Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Анализ работы школьной библиотеки за 2013 2014 учебный год

Анализ работы школьной библиотеки за 2013 2014 учебный год



Дата публикации17.05.2015
ТипАнализ
100-edu.ru > Информатика > Анализ
Анализ работы школьной библиотеки

за 2013 – 2014 учебный год.
Школьная библиотека — это первый информационный центр для обучающихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, отбора, оценки и сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.

  Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.

Формирование и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.

Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.

Развитие содержательного общения между пользователями, развитие творческого потенциала, воспитание культуры общения.

Воспитание бережного отношения к книге.

Школьная библиотека работала по привлечению учащихся к систематическому чтению, оказывая помощь в выполнении программы обучения и воспитания школьников. Большое внимание уделялось пропаганде литературы по краеведению, нравственному, военно-патриотическому воспитанию.
I. Состояние книжного фонда.
Общий фонд библиотеки составляет 11836 экз.

Из них:

Фонд художественной и отраслевой литературы – 5008 экз.,

цифровые образовательные ресурсы – 180 экз.;

учебная литература - 6648 экз.

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. За истекший учебный год фонд художественной и отраслевой литературы пополнился 17 книгами и 5 экземплярами интерактивных учебных пособий.

Расстановка фонда осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек. Книги для учащихся начальной школы разбиты на группы «Книги о природе», «Стихи, рассказы, сказки», «Интересное в журнале прочти», «Книги серии иллюстрированная классика для детей»

Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале. В этом же году была проведена проверка фонда книг, состоящих на инвентарном учете

Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка учебников произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека. Устаревшие по содержанию учебники были списаны и удалены из фонда, проведен анализ фонда невостребованных учебников.

Оформлен заказ на новые учебники на 2014-2015 учебный год для учащихся начальной школы и учащихся 5-х классов в рамках перехода образовательного учреждения на ФГОС в количестве 819 комплектов на сумму 260 тысяч рублей. Формирование заказа осуществлялось совместно с учителями, руководителями ШМО и администрацией школы.
В целях профилактики сохранности учебников, проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, при осуществлении проверок по сохранности учебников. В конце учебного года  по графику проходит сдача учебников по классам.

Раздел электронных ресурсов в школе насчитывает 160 дисков по предметам, 20 видеокассет. Они используются школьниками среднего и старшего звена, учителями-предметниками для более углубленного знания изучаемого предмета, для проектирования, для подготовки к школьным и городским мероприятиям. Пользователи получают диски для просмотра их дома, в компьютерном классе или самой библиотеке. Диски, как и книги, выдаются по формулярам.
II.Содержание и организация работы с читателями.

В 2013-2014 учебном году показатели читательской активности остаются на среднем уровне. Это объясняется тем, что фонд художественной литературы пополняется в малом количестве, а содержание имеющихся книг не всегда отвечает запросам читателей, мало справочной литературы, художественной литературы современных авторов, и все чаще дети обращаются не к книге, а к цифровым источникам информации. Очень часто и при выполнении запросов учащихся приходится обращаться к компьютерным поисковым системам. Большим спросом пользуются словари и энциклопедии (Большая Российская энциклопедия, Великие россияне, справочники по истории)

В истекшем учебном году из 280 учащихся читателями библиотеки стали 277 детей.

Книговыдача составила 2670 экземпляров,

Число посещений – 2210.

Средняя читаемость – 9,6

Посещаемость – 7,9

Высокая читательская активность наблюдается среди учащихся начальной школы 1-4 класс, в среднем звене это ученики 5-6 классов.

Классный руководитель 4 класса Чуйкова О.Н всегда дает интересные задания детям, при этом их выполнение достигается посредством имеющейся информации в библиотеке, дети кропотливо изучают книги, для нахождения ответа на вопросы. Дети активно изучают информацию о растительном и животном мире нашего края и страны в целом, учатся отбирать материалы для подготовки сообщений на уроках окружающего мира, литературного чтения.

Самым читающим классом можно назвать 3а класс, здесь дети читают очень вдумчиво, могут осмыслить прочитанное и активно делятся с другими детьми полученной информацией, очень часто в библиотеку они приносят и личные книги, предлагая прочитать своим одноклассникам. Читательский интерес третьеклассников привлекают книги серии «Иллюстрированная классика для детей», многие из них, прочитав книгу этой серии, читают и более полные издания произведений. Среди самых активных читателей можно назвать Вьюгову В., Жестовских А., Батищеву А., Глушкова Н., Разинкину Д., Шайдулину У., Барбашину П.; прочитав книгу, эти дети активно ее рекламируют среди одноклассников.

Среди учащихся 1-2 классом спросом пользуются периодические издания. Красочность, доступная информация журналов привлекают детей, активно они читают и детские книги серии «Искатель».

Среди учащихся 7-9-х классов основные запросы на литературу поступали в рамках школьной программы. Учителя русского языка и литературы Ожгихина Н.В., Немкина М.В., учитель истории Плигина И.Н. постоянно задают такие задания, которые можно выполнить, просмотрев массу литературы, в том числе не одну энциклопедию.

Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов происходит в сентябре, дети которые уже умеют читать приходят в библиотеку за детскими книгами. Здесь приходится направлять ребенка на выбор книги, подбирать литературу в соответствии с умениями и навыками чтения. Дети знакомятся с правилами поведения в библиотеке, правилами пользования книгой.

Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя. Учителя же интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями, обращаются в библиотеку за дополнительным материалом для проведения уроков истории, православной культуры, литературы

III. Справочно-библиографическая работа

Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители. Был подобран цикл стихотворений к различным праздникам, составлены библиографические списки литературы в помощь классным руководителям по безопасности дорожного движения, по гигиене и здоровому образу жизни. Проводятся рекомендательные беседы при подготовке детей к различным конкурсам, написании рефератов, сообщений.
IV. Пропаганда чтения как форма культурного досуга.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки к юбилейным и знаменательным датам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются – «О России с любовью», «Все о тебе, любимый мой Оскол!», «неповторимый мир природы», «Истоки мудрости и веры», «Мир, в котором я живу»

Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Сказочный праздник Новый год», «Чудесный праздник Рождества», «Светлая Пасха», «На страже Отечества», «Мама, мамочка, мамуля», «Свет разумения книжного», «Эхо войны», «Бесценный дар здоровья береги».

Широкой популярностью пользовались выставки к неделе русского языка и литературы в школе «Как наше слово отзовется», ко дню Науки в школе «От мечты к открытию», учащиеся 5-7 классов активно участвовали в беседе, задавали вопросы, сами пытались найти ответы на них из книг с выставки.

Постоянно обновляется информация на стендах «Русь православная», где размещаются материалы к православным праздникам и проводятся беседы; «Помни, знай и выполняй!» - стенд по безопасности дорожного движения, правилах поведения в различных ситуациях.

Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году читатели познакомились с творчеством: Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, И.А.Крылова, Ю.Коваля, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Н.В.Гоголя. С радостью дети отправлялись в путешествие по страницам книг А.С.Пушкина, П.П.Бажова, Н.Н.Носова, А.П.Гайдара.

Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) используются разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, викторины, праздники и т. д.

Что можно особо отметить?

  • Экскурсия в библиотеку «Знакомство с библиотекой» - 1 класс;

  • «Зеркало времени» обзор книг исторического содержания, книг о Великой Отечественной войне - 6-7 класс;

  • «Читаем, играем, инсценируем» - урок-театр по творчеству И.А.Крылова, 5-е классы;

  • «По следам героев Н.Носова и В.Драгунского» - игра-кроссворд

  • «Чудо имя, которому книга»- беседа - 3 класс

  • «Певец добра, любви и жизни» - литературная гостиная по творчеству Ф.И.Тютчева – 9 класс

  • Цикл бесед и выставка «Игры, удивляющие мир» - об истории Олимпийских игр

  • «Мир Гоголя» - презентация по творчеству Н.В.Гоголя - 8 класс

2013 год - год охраны окружающей среды, 2014 год - год культуры в России, поэтому в течение всего учебного года все мероприятия были так или иначе связаны с этими двумя датами. Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
V. Методическая работа

Библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении мероприятий, классных часов, предметных недель. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Школьная библиотека прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.

VI. Работа по организации книжного фонда и каталогов.

1. Работа с учебниками:

В сентябре выдан школьный комплект учебников на 2013- 2014 учебный год. Малый процент обеспеченности учебниками составляют такие предметы, как ОБЖ, информатика, музыка, изобразительное искусство, недостающее количество учебников восполняется за счет взаимообмена с другими школами

В мае прошла сдача школьных учебников учащимися.

2. Оформлена подписка на периодические издания на 1 и 2 полугодия 2014 года, хотелось бы расширить ассортимент журналов для детей.

3. Велась работа с фондом:

Проверка расстановки книжного фонда и перестановка его в соответствии с таблицами ББК;

Работа с читательскими формулярами.

4. Работа с отчетами:

Составлен отчет об обеспеченности школьными учебниками за 2013-2014 учебный год.

Оформлен заказ на учебники на 2014-2015 учебный год.

Постоянно пополняется база библиотечной программы MARK-SQL

VII.Работа по самообразованию:

Использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт школьных библиотекарей, посещаю семинары, заседания МО школьных библиотекарей

В мае 2014 года прошла курсы повышения квалификации по программе «Основные направления деятельности школьной библиотеки в условиях модернизации системы общего образования» в МБОУ ДПО (ПК) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Задачей на новый учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых компьютерных технологий

    Анализируя работу школьной библиотеки за 2013/2014 учебный год, можно сделать следующий вывод:

    Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в сопровождении образовательного процесса. Осуществлялся подбор литературы, стихотворений, дополнительной информации; оформлялись книжные выставки.

Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати.      Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2014/2015 учебном году:

1. Снизилась читательская активность у обучающихся, книгу заменило использование интернет-ресурсов

2. В фонде содержится литература, не имеющая спроса.

Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:

1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания.

2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

3. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.

4. Формировать эстетическую, экологическую, духовную культуру и интерес к здоровому образу жизни.

5. Проводить работу по обновлению стендов и стеллажей

Общие выводы и предложения:

1.Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.

2.Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.

3.Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.

4.Библиотека нуждается в пополнении фонда учебной литературы.

5.Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
Исполнитель:

заведующая библиотекой

Быкова Т.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План работы школьной библиотеки Шуманской сош на 2013-2014 учебный...
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий

Анализ работы школьной библиотеки мкоу верхнебемыжская основная школа за 2013 -2014 учебный год
Специфика школьной библиотеки в то, что её посещают читатели разного возраста. К каждому нужен свой подход, ведь чтение – процесс...

Годовой план работы школьной библиотеки на 2012 2013 учебный год Задачи школьной библиотеки
...

Анализ работы школьной библиотеки мбоу увельская сош №2 (Советская -38) За 2013 2014 учебный год
...

План работы школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год. I. Основные задачи библиотеки
Образовательная поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе

Анализ-отчет работы школьной библиотеки маоу сош №75 за 2013-2014 учебный год
...

Анализ работы библиотеки за 2013/14 учебный год
Работа библиотеки в 2013/14 гг проводилась в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы школы и библиотеки,...

Анализ работы библиотекаря педагога Ивановой М. В. за 2013-2014 учебный год
Главной целью работы школы и библиотеки является воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной к жизни (образованный,...

План работы школьной библиотеки на 2013 2014 учебный год
...

План работы Гимназии на 2013-2014 учебный год Чишмы 2013 г
I. Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за прошедший год и основные задачи на новый учебный год

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru