Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Методическое пособие для библиотечных работников Содержание Предисловие. Что такое «медиатека»

Методическое пособие для библиотечных работников Содержание Предисловие. Что такое «медиатека»



страница1/5
Дата публикации24.02.2017
ТипМетодическое пособие
100-edu.ru > Информатика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


Медиатека в библиотеке
Методическое

пособие для библиотечных работников

Содержание

Предисловие. Что такое «медиатека»? 3

Медиатека: как ее понимают во Франции. 7

А как у нас с медиатеками? 16

Как создать медиатеку? 35

Заключение 53

Использованная и рекомендуемая литература 55



Предисловие. Что такое «медиатека»?



Печатное слово давно уже не является единственным источником информации и, соответственно, знания. В 20 веке ему в дополнение пришло понятие «мультимедиа», т.е. сочетание текстовой, визуальной и аудиоинформации. Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда). Да и фонды традиционных библиотек все больше и больше пополняются нетрадиционными носителями информации, часть которых в библиотеках же и создается.

Слово «медиатека», как и «библиотека», сложносоставное. Оно включает в себя два слова «медиа» и «тека».
Древнегреческое слово «тека» означает «хранилище», «массив каких-либо предметов», «помещение для хранения этого массива». Не менее древнее греческое слово «библион» переводится как «книга», понимая в расширительном значении: библиотека этимологически не только собственно книгохранилище, но и хранилище журналов, газет, кассет, дисков - словом, всех видов документов, составляющих библиотечный фонд. «Медиатека» - более позднее словообразование. Латинское слово media означает «средства», «способы». Новый словарь иностранных слов приводит два общепринятых значения этого слова: Медиа - от английских слов mass media - средства массовой информации в т.ч. Интернет, то же, что массмедиа). «Медиа» - первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к средствам массовой информации, напр.: медиабизнес, медиапрограмма, медиасоюз, медиатека, метафорум.

Термин «медиатека» возник в нашем языке сравнительно недавно, и различные специалисты толкуют его по-разному. При этом возникают существенные различия не столько в словарном значении, сколько в представлении о том, что включает в себя понятие «медиатека».

Авторы публикаций по рассматриваемой теме, например Е. Ястребцева (одна из первых разработчиков проекта школьной медиатеки), определяют медиатеку как «предметно-информационную среду», позволяющую работать с любого вида информацией, на любом носителе - в виде книги, аудио, видео, компьютера и др.».

В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного – до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет.

Иногда (как, например, в Штутгарте), медиатеки входят в состав библиотечных систем, иногда (как, например, во Франции) создаются отдельно и становятся новыми культурными центрами городов и регионов.

В нашей стране, понятие «медиатека» в основном ассоциируется со школьной библиотекой по примеру США, где эти понятия уже являются синонимами. Уже проявились два основных варианта организации медиатек в наших школах. Первый: библиотека – информационный центр, частью которого является медиатека. Второй: медиатека как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении учителей информатики. Есть еще Шведский вариант, который почти не используется в нашей стране, возможно, потому, что не описан в литературе. Смысл его заключается в том, что школа экономит на помещении для медиатеки и количестве компьютеров, размещая по соседству библиотеку с фондом на всех видах носителей и компьютерный класс. Требования к библиотекарям в этом варианте предъявляются достаточно высокие, т.к. в основном они преподают в школе компьютерную и информационную грамотность.

Поскольку тема организации медиатек является достаточно актуальной, а для нашей страны и довольно новой, то с января 2006 г. в Российской государственной библиотеке предпринято издание журнала «Медиатека» (сейчас называется «Медиатека и мир»), посвященного опыту медиатек, медиаресурсам и медиатехнологиям во Франции и России. Журнал цветной, объем его - 44 стр., формат А4. В журнале публикуются: переводы статей российских и французских авторов по проблемам медиатек, медиаобразования, информационной грамотности, информационного общества, равенства прав на свободный доступ к информации, и др. Раскрываются основные термины, связанные с новыми технологиями и работой медиатек в России и за рубежом. Представляется продукция медиаиздательств, современные медиаресурсы, полезные для библиотек. Раскрываются инновации в организации работы медиазалов в публичных библиотеках и самостоятельных медиатек во Франции и в России, новые информационные и мультимедийные технологии в библиотечном деле.

Медиатеки, как новый тип библиотечного подразделения были представлены на выставке «Год чтения», которая проходила в июле 2007 г. на территории Всероссийского выставочного центра в Москве.

В рамках данного пособия мы не будем разбираться в научных спорах о правомерности самого термина «медиатека» и о том как понимать это слово, а также не будем останавливаться на школьных медиатеках. Все эти вопросы подробно освещены в литературе, список которой приводится в конце. Мы покажем опыт Франции как страны-родоначальника медиатек и попробуем понять как французы понимают медиатеку, а также приведем опыт российских коллег по организации медиатек. Возможно французский или российский опыт помогут вам создать собственные медиатеки.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для сельских библиотек
Словарь, как форма, получила самое широкое распространение. Настоящий словарь призван служить справочным пособием широкому кругу...

Учебно-методическое пособие по английскому языку Предисловие
Методическая разработка предназначена для студентов IV курса очного и заочного отделений филологического факультета. Целью является...

Учебно-методическое пособие Брянск 2014 Дмитроченкова О. А. Правовое...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальностям 050141 «Физическая культура» и050142...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...

Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета

Информационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск,...

Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А

Основные приемы сжатия текста
Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Обучение учащихся...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru