Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Методические указания к семинарским занятиям Часть II

Методические указания к семинарским занятиям Часть II



страница1/3
Дата публикации25.01.2015
ТипМетодические указания
100-edu.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и культурологии

Методические указания

к семинарским занятиям

Часть II

Казань 2009

УДК 7.03 ББК85И 90

И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г.А.Табейкина. Казань: КГ АСУ, 2009.- 23 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казан­ского государственного архитектурно-строительного университета

Материалы предназначены для изучения студентами курса «Культурология» в рамках семинарских занятий и успешной сдачи зачета по указанному предмету.

Каждый раздел содержит тематический план, список литературы, методические советы, вопросы и задания, темы рефератов, тесты. Указания снабжены кратким словарем культурологических понятий и терминов.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывают наиболее важные темы, отражающие содержание и структуру курса «Культурология».

УДК 7.03 ББК 85

>Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2009

>Табейкина Г.А., 2009

Тема 1. Античная культура

План

  1. Средиземноморская цивилизация Греции и Рима - колыбель
    европейской культуры.

  2. Античный полис (город-государство) как модель мироздания и
    феномен культуры.

  1. Основные достижения античной культуры.

  2. Причины гибели античной цивилизации.

Литература

  1. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. — М., 1989.

  2. Багдасарьян Н.Г. и др. Культурология. - М., 2006.

  3. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005.

  4. Культурология. История мировой культуры /Под ред. проф. А.Н.
    Марковой. - М., 2003.

  5. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча. - М., 2003.

  6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2001.

  7. Моисеева Н.А. Культурология. Учебное пособие. - СПб., 2007.

  8. Чистяков И.Н. Исторические типы античной культуры. -М., 2001.

Методические советы

Изучение данной темы необходимо с определения понятия «античность», введенного итальянскими гуманистами для определения греко-римской культуры, в её хронологических рамках от истоков крито-микенской культуры (рубеж Ш-П тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э., положившего начало переходу к христианской культуре, а затем перейти к общей характеристике эпохи.

Далее следует раскрыть особенности греческого общества, его полисной системы. Полис — демократически управляемый город-государство, гарантирующий равные права гражданам - полноправным участникам общественной жизни. Двуединая античная форма собственности органично сочетала частную собственность, давшую человеку инициативу, и государственную, обеспечившую социальную стабильность и защиту. Благодаря этому закладывается основа гармонии между личностью и обществом.

Таким образом, греческая античность позволила человеку поверить в свои собственные силы и разум,, позволила строить отношения между людьми на принципах агонистики — соревнования с целью достижения лучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет, и, наконец, позволила выработать общий принцип культуры - калокагатию - классическое равновесие духа и тела, добра и красоты, общественного и личного.

Именно эти принципы в конечном итоге стали определяющими для всей европейской культуры.
прямая соединительная линия 3Рассматривая основные достижения античной культуры, следует остановиться также на особенностях мировосприятия греков, своеобразии их мифологии, главным принципом которой являлся антропоморфизм.. Особое внимание надо уделять художественным достижениям античной культуры, обратившись к таким видам искусства, как архитектура, скульптура и т.д.

Характеристика высочайших достижений античности требует понимания категорий «мера» и «гармония».

Рассматривая «меру» как универсальный принцип, необходимо подчеркнуть эстетическое значение положения Протагора: «Человек есть мера всех вещей», которое получает следующее толкование применительно к искусству;

- «мера» как соответствие вещи своему назначению;

  • «мера как пропорциональность человеческого телосложения,
    определяющая понятия соразмерности, гармонии, красоты. Греческие скульпторы создают канон -- правило, в основе которого лежит
    представление об идеальных пропорциях мужской и женской фигуры.
    Архитекторы вводят в культуру понятие ордер - тот же канон, но
    устанавливающий связь между частями архитектурных сооружений;

  • «мера» как учет закономерностей человеческого восприятия
    (например, так называемые «оптические поправки» в архитектуре),


Гармония — это единство противоположностей. Образцом для гармонии в греческом искусстве являлась гармония в Космосе и природе. Нельзя не обратить внимание на безмятежность лиц античной скульптуры и, одновременно, телесную царственность и откровенность. Эпоха, поклонявшаяся красоте, выразила богатство человеческого мира в жизни тела, поскольку поклонялась видимому.

С этих позиций можно обратиться к анализу произведений античного искусства, проследить историю развития и художественную эволюцию архитектуры, скульптуры, вазописи. Выявляя основные тенденции в развитии греческой скульптуры важно проследить, как изменялся способ художественного воплощения образа человека от архаики к классике на примере творчества Мирона, Фидия, Поликлета, Скопаса, Пракстеля, Лисиппа.

Затем следует перейти к изучению искусства Древнего Рима, опираясь на знание древнегреческой культуры, определить достижения римлян в области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «Нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя государства и был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок, храмов, термов (общественных бань), цирков, амфитеатров и т.д.

В заключение работы над темой необходимо показать, как использовались достижения античной культуры в последующиеисторические эпохи. При этом можно выделить основные направления, определяющие влияние античности на дальнейшее развитие художественной культуры:

- мифологические образы в различных видах искусства;

- обращение к историческим событиям и реальным действующим
лицам античности;

- памятникам античной культуры и искусства как объектам
художественно-образного отражения;

- использование античного канона красоты (в архитектуре, живописи,
скульптуре).
Вопросы и задания:

  1. В чём состоит сходство и различие древнегреческой и
    древнеримской мифологии?

  2. Проследите историческую эволюцию древнегреческой
    скульптуры от архаики к классике и эллинизму.

  3. Опираясь на полученные знания об античной культуре,
    постарайтесь сформулировать свое понимание «аполлоновского» и
    «дионисийского» в ней начала. В чем их значение для развития культуры и
    искусства? Как определяет Ф. Ницше различия между стихиями Аполлона и
    Диониса в работе «Рождение трагедии из духа музыки»?

  4. Известна высочайшая оценка К. Маркса достижений греческого
    искусства, произведения которого «продолжают доставлять нам
    художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и
    недосягаемым образцом». Прокомментируйте данное высказывание.

  5. Какие памятники античного искусства и имена их создателей
    запечатлены в литературных произведениях: стихотворениях «Аполлон
    Бельведерский», «К Овидию», «На перевод Илиады» А. Пушкина; «Античная
    страничка» А. Ахматовой, «Колизей» и «Родина Вергилия» М. Кузьмина?
    Найдите подобные примеры у других авторов.

  6. В чем состоит суть образа Прометея? Что такое «прометеевское
    начало» в жизни и искусстве? Приведите примеры.

  7. Каковы стилистические признаки классицизма в архитектуре?
    Назовите архитектурные памятники в этом стиле в Казани?

  8. Внутренней потребностью и гениальным достижением греческой
    культуры стало доказательство как способ мышления, развитие которого
    определило глубочайшее различие между Западной и Восточной
    цивилизацией. Ярко этот способ мышления проявился в античной
    философии и искусстве. Прокомментируйте данный текст.

  9. Подумайте, в чем проявляется честность вдревнегреческой
    архитектуре?

  10. Агональная личность - это двуликий Янус, на одной стороне
    которого написано: «Будь внимательным к чужим мнениям, оберегайся
    зависти других, ничего сверх меры», а на другой: «Не обращай ни на кого
    внимания, действуй сообразно своим желаниям, только победа и победа
    любой ценой». Прокомментируйте данное выражение.


Тема 2. Средневековье в культуре европейских стран
План

  1. Социально-экономические предпосылки возникновения культуры
    нового типа. Христианство - доминанта средневековой культуры.

  1. Византия как центр раннесредневековой культуры.

  1. Архитектура — синтезирующий вид искусства в Средние века.
    Романский и готический стили в архитектуре.

  1. Городская, рыцарская и народная культура.

Литература

  1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. — М.. 1996.

  1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура «безмолствующего»
    большинства. -М., 1990.

  1. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005.

  1. Культурология. История мировой культуры /Под ред. проф. А.Н.
    Марковой. - ML, 2003.

  1. Мировая художественная культура. - М,, 1996.

  1. Моисеева Н. Культурология. История мировой культуры. - М.,
    2008.

  1. Хейзинга Й. Осень средневековья.— М., 1988.

Методические советы

Приступая к изучению данной темы, надо выяснить роль и значение средневековья в истории мировой культуры, обратить внимание на разные точки зрения в оценке этой эпохи (гуманисты Возрождения, рационализм XVII века, французские просветители XVIII века, романтизм XIX, неотомизм XX вв.), понять причины данных разночтений. С этой целью следует отметить двойственный характер изучаемого времени: с одной стороны, забвение достижений античной культуры, с другой - постепенное накопление сил для дальнейшего развития, вызревание в её недрах культуры Ренессанса. Важно рассмотреть источники средневековой культуры:

  1. взаимопроникновение элементов античной культуры и варварской стихии;

  2. христианства и культуры позднего Рима.

Далее необходимо остановиться на характеристике важнейшей особенности средневековой культуры - роли и влиянии христианского вероучения и христианской церкви в формировании её ценностей.

В этой связи следует обозначить особенности религиозного сознания, выделив три из них (символичность, догматичность и каноничность). При этом не забыв оигре воображения, которое являлось неотъемлемой частью представлений людей о мире, что найдет отражение в практике средневекового искусства.

Далее следует выделить три периода в эпохе средневековья и дать им характеристику;

Раннее средневековье (V-XI вв.):

- появление религии - христианства; развитие теологии - богословия;
появление первых университетов; формирование группы романских языков;
распространение романского архитектурного стиля; существование
литературы в виде средневекового эпоса — песенной истории народа.

Высокое средневековье (XII век):

- вытеснение романского стиля готикой - архитектурным стилем,
ставшим визитной карточкой средневековья и синтезирующим духовную и
светскую жизнь человека; зарождение и распространение рыцарской
культуры.

Позднее средневековье (XIII-XV вв.):

- появление мистики как переживания в экстазе непосредственного
единения с богом; распространение ереси — инакомыслия, что в то время
означало отступление от божественной истины. Становится очевидным, что
эпоха средневековья обладала собственной логикой и собственным видением
мира: идея Бога, вера в Бога становятся высшими ценностями культуры
данной эпохи.

Опираясь на знание духовных доминант эпохи, можно перейти непосредственно к анализу культурыи искусства средневековья, выделив такие виды творчества, как архитектура, литература, музыка. Особое внимание необходимо уделить памятникам романского и готического стилей в архитектуре, используя сравнительный анализ.

При характеристике романского стиля можно учесть мнение французского ваятеля Родена: романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность».

Давая оценку готическому стилю, следует исходить из предназначения готического собора, как наглядного воплощения божественного космоса. Отсюда и его полифункциональность, и способность совместить в единое целое все виды искусства: скульптуру, расположенную в нишах, архитектуру, полифоничность музыки и орнаментального декора.

Особое место в данной эпохе занимает народная смеховая культура, представленная как словесными видами творчества, так и зрелищными формами. Сущность её особенно ярко проявляется в карнавалах с их перевертыванием привычных иерархических представлений о «верхе» и «низе», мирском и божественном.

Особую роль играет комическое, которое выступает одновременно как выражение изобилия и плодородия жизни, своего рода эстетическая «дистанция», а также как источник преодоления страха и суеверий, выполняя при этом очищающую социально-критическую, антиклерикальную функцию.

В заключение необходимо обратить внимание на противоречивость данной культуры, которая выступала, по сути, движущей силой её развития, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действительно произошло, нужен был переворот в мировоззрении человека. Он произойдет в следующую эпоху - Возрождения.
Вопросы и задания:

  1. С чем связано положениеоб упадке культуры и «тьме»
    средневековья? Согласны ли Вы с этим? Приведите аргументы «за»
    и «против».

  2. Что представляет собой сознание средневекового человека и как
    оно отражалось в искусстве?

  3. Что представляет собой символика как способ мышления? Какую
    роль выполняет художественная символика в искусстве
    средневековья?

  4. «...XIX век французской поэзии черпал свою силу из той же
    национальной сокровищницы - готики» (Мандельштам О. Камень).
    Справедливо ли, на ваш взгляд, это утверждение и чем оно
    обосновывается в данном случае?

  5. Чем были обусловлены особенности архитектурного решения в
    романском и готическом стилях?

  6. Оцените роль городов как центров образования, науки и культуры в
    средневековой Европе. Каковы особенности их архитектуры?

  7. Каковы особенности готического искусства Франции, Германии,
    Англии, Испании и Италии?

Определите основные различия рыцарской и городской культуры.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...

Методические указания по семинарским занятиям 7 Тема Социально-правовая...
Учебное пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Правовые аспекты мер безопасности» в нем содержатся...

Методические указания к семинарским занятиям по философии для студентов...
Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно...

Т. Г. Волова, И. Е. Суковатая
Настоящее издание является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологическая биотехнология», содержащего учебное...

Методические рекомендации по подготовке к практическим и семинарским занятиям нет
Варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению

Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям (очная...
Учебная программа дисциплины

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Происхождение государства
Правоведение: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 63 с

Рабочая программа дисциплины «История политических и правовых учений»
Методические указания к семинарским занятиям имеют целью облегчить самостоятельное изучение студентами основных положений курса

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru