Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Название: 900 дней и ночей

Название: 900 дней и ночей



Дата публикации22.05.2015
ТипУрок
100-edu.ru > История > Урок
Автор: Кузьмина Юлия Николаевна

МОУ «СОШ № 5» г. Кумертау

учитель начальных классов
Название: 900 дней и ночей.
Форма: урок – погружение, заочная экскурсия по блокадному Ленинграду.
Учебный предмет, класс: Окружающий мир, 4 класс.
Название темы и раздела учебного курса: Великая война и Великая Победа. История нашей страны.
Программные средства: Плешаков А. А., Крючкова Е. А. «Мир вокруг нас»,4 класс, 2 часть,2008г.; Ворожейкина Н. И. «Наша Родина и современный мир», 4класс, в 2-х частях.
Цели и задачи дидактического материала:1.Развитие познавательной активности учащихся, интереса к истории нашей страны.

2. Воспитание чувства сострадания, патриотизма, гражданственности.

3.Знакомство с основными фактами исторического события.
Содержание дидактического материала: см. конспект.
Ресурсы дидактического материала: см. приложение.
Используемые источники информации:

Литература: 1.Миргачёв, Лазарь. Репортаж из блокады. – Л.: Лениздат, 1989.

2. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. – 5-е изд., М. Сов. Россия,

1983.

3.Михельсон В. И., Ялыгин М. И. Воздушный мост. – М.:

Политиздат, 1988.

4. Михайлов, Владимир. Ленинград: Героическая оборона города в

1941 – 1944гг. М.: Политиздат. – 1981.

5. Зубаков В. Е. Героический Ленинград. М.: Воениздат, 1972.

Интернет: http://qlori.rin.ru/

http://militera.lib.ru/h/qpwsh1/indekx.html

www.1941-1945.ru

victory.rusarchives.ru

victory.mil.ru/lib/books/h/mmf/index.html

www.chamtec.com

soldat1941.narod.ru

www.pobediteli.ru

www.pobeda-60.ru
Возможности использования дидактического материала: педагогом на каждом этапе урока; учащимся при подготовке докладов, сообщений, сочинений на тему.

Аннотация

Урок разработан с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся данного возраста. Форма урока помогает окунуться в прошлое нашей страны, ощутить страдания и переживания нашего народа во время ВОВ. Для более широкого раскрытия материала использованы стихотворения, выдержки из дневника Веры Инбер (участницы событий, жительницы блокадного Ленинграда),строчки из дневника Тани Савичевой, умершей от голода., а также слайды с фотографиями.

Учащиеся принимали активное участие в подготовке к уроку: подбирали материал в Интернет, разучивали стихотворения, песни, готовили доклады, сочиняли стихотворения, оформляли выставку книг.

Урок содержит исторические факты, которые необходимо знать учащимся, гражданам России, пронизан патриотизмом, чувством гордости за свой народ и свою страну.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан


Урок окружающего мира в 4 классе

900 дней и ночей

( с применением ИТК)

Разработала учитель начальных классов

МОУ « СОШ №5»

Кузьмина Юлия Николаевна



  1. Цель: Познакомить с событием ВОВ - блокада Ленинграда.

  2. Задачи: 1. Изучить основные факты события.

2.Развивать познавательную активность учащихся, интерес к истории страны.

3. Воспитывать чувства патриотизма, сострадания, гражданственности.

3. Форма урока: Урок - погружение, заочная экскурсия по блокадному Ленинграду.
4.Оборудование: ИКТ, выставка книг о блокаде Ленинграда, рефераты учащихся, фотографии по теме.




I Организационный момент

Стихотворение «41-й год»(аудиозапись)

II Проверка домашнего задания

Страшное событие обрушилось на нашу страну в 1941 г. Началась Великая Отечественная война.

  1. Назовите точную дату начала войны.

  2. Как вы думаете, почему фашисты стремились захватить Москву?

  3. Расскажите, как готовились москвичи к обороне города.

  4. Как выглядела столица в годы войны?

  5. Почему фашистам не удалось захватить Москву?

  6. Приведите примеры героизма в боях на подступах к городу.

Чтение стихотворения Георгий Суворов «Месть».

Мы стали молчаливы и суровы

Но это не поставят нам в вину.

Без слова мы уходим на войну

И умираем на войне без слова.
Всю нашего молчанья глубину

Всю глубину характера крутого

Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,

Как боль за дорогую нам страну.
Поймут как вздох о дорогом рассвете

Как ненависть при виде вражьих стад…

Поймут и молчаливость нам простят.
Простят, услышав, как за нас ответят

Орудия, винтовки, cталь и медь.

Сурово выговаривая слово: «Месть»
III Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке вы узнаете, как фашисты пытались захватить Ленинград. Тема нашего урока «Блокада Ленинграда».

IV Объяснение нового материала

1) В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Связь горда со страной по суше прервалась. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км².

Фашисты намеревались быстро овладеть Ленинградом, чтобы задействованные на этом направлении войска двинуть на Москву. Но и здесь, под городом на Неве, враг встретил упорное сопротивление со стороны воинов оборонявших город дивизий, моряков Балтийского флота. Им помогали чем могли сами ленинградцы .
2) Стихотворение А.Прокофьев «За Ленинград»

С утра не замолкает канонада,

Так день за днем, так много, много дней

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская Дубровка,

Приневские дымилися луга
И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Все наседал, смертельно ненавидя

Все русское, все, связанное с ним!

3) Каждый знает, что Ленинград – очень красивый город. Он славится своими памятниками, старинными зданиями, оригинальными мостами, замечательными парками. Все это нужно было уберечь от бомбежек вражеской авиации. Но как? Что предпринимали люди?
4) Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать город с суши. Начался отсчет блокадных дней и ночей.

Город почти беспрерывно обстреливала вражеская артиллерия, бомбила авиация. На стенах домов появились надписи: «Граждане. При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»
5) Из дневника Веры Инбер

14 сентября 1941год

Тревога! Три тревоги! Пять тревог! Весь день воет сирена …

Подвиг учительницы. Немцы захватили поселок. Согнали жителей в здании кино. Поставили впереди местную учительницу и приказали ей читать вслух немецкую листовку на русском языке.

Учительница бросила листовку офицеру в лицо.

20 сентября 1941 года

…Вчера от зажигательных бомб горели больницы: Куйбышевская, Александровская и еще два военных госпиталя.

От военного госпиталя на Советском проспекте шел дым, как от горящей нефти.

Вчера бомбы падали в Новой Деревне на рынок. Оттуда привезли пятьдесят человек. Раненая девочка лет семи все жаловалась, что ей больно от резинового жгута, стягивавшего ногу. Ее утешили, сказав, что скоро будет легче, потом усыпили и ампутировали ногу. Она пришла в себя и сказала :

- Вот хорошо, теперь уже не больно.

Девочка не знала, что у нее нет ноги.
6) Голод. Ленинград превратился в крепость. Улицы перегородили противотанковые заграждения и баррикады. На набережных Невы, в скверах и парках находились зенитные орудия.

Блокада мешала завозить в город продукты питания, продовольственные же склады пострадали от вражеских бомбардировок.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учет всех съестных запасов.

Выступая в Мюнхене 8 ноября 1941 года, Гитлер заявил:

Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод, Были отмечены первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, а также первые случаи смерти от истощения.

Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла – 250 г, всем остальным 125 г (по карточкам).

!!! При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты перестали выдаваться.



  1. Из дневника Веры Инбер

3 января 1942 год

Ленинград живет последними остатками сил. Это предельное напряжение сил чувствуется во всем: трамваев нет, истощенные люди делают в день по многу километров иногда больше десяти …

…Милиционеров приносят в приемный покой прямо с поста. Они умирают, не успев даже отогреться.

Однажды связистка – студентка подняла на улице милиционера, упавшего от голода. Кроме того, у него были украдены хлебные карточки. Эта девочка, волоча милиционера на себе, втащила его в булочную и купила ему хлеба по завтрашнему талону своей карточки. А сама она как завтра?

Что будет, если в самом скором времени не подвезут продовольствие? А зима еще долгая. Страшная.

Наши теперешние ночи неописуемо тихи. Ни гудка, ни шума трамваев, ни лая собак, ни мяуканья кошек. Нет радио. В темных ледяных квартирах город засыпает. Многие навеки

  1. Люди умирали, но не сдавались. Многие из них ходили на работу. Зачем? Они гибли от бомбежек и артобстрела, от холода и голода. Перед вами строчки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, которой в начале войны было 11 лет. (стр.60)

Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Она была больна, её лечили, но спасти не смогли.

  1. Песня «Огонек»

10)Дорога жизни. Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Много трудностей и опасностей подстерегало шоферов. Днем и ночью ожидали колоны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лед трескался и машины тонули. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и называли её Дорогой жизни. По ней вывозили из осажденного города слабых, обессиленных людей. Правда, не всех даже на Большой земле удавалось спасти.

Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на Большую землю. Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество вкусной качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом.

11) Стихотворение ученицы о войне.

12) Прорыв. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли

В январе 1943года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 км. Вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. По коридору пошли поезда и машины с продуктами.

Полностью от блокады Ленинград был освобожден только в январе 1944 года. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60- 100 км и 900 дней осады закончились.

Факты. На первое января 1941 года в Ленинграде проживало чуть менее 3 млн. человек. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл.

За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс. до 1000 000 человек. Только 3% из них погибли от бомбежек, остальные 97 % умерли от голода.

За героизм и мужество, проявленные в битве за Ленинград, 140 воинов армии, 126- флота, 19 – партизан удостоены звания Героя Советского Союза. 350 тыс. солдат, офицеров и генералов – участников обороны Ленинграда, 5,5 тыс. партизан и около 400 работников ледовой дороги награждены орденами и медалями Советского Союза.

1,5 млн. защитников Ленинграда были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

V Выводы и итог урока

  1. Стихотворение. Михаил Дудин.

Все с этим городом навек -

И песня, и душа,

И черствый хлеб,

И черный снег,

Любовь, тоска

Печаль и смех

Обида, горечь и успех

Вся жизнь, что на глазах у всех

Горит, летит, спеша.

2) И все-таки огромный ущерб был нанесен историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Самый большой и невосполнимый ущерб был причинен историческим зданиям и памятникам, находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королем Пруссии, была целиком вывезена немцами.

В 1965г. За героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города- героя.

И по сегодняшний день город Санкт-Петербург остается одним из красивейших городов в мире.

Вопросы учителя.

  1. Какие чувства у вас вызвали странички из дневника Тани Савичевой?

  2. Как вы относитесь к людям, пережившим блокаду?

  3. Объясните, почему врагу не удалось захватить Ленинград?


VI Домашнее задание
Подготовить рассказ о детях блокадного Ленинграда.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лондон – эдинбург 8 дней / 7 ночей
Свободное время. Время для дополнительных экскурсий, посещений популярных аттракционов и ресторанов

Общая информация по Узбекистану
Площадь Узбекистана: 448 900 кв км из них земля 426. 900 км кв.; вода 22. 000 км кв

Узбекистан Восточный дастархан (гастрономический тур) 8 дней / 7...
Расположенный на караванных дорогах Великого Шелкового Пути, Узбекистан в течение многих столетий вбирал в себя самые интересные...

Литература: История биология (с древнейших времен до наших дней)
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред. С. Р. Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972

Широко распространённые в природе болезни людей, животных, птиц,...
Инкубационный период вирусных болезней от 2—3 дней (грипп, некоторые энцефалиты и др.) до 30 дней и более (бешенство, эпидемический...

Название учреждения
Название учреждения: государственное бюджетное общеобразовательное учереждение средняя общеобразовательная школа №243

Публичный доклад
В гимназии обучается около 900 учащихся – детей в возрасте от 6,5 до 17 лет, проживающих как в микрорайоне гимназии, так и в других...

Отчет Тема
Заволжья и урожаев озимой пшеницы до 50-55 ц, яровой – 35-40 ц, кукурузы – 65-70 ц зерна, 600-650 ц зеленой массы, люцерны 80-100...

9 класс
Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в vi–vii вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север....

Программа «История с древнейших времен до наших дней. 5 11 классы», Москва, «Вентана-Граф» 2007
Программа «История с древнейших времен до наших дней. 5 – 11 классы», Москва, «Вентана-Граф» 2007. под ред. П. А. Баранова, О. Н....

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru