Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Семейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотеки

Семейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотеки



Дата публикации10.12.2014
ТипДокументы
100-edu.ru > Информатика > Документы

Семейное чтение — основа проектной деятельности школьной библиотеки




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лебединская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:

директор школы

__________ Ягудин И.М.

Проект “Мама, Папа и Я - читающая семья”

Сроки реализации проекта: 2012-2015 годы

Руководитель проекта: Давлетшин Нияз Мухаматнурович.

Автор проекта: Ипполитова Марина Геннадьевна.
1. Паспорт проекта.



Полное название проекта

Мама, Папа и Я - читающая семья”

Целевая группа

Учащиеся начальной школы

Основание для разработки проекта

Инициативная разработка в рамках районного конкурса школьных библиотекарей.

Автор проекта

Ипполитова Марина Геннадьевна ,

заведующая школьной библиотекой.

Руководитель проекта

Давлетшин Нияз Мухаматнурович ,

заведующая учебной частью

Научный консультант

Антонова Оксана Леонидовна, библиотекарь-методист ИМЦ Алексеевского района

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

Основные ресурсы и источники их финансирования

Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством РФ.

Ожидаемые результаты

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

100% охват школьников библиотечным обслуживанием;

50% систематически читающих школьников;

30% привлечение родителей в ШБ;

Развитие культуры чтения школьников.

Период и этапы реализации проекта

2012 -2015 годы

1 этап – Подготовительно-моделирующий – 2012-2013 гг.

2 этап – Практически-экспериментальный – 2012-2015 гг.

3 этап – Аналитико-обобщающий – 2014-2015 гг.

Миссия проекта

Организация информационного пространства школьной библиотеки, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание в школьной библиотеке условий для творческого общения детей и взрослых.

Предпосылки проекта

Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка.

Необходимость укрепления взаимодействия в системе “семья- школа - библиотека” .

Осознание профессиональной ответственности школьной библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей.

Наличие необходимых ресурсов:

Информационный ресурс (постоянно обновляемы фонд библиотеки).

Методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов)

Кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции школьного библиотекаря и учителей целям проекта)

Сводный список исполнителей

Заместитель директора по воспитательной работе - руководитель программы, заведующая школьной библиотекой - автор программы, школьный психолог - участник программы, учителя начальной школы - участники программы, учащиеся начальной школы - участники программы, родители учащихся начальных классов .

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА

1.1. Общее состояние по заявляемой теме проекта

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на Всемирном Конгрессе Чтения “Читающая страна – основа конкурентоспособного общества”, прошедшем в г. Астане, было обращено особое внимание на программы по приобщению детей и молодежи к чтению.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

1.2. Обоснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления, электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

1.3. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.

Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

1.4. Ожидаемые результат реализации проекта

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.

1.5. Календарный план реализации проекта

1 этап – Подготовительный (моделирующий) – 2012-2013 гг.

1.

Проведение теоретического исследования “Читающий ребенок в фокусе разнообразных представлений” (библиотекарей, педагогов, родителей).

Ипполитова М.Г.

Сентябрь 2012

Обзорный реферат

2

Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта.

Ипполитова М.Г.

2012-2013 гг.

Картотека инновационных форм работы

3

Участие в районном семинаре-тренинге “Современные информационные технологии на службе молодежи: реалии и перспективы”

Ипполитова М.Г.

Октябрь 2012

Выступление на методическом семинаре

4

Разработка проекта и презентация проекта на метод. объединении начальных классов школы.

Ипполитова М.Г.

Октябрь 2012

Рекомендация к внедрению

5

Разработка документов программы чтения “Книжный океан”.

Ипполитова М.Г.

Ноябрь 2012

Утверждение программы на пед.совете.

2 этап - Практический (экспериментальный) – 2012-2015 гг.

1

Апробация и корректировка авторской программы чтения “Книжный океан”.

Ипполитова М.Г.

2012-2013 уч.г.

Рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам работы.

2

Марафон родительских собраний

Ипполитова М.Г.

Октябрь-ноябрь 2012, 2013, 2014.

Формирование родительского актива

3

Акция родителей “Подарим библиотеке книжки”

Учителя начальных классов

Январь 2013, 2014, 2015

Пополнение фонда библиотеки

4

Торжественный старт программы при Посвящении в читатели.

Ипполитова М.Г.

Декабрь 2012, 2013, 2014

Привлечение новых читателей в библиотеку

5

Фестиваль чтения

Учителя начальных классов Ипполитова М.Г.

Март 2013

Пропаганда лучших книг

6

Конкурсная программа “Лето с книгой”

Ипполитова М.Г.

Май 2013, 2014, 2015

Стимулирование чтения летом, расширение кругозора детей

7

Награждение Лучших читающих семей

Ипполитова М.Г.

Май 2013

2014, 2015

Стимулирование семейного чтения

8

Закрепление в годовом плане ШБ системы работы по развитию чтения младших школьников

Ипполитова М.Г.

Сентябрь 2013

Годовой план работы

3 этап - Аналитико-обобщающий – 2014-2015 гг.

1

Отчет по проекту на педагогическом совете

Ипполитова М.Г.

Май 2013, 2014

Решение пед.совета

2

Информирование профессионального сообщества о проекте

Ипполитова М.Г.

Декабрь 2012

Статья в районную, областную педагогическую газету.

3

Информационные сообщения по проекту на заседаниях метод. объединения начальных классов

Ипполитова М.Г.

Дек 2012,

март 2013г.

март 2014 г.

 

4

Обобщение опыта реализации программы “Книжный океан”

Ипполитова М.Г.

2013г.

Статья в журнал

5

Работа ШБ по поддержке семейного чтения

Ипполитова М.Г.

2013г.

Мастер-класс для ШБ

6

Развитие интереса к чтению младших школьников

Ипполитова М.Г.

2013г.

Выступление на МО, семинаре

7

Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов

Ипполитова М.Г.

2013г., 2014г., 2015г.

Анализ анкет, отзывы родителей

8

Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

Ипполитова М.Г.

постоянно

Публикации на сайте школы

9

Подведение итогов реализации проекта

Администрация школы Ипполитова М.Г.

2015г.

Отчет, обобщение опыта работы над проектом

Приложения к проекту

Комплект участника проекта:

Приложение 1. Правила участия в программе

Приложение 2. Путевка участника программы

Приложение 3. Буклет юного читателя

Приложение 4. Памятка для родителей

Приложение 5. Анкета для родителей

Приложение 6. Карта путешественника

Приложение 7. Маршрутный лист путешественника

Правила участия в программе


  • Семья, решившая принять участие в Проекте «Мама, Папа и Я – читающая семья», получает Путевку, в которой нужно указать свои данные: Фамилию, Имя ребенка, Имена-Отчества родителей. Заполненная путевка возвращается в библиотеку.

  • Зарегистрировавшись, семья получает набор Участника Программы развивающего чтения: Правила участия в программе, Памятку с рекомендациями для родителей по чтению с ребенком, Буклет юного читателя и Карту путешественника по Книжному Океану.

  • На Карте отмечены маршруты путешествий, по которым необходимо будет прочесть книги.

  • Обязательно прочесть книги не менее чем по 7 маршрутам.

  • Книги по маршруту можно читать в произвольном порядке.

  • Вместе с книгой ребенку выдается Маршрутный лист с вопросами по книге. Сдавая книгу, необходимо ответить на вопросы, устно или письменно, по желанию. Если ответы правильные, библиотекарь ставит отметку в карте о том, что Участник посетил тот или иной Остров, полуостров, залив или бухту и т.д.

  • Результатом участия в программе должна стать «заполненная» карта.

  • Обязательно ведение «Дневника юного читателя».

  • Обязательно создание портфолио.

  • Самостоятельное творчество: рисунки, создание художественных работ по прочитанным в Программе книгам и пр. приветствуется и поощряется специальными призами.

  • Итоги программы будут подведены весной 2015 года.

  • Самые активные участники получат призы.

В НАРОДЕ ГОВОРЯТ:
«Золото добывают из земли,
а знания из книги»





Читайте, читайте,

Творите, мечтайте

Найдете удачу в пути.

Читайте, читайте,

Страницы листайте

Свой мир открывайте,

В нем все впереди.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


«Школа - это, прежде всего книга.
Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения».

В.А. Сухомлинский



  • Каждый день читайте ребенку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он попросил вас почитать.




  • Вспомните о хорошей семейной традиции - читать детям перед сном. Или же придумайте свой ритуал, тогда при определенных обстоятельствах или в определенное время постепенно появится привычка читать, а позже возникнет и необходимость в общении с книгой.




  • Выбирайте книги в соответствии с возрастом ребенка.




  • Приучайте сына или дочку бережно обращаться с книгой. Выделите ребенку полку в книжном шкафу, приготовьте красивые закладки и обложки для библиотечных книг.




  • Помните, что ваш ребенок еще в самом начале пути в чудесный книжный мир и очень важно не упустить время, которое так благодатно для становления Читателя.


участника программы
Мама, Папа и Я – читающая семья»
Я_________________
______________КЛАСС

мама_______________

папа________________
14

«Вам, юные любители

чтения»

Юный читатель!
Ты уже научился немного читать, и теперь сам сможешь прочитать свои первые книжки.

Я, библиотекарь, помогу тебе открыть тайны волшебной страны под названием «Читалия».

Путешествие по этой удивительной стране будет очень простым, но интересным. Во время путешествия ты встретишься с новыми литературными произведениями: сказками, рассказами и стихами; вспомнишь то, что уже читал.

Путешествуя по «Книжному океану», ты будешь не только читать, но и рисовать, решать кроссворды, записывать в своем «Дневнике юного читателя» то, что тебе особенно понравилось и запомнилось.

Начиная читать новый для тебя текст, настройся, сосредоточься, чтобы ничто тебя не отвлекало.

Читай вдумчиво, старайся понять каждое слово.

Если что-то тебе будет непонятно, обратись к папе или маме, они тебе объяснят.

Чем чаще ты будешь приниматься за чтение, тем быстрее научишься бегло и легко читать любые тексты. А если какие-то строки из прочитанных произведений ты захочешь запомнить, заучи их наизусть. Чаще читай вслух, читай выразительно, так, чтобы всем было интересно тебя слушать.

Итак, дорогой друг, счастливого плавания по «Книжному океану».



Книжный океан
Долина Дружбы

Литературный залив

Озеро смеха

Мыс Россия
П-ов цветочный

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ работы школьной библиотеки мкоу верхнебемыжская основная школа за 2013 -2014 учебный год
Специфика школьной библиотеки в то, что её посещают читатели разного возраста. К каждому нужен свой подход, ведь чтение – процесс...

Отчет о работе школьной библиотеки моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Основными направлениями в работе школьной библиотеки являются; помощь в активизации учебной деятельности, формирования навыков независимого...

План работы школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год. I. Основные задачи библиотеки
Образовательная поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе

План работы школьной библиотеки на 2016-2017 учебный год Задачи школьной библиотеки
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...

План работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный...
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий

Годовой план работы школьной библиотеки на 2012 2013 учебный год Задачи школьной библиотеки
...

Библиотека (медиатека) в 2012-13 уч г
Самая важная миссия школьной библиотеки приобщение к чтению, формирование читательского вкуса, воспитание читателя. Чтобы он, читатель,...

Рабочая программа по основам проектной деятельности 5 класс
Настоящая программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса «Основы проектной деятельности»

Доклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...

План работы школьной библиотеки на 2013-2014 г. Задачи библиотеки
Беседа на тему: «Навстречу приключениям»о творчестве Р. Л. Стивенсона. Беседа «Толковый словарь Владимира Ивановича Даля»

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru