Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Рабочая программа по историческому краеведению составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами: Федеральным законом от 29.

Рабочая программа по историческому краеведению составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами: Федеральным законом от 29.



Дата публикации12.02.2015
ТипРабочая программа
100-edu.ru > История > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 города Орска»


Рассмотрено

ШМО учителей

Естественно-научного цикла

Принято

на педсовете
протокол №___от _____

Утверждаю

Директор МОАУ

«СОШ №23 г.Орска»

________Елисина Л.К.

приказ № от



Рабочая программа предмета

(историческое краеведение)
Класс 6,7

2014 – 2015 учебный год


Разработана:

учителем истории и обществознания

Григорян Л.В.

1 квалификационная категория


Орск

2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по историческому краеведению составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;

- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196 с изменениями и дополнениями; - Футорянский Л.И. «История Оренбуржья» учебное пособие.2000 г.

- Зобов Ю.С. « История Оренбуржья» Оренбург 1996 г.

- Злобин Ю.П., Поляков А.Н. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.1 С древнейших времен до 1920 г. Оренбург «Орлит-А». 2008

- Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.2 Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е – конец 20 века. Оренбург «Орлит-А». 2008

- Региональным учебным планом, утв. приказом МО ОО от  13.08.2014 №01- 21/1063;

- Уставом МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г.Орска»

- основной образовательной программой ООО;

- образовательной программой МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г.Орска».

- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №23 г.Орска»

Общая характеристика учебного предмета:

Историческое краеведение на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого Оренбургского края. Знания об историческом опыте оренбуржцев и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Посредством программы реализуются три основные функции исторического краеведения, как раздела истории:

- познавательно-развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы

Ведущие целевые установки в предмете «Историческое краеведение»:

Главная цель изучения исторического краеведения в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Цели обучения с учетом специфики предмета:

  • - формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • - освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Оренбуржья в историческом процессе

  • приоритетное развитие у учащихся исторического мышления при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира

  • - стремление к взвешенному подходу к раскрытию достижений и негативных явлений и процессов в развитии Отечества в исторической ретроспективе

  • - проведение связи истории Родины и истории семьи учащихся, которая отражает один из важнейших каналов социализации школьников, развития личностного восприятия общественно-политических событий, в том числе исторических.

  • - освоение историко-краеведческих знаний как база для осознания взаимосвязей социальных общностей

  • накопление опыта необходимого для дальнейшего самостоятельного изучения истории края, поселка и района (рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию; пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками, односельчанами; ориентироваться в сельской среде, по карте, в адресной системе).



Задачи обучения предмету «Историческое краеведение»:
Задачи изучения исторического краеведения в основной школе:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах оренбургской истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями Оренбургской области;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

  • стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению;

  • способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых;

  • формирование новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;

  • привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности.



Место учебного предмета «Историческое краеведение» в учебном плане:
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе по 1 часу в неделю в течение 34 учебных недель; 7 класс по 1 часу в неделю в течении 17 учебных недель

При планировании учебного процесса выбрано оптимальное соотношение последовательности рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала.     В ряде случаев объединено изучение сюжетов отечественной и региональной (внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Содержание учебного предмета.
Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта Оренбуржья и России, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

  • образование и развитие региона; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

  • развитие духовной и художественной культуры;

  • развитие отношений между народами, проживающими на территории Оренбуржья (соседство, завоевания, преемственность).


Распределение содержания:
Введение

Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник История Оренбургская Злобина Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского.
6 класс(34 ч.)

Тема 1. Древнее прошлое Оренбургского края

1. Древнейшие города Южного Урала (3 - 2 тыс. до н.э.) Поселения древних людей в эпоху бронзы. Срубная, андроновская культуры. Древние города Аркаим и Синташта

2. Сарматский мир (1 тыс. до н. э.). Жизнь быт сарматских племен. Общественный строй сарматов.

3. Религиозные верования сарматов. Курганы – сарматские захоронения.

4. Сарматские захоронения на территории Оренбуржья.

5. Находки Прохоровских курганов.

6. Эпоха «Великого переселения» (VI –XII века). Гуннское нашествие. Печенежские племена. Кочевые племена половцев. Быт, занятия, культура кочевых племен.

7. В составе Золотой Орды (XIII - XV века).

8. Русские на Яике. (XVI - XVII века).

9. Подготовка и защита проектов
7 класс (17 часов)

Тема 2. Исследование и изучение Оренбургского края в XVIII веке

1. Исследовательская экспедиция «Известная» (Оренбургская экспедиция), возглавляемая Кирилловым И. К. (1734 – 1737 годы)

2. «Оренбургская комиссия». Татищев В. Н., его вклад в развитие Оренбургского края. (1737 – 1739 годы).

3. Неплюев И. И. – руководитель Оренбургской экспедиции. Основание города Оренбурга. (19 апреля 1743 год). Образование Оренбургской губернии (15 марта 1744 года). Неплюев И. И. – первый Оренбургский губернатор, развитие края в период его губернаторства.

Тема 3. Заселение Оренбургского края в XVIII веке

1. Создание укреплённой пограничной линии. Основание крепостей по реке Яик.

2. Заселение Оренбургского края с 30 –х годов XVIII века.

Тема 4. Возникновение Яицкого и оренбургского

1. Образование яицкого казачества.

2. Создание Оренбургского казачьего войска.

Тема 5. Подготовка и защита проектов
Результаты освоения предмета «Историческое краеведение»:

Предполагается, что результатом изучения краеведения в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения краеведения учащимися 8 класса включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.



Календарно-тематическое планирование исторического краеведения

в 6-х классах.




Тема занятия

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Что такое историческое краеведение?




2

3

Моё Оренбуржье.

Малая историческая родина.




4

5

Археологическое прошлое.

Археология г.Орска и его окрестностей.




6

7

Экскурсия в музей «Орские степи в древности»




8-10

Древнейшие города Южного Урала (3 - 2 тыс. до н.э.) Поселения древних людей в эпоху бронзы.




11

Срубная, андроновская культуры.




12

14

Древние города Аркаим и Синташта




15-17

Сарматский мир (1 тыс. до н. э.).

Жизнь быт сарматских племен.




18

Общественный строй сарматов.




19-21

Религиозные верования сарматов. Курганы – сарматские захоронения.




22

Сарматские захоронения на территории Оренбуржья.




23

Находки Новокумакских курганов.




24

25


Эпоха «Великого переселения» (VI –XII века). Гуннское нашествие. Печенежские племена. Кочевые племена половцев.




26-27

Быт, занятия, культура кочевых племен.




28

29

В составе Золотой Орды (XIII - XV века).




30

Русские на Яике. (XVI - XVII века).




31-33

Защита творческих работ, проектов.




34

Итоговое занятие






Календарно-тематическое планирование исторического краеведения

в 7- х классах.




Тема занятия

Дата проведения





1

Вводное занятие.








Исследование и изучение Оренбургского края в XVIII веке




2

3


Исследовательская экспедиция «Известная» (Оренбургская экспедиция), возглавляемая Кирилловым И. К. (1734 – 1737 годы)







4

5

«Оренбургская комиссия». Татищев В. Н., его вклад в развитие Оренбургского края. (1737 – 1739 годы).







6

Неплюев И. И. – руководитель Оренбургской экспедиции.







7

Основание города Оренбурга. (19 апреля 1743 год).







8

Образование Оренбургской губернии (15 марта 1744 года).







9

Неплюев И. И. – первый Оренбургский губернатор, развитие края в период его губернаторства.







10

11

Защита творческих работ,проектов.







Заселение Оренбургского края в XVIII веке




12

Создание укреплённой пограничной линии. Основание крепостей по реке Яик.







13

Заселение Оренбургского края с 30 –х годов XVIII века.







Возникновение Яицкого и оренбургского казачества




14

Образование яицкого казачества. Создание Оренбургского казачьего войска







15

Традиции и обычаи казачества










Подготовка и защита проектов







16

17

Защита проектов, творческих работ.









Перечень практических работ:

Работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее
Перечень демонстраций:

Демонстрационный материал включает в себя исторические карты и презентации. Данный вид наглядности сопровождает все ключевые темы курса.
Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:

  • История моей семьи

  • Топонимические названия г.Орска

  • История образования г.Орска

  • Выдающиеся жители города

  • Живая легенда

  • Ветераны войн на территории г.Орска: истории и судьбы

  • Труженники тыла

  • Быт населения в 19 в.

  • Жизнь города в 20-начале 21 вв.

  • Оренбуржье глазами иностранцев

  • Традиции и обычаи Оренбуржья

  • Немецкая национальная кухня

  • Культурные традиции татар, башкир

  • Русская и украинская культура на территории Оренбуржья

  • Интерьер, домашняя утварь

  • Национальный костюм (возможны более специализированные темы: Головные уборы, украшения… Праздничная одежда…Ритуальная (лучше свадебная) одежда…Обрядовые и этикетные нормы, связанные с одеждой…Городской костюм и одежда сельского населения)

  • Традиции воспитания детей у народов, населяющих Оренбуржье

  • Школьный музей

  • Почему так называется…(Происхождение и название нас. пункта, названия улиц, площадей, урочищ, водных источников)

  • Виртуальная экскурсия по городу (презентации)

  • История школы – страница истории моего города

  • Татищев в Переволоцком районе

  • Сражения Гражданской войны в г.Орске

  • Памятные места г.Орска (памятники, театры,церкви)

  • Иконы и другая церковная атрибутика


Описание учебно-методического комплекта:

  1. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 1996.

  2. П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988.

  3. Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976.

  4. М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972.

  5. Н.А.Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва 1963.

  6. Агапова И.Ю., Агеева Г.А. Родной край. Дидактическое пособие.

  7. Злобин Ю.П., Поляков А.Н. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.1 С древнейших времен до 1920 г. Оренбург «Орлит-А». 2008.

  8. Футорянский Л.И., Лабузов В.А. История Оренбургская. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ в двух частях. Ч.2 Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е – конец 20 века. Оренбург «Орлит-А». 2008.

  9. Л.И. Футорянский, В.А. Лабузов. Учебное пособие «История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008.

  10. Н.Л. Моргунова. Археология Южного Урала. Оренбургское литературное издательство 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Соколова Л. А., М.: Просвещение 2010г. Учебник: Кравченко А. И.,...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...

Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание: Программа курса для...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...

Козленко С. И., Козленко И. В. Обществознание: Программа курса для...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...

Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса
Преподавание предмета «Литература» в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со...
А. И. Кравченко «Программа курса для 6-9 классов общеобразовательных учреждений» ООО «тид. Русское слово» 2013 год

Приказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Приказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Рабочая программа по истории для 5-9 классов рабочая программа по истории. 5-9 классы
Преподавание учебного предмета «История» в 5-9 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими...

Рабочая программа по русскому языку в 5 9 классах. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru