;

  • организации личного и коллективного досуга.

в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

— основные имена выдающихся представителей музыкального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;

— иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области;

уметь:

  • выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;

  • показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация,
    проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными
    особенностями развития искусства;

  • высказывания собственного суждения о творчестве представителей музыкального искусства Сибири по средством художественного анализа их произведений;

  • организации личного и коллективного досуга.

в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

  • основные направления и имена выдающихся представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работавших в регионе в различные исторические периоды;

  • виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или
    школу;

уметь:

— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;

  • высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобразительного искусства города Новосибирска и Новосибирской области в процессе знакомства с их творчеством.

в разделе «ТЕАТР И КИНО» ученик должен:

знать / понимать:

  • основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;

  • историю создания ведущих Новосибирских театров;

уметь:

— показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ориентации в классическом наследии и современном процессе становления художественной культуры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства;

  • высказывания собственного суждения о театральных постановках;

  • организации личного и коллективного досуга (посещение театров).

В связи с особенностями географического расположения и удаленности от города, а также, исходя из имеющихся возможностей количество часов, было переспределено.

Добавлен 5 раздел «Творческий проект» который позволит учащимся показать свои творческие возможности, объединить полученные знания.
Учебно-тематический план

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Номер урока

Примерные сроки

Примечание

Архитектура и дизайн (9часов)

История градостроительства

2

1-2







Архитектурные ансамбли

2

3-4







Храмы


1

5







Место досуга


2

6-7







Жилые массивы


1

8







Защита творческого проекта

1

9







Музыкальное искусство (7 часов)

Из истории музыкальной культуры Новосибирской области

1

10







Народное творчество


2

11-12







Музыкальные коллективы


2

13-14







Музыкальные театры Новосибирска


1

15







Защита творческого проекта


1

16







Декоративно- прикладное и изобразительное искусство (8 часов)

Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел

2

17-18







Музеи декоративно-прикладного искусства

2

19-20







Народные мастера


1

21







Новосибирский государственный художественный музей

1

22







Выставочный зал Союза художников


1

23







Новосибирские художники-иллюстраторы

1

24










Новосибирск театральный

2

25-26







Театр и кино

(4 часа)

Новосибирская студия кинохроники


1

27







Детская студия мультипликации


1

28







Творческий проект (8часов)

Выбор темы творческого проекта

1

29







Составление плана работы над творческим проектом

1

30







Сбор информации


1

31







Практическая работа над макетом

2

32-33







Подготовка доклада или презентации по выполненной работе

1

34







Защита творческого проекта

1

35







Итоговый урок


1

36







Содержание программы

Раздел 1

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 9 часов

Защита творческого проекта. 1 час.

Тема 1.1: «История градостроительства» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин.

Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, Т. Я. Бардт, К. Е. Осипов и др.

Практическая работа

Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и архитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новосибирской области.

Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Архитектурные сооружения — один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Предметно-пространственная среда.

Примерный художественный материал

Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного художественного музея; первый 100-квартирнып жилой дом., здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» Монумент Славы.

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.

Практическая работа

Создание макета (зарисовки) малой городской скульптуры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)».

Тема 1.3: «Храмы» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей

города и данной местности.

Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.);

часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.

Тема 1.4: «Места досуга» 2 час

Основные теоретические сведения на занятии Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.

Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).

Практическая работа

Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектурного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осуществление.

Тема 1.5: «Жилые массивы»1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека.

Ведущие архитекторы: 6. П. Авксентюк (здание Внешторбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного комплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел).

Практическая работа

Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)».

Раздел 2

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7часов

Защита творческого проекта. 1 час

Тема 2.1: «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области»

1 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская известность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Репин, В. Коновалов.

Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др.

Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.

Практическая работа

Подготовка докладов о сибирских композиторах.

Тема 2.2: «Народное творчество» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова.

Практическая работа

Просмотр отчетного концерта «Деревенька», «Зязюля» и т.д.

Тема 2.3: «Музыкальные коллективы» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «Insula magica» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.

Практическая работа

Подготовка доклада о коллективах Новосибирской филармонии

Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии.

Раздел 3

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 8 часов

Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел.

Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства. Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».

Практическая работа

Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства.

Тема 3.3: «Народные мастера» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с Купинским игрушечным промыслом, изделиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко.

Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и графика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уникальная коллекция полотен Н. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки.

Практическая работа

Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, русской живописью и графикой первой трети XX века, произведениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся).

Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с творчеством новосибирских художников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие варианты).

Практическая работа

Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся).

Тема 3.6: «Новосибирские художники-иллюстраторы» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица.

Практическая работа

Сравнительный анализ творчества художников Александра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.

Раздел 4

ТЕАТР И КИНО 4 часов

Тема 4.1: «Новосибирск театральный» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общий обзор: из истории создания театров; посещение — по выбору. Драматические театры: Новосибирский театр «Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».

Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.

Практическая работа

Театральное закулисье: «Урок грима»

Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания сибирской хроники: первый кинотеатр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

1930 год: рождение Западно-Сибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР).

Практическая работа

Круглый стол по проблемам истории документального кино: актуальность кинохроники родного края.

Тема 4.3: «Детская студия мультипликации» 1час

Основные теоретические сведения на занятии

«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководитель Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск».

Практическая работа

Подготовка докладов

Раздел 5

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 8 часов

Тема 5.1: «Выбор темы творческого проекта» 1 час

Тема 5.2: «Составление плана работы над творческим проектом» 1 час

Тема 5.3: «Сбор информации» 1 час

Тема 5.4: «Практическая работа над макетом» 2 часа

Тема 5.5: «Подготовка доклада или презентации по выполненной работе» 1 час

Тема 5.6: «Защита творческого проекта» 1 час

Тема 5.7: Итоговый урок 1 час

Список литературы.

  1. Композиторы Новосибирска. Вып. 1 : сборник. — Новосибирск : Трина, 1996. — 64 с: портр. Творческие портреты композиторов Г. Н. Иванова, Ю. П. Юкечева, Н. Лантуата, Ю. И. Шибанова, И. И. Александрова.

  2. Штуден Л. Л. Мелодии судьбы : [очерки о деятелях музыкальной культуры Новосибирска]. — Новосибирск : Зап-Сиб. кн. изд-во, 1983. — 160 с.: ил.

  3. Новосибирская филармония : альбом. — Новосибирск,1994. — 15 с: ил.

  4. Симфонический оркестр Новосибирской филармонии //Музыкальная жизнь СССР : справочник. — М., 1970. —С. 84.

  5. 5. Новосибирская государственная консерватория им.М. И. Глинки, 1993 -1998. — Новосибирск, 1998. — 118 с.

  6. На страницах 57-69 список студентов, лицеистов и аспирантов лауреатов конкурсов (зональных, российских, международных). На страницах 49-52 о музыкальном лицее консерватории.

  7. Боровикова Р. И. Методическое пособие для обзорной экскурсии по экспозиции Новосибирской картинной галереи.

  8. Статьи: У истоков сибирского искусства Ч. 1, Ч 2. (А. Вощакин); Типологические черты художественной культуры Сибири; Новосибирск прирастает художниками; Встреча с художником. Выставка новосибирского художника В. Хандрыкина; Моя Сибирь; Николай Гри-цюк.

  9. Новосибирская картинная галерея : краткий путеводитель. — Новосибирск :Внешторгиздат, [Б. г.]. — 16 с: ил.

  10. Новосибирская областная картинная галерея : Живопись.Графика. Скульптура : каталог / сост. И. Г. Малашина. — Л.,1965.

  11. Рериховские чтения. 1976 год. К 50-летию исследования Н. К. Рериха на Алтае : тезисы конференции / под ред.В. Е. Ларичева, Н. Г. Велижаниной. — Новосибирск, 1976.



  1. Новосибирская картинная галерея : каталог русского и советского искусства : из новых поступлений. 1967 - 1974гг. / сост. М. И. Качальская. — Новосибирск, 1977.

  2. Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию института «Урусвати» : материалы конференции / под ред. В. Е. Ларичева, Н. Г. Велижаниной. — Новосибирск, 1980.



  1. Рериховские чтения. 1984 год. К 110-летию Н. К. Рериха и 80-летию С. Н. Рериха : материалы конференции / под ред.В. Е. Ларичева, Ю. А. Воробьёва. — Новосибирск, 1985.

  2. Новосибирская областная картинная галерея. Выставка новых поступлений. 1975 - 1983: каталог / под ред.О. А. Черепениной. — Новосибирск, 1988.



  1. Новосибирская картинная галерея. Искусство народов Сибири: традиции и современность: тезисы докладов конференции (20 - 22 апреля 1994 года) / под ред. Н. Г. Велижаниной. — Новосибирск, 1994.

  2. Новосибирская областная картинная галерея. Новые поступления. 1984 - 1988 : каталог / под ред. Р. И. Боровиковой.— Новосибирск, 1995.

  3. 9. Новосибирская картинная галерея. Станковая графика. Первая международная бьеннале. 1999 : каталог /сост.: А. Клушин, С. Коган, В. Назанский, Е. Рымшина,
    Р. Маджи. — Новосибирск, 2000.

  4. Наш товарищ — кино : сборник [о 50-летней истории Зап.-Сиб. студии кинохроники]. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1981. — 144 с: ил.

  5. Западно-Сибирская студия кинохроники // Кино : энцикл.словарь. — М., 1986. —С. 143.

  6. Баландин Л. А. На сцене и за кулисами : Путь театра«Красный факел» (1920 - 1970). — Новосибирск : Зап-Сиб.кн. изд-во, 1972. — 303 с: ил.

  7. Новосибирск театральный : сборник. — Новосибирск :Зап-Сиб. кн. изд-во, 1983. — 254 с: ил.

  8. Очерки, посвященные истории становления новосибирских театров (1930 - 1980-е гг.), жанровым проблемам, мастерству режиссеров и актеров.

  9. Мурзинцева Г. Ф. Обыкновенное чудо [К 50-летию Театра юного зрителя]. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во,1980.—175 с: ил.

  10. Расскажем о театре сами : [письма зрителей ТЮЗа : к 60-летию театра] : сборник. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1990.— 148 с.

  11. Почётные граждане Новосибирска : [Буклеты]. — Новосибирск, 1996.

  12. Вышли буклеты о Л. В. Мясниковой, А. М. Каце и др.

  13. Наши земляки : очерки о передовых людях Новосибирска. — Новосибирск : Обл. кн. изд-во, 1951. — 248 с.

  14. В том числе о В. П. Редлих, И. И. Титкове, Е. А. Ащепко-ве, М. О. Симоне, К. А. Соболевской и др.

Электронные ресурсы

1. Литературно-художественная антология культурной жизни Сибири // «Л№егга». — URL: http://www.literra.websib.ru.

2. Путешествия по Сибири с Леонидом Боровиковым.Статьи. Фонтаны Новосибирска. Имя Глинки в культурно-историческом ландшафте города Новосибирска. Про
Санкт-Петербург, просвещенную Сибирь и многое другое.Сказ о Сузуне. Кочки. Рыбка-чинюшка. А. Д. Крячков. И др. // «ЛШегга». — URL: http://www.literra.websib.ru.

Рекомендуемые примерные темы для презентации творческих проектов

Раздел 1. «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

1. «Ведущий архитектор Новосибирска —А. Д. Крячков (страницы жизни и творчества)».

  1. «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры».

  2. «Архитектурный облик города».

  3. «С. Н. Баландин — летописец истории градостроительства Новосибирска».

  4. «Новосибирские архитекторы».

  5. «Храмы Новосибирска».

  6. «Любимые места твоего города (села)».

Раздел 2. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

  1. «Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска».

  2. «Новосибирские композиторы: биография творчества» (по выбору).

  3. «Личность Арнольда Каца».

  4. «Символы российских регионов: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (страницы истории)».

  5. «Вокально-хоровая культура города Новосибирска: Камерный хор, хоровой ансамбль „Маркелловы голоса", вокальный ансамбль П. Шаромова, ансамбль ранней музыки и др.».

6. «„Никогда не умолкнут гармони России": братья Заволоки ны».

Раздел 3. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

  1. «Новосибирский государственный краеведческий музей: история создания».

  2. «Новосибирский государственный художественный музей: просветительская деятельность».

  3. «Народные промыслы Сибири».

  4. «Музей „Сибирская береста"».

  5. «Новосибирский музей игрушки».

  6. «Новосибирские художники — детям»




  1. «Новосибирский театр „Красный факел": страницы истории».

  2. «Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева».

  3. «Молодежный театр: Новосибирский академический молодежный театр „Глобус"».

  4. «Всё началось с хроники Федота Махотина».

  5. «Западно-Сибирская студия кинохроники:история создания».


Новосибирской филармонии» 2 часа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе курса регионального компонента...
Рабочая программа составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «Искусство»

Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края»
Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс

Пояснительная записка статус программы
Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по истории вологодской области 8 класс
Стандарт образовательной области «История Вологодского края» является составной частью регионального компонента государственного...

Программа краткосрочного курса «Музыка родного края» для учащихся 5-6-х классов
Введение регионального содержания в изучение предмета «Музыка» имеет целью изучение историко-культурного единства региона и направлено...

Брянский край 9 класс пояснительная записка
«История Брянского края 19 – 20 вв.», составленного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области, на основе...

Курсы истории Вологодского края призваны -дать представление о древнейшей истории нашего края
Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
В. С. Кузина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова и др в соответствии с примерной программой «Изобразительное искусство» образовательной...

Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена на основе...
Национально-региональный компонент». – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2007 и программы для общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru