Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Рабочая программа курса «Природоведение»

Рабочая программа курса «Природоведение»



Дата публикации31.05.2017
ТипРабочая программа курса
100-edu.ru > География > Рабочая программа курса


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Природоведение» составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по природоведению. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2013-2014учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области».

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, 2010

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2010

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Альбом-задачник). – М.: Дрофа, 2010

  • Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М.: Классик Стиль, 2010

  • Сивоглазов В.И., Кириленкова В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний. – М.: Дрофа. 2010

  • Атлас + контурные карты

Важными формами деятельности учащихся являются:

  1. Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  2. Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др. В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах (2-5 человек);

  • Проектная работа;

  • Подготовка рефератов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.


Результаты обучения:

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений и постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени. Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях.

Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественно - научного характера.

Подготовка кратких сообщений с использованием естественно – научной лексики и иллюстративного материала.

Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества, самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний:

Срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы, фронтальный и индивидуальный опрос, отчеты по практическим и лабораторным работам, творческие задания. Для контроля знаний можно использовать методическое пособие Л.А. Бердичевской, Н.И. Сонина.

Методические особенности изучения предмета:

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии. Презентация творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.

Методические особенности изучения предмета:

Примерной программой по природоведению в 5 классе предусмотрено 70 часов (2 часа в неделю). Тематическое планирование составлено мной из расчета 68 часов (34 учебных недели). При составлении тематического планирования учтены рекомендации ИРО по планированию уроков в 5 классе.

В теме «Вселенная» добавлен 1 час из резервного времени, т.к. считаю необходимым внести вопрос «Галактики. Световой год. Многообразие галактик» для общего развития учащихся.

В теме «Земля» добавлено 2 часа резервного времени для работы с таблицей по горным породам, минералам и полезным ископаемым. Изучение простых и сложных веществ выделено отдельным уроком, т.к. этот вопрос вызывает затруднение при изучении курса химии и учащиеся часто в нем допускают ошибки. Практическая работа «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян» вынесена из темы «Жизнь на Земле» в тему «Земля», т.к. при изучении свойств воды провести ее удобнее здесь. Кроме того, в этой теме при изучении материков считаю целесообразным провести практическую работу с контурными картами.

В теме «Жизнь на Земле» добавлен еще 1 час резервного времени, чтобы клеточное строение организмов изучить отдельно от разнообразия клеток, т.к. я считаю целесообразным добавить в этот раздел практическую работу «Строение клетки» для большей наглядности и привития интереса к предмету.

Второй час добавлен в тему для изучения в ознакомительном плане природных зон Земли для общего развития учащихся.

Тема «Человек на Земле» изучается за 14 часов вместо 15, т.к. она ближе к жизни и обобщение по теме и контрольную работу можно совместить на заключительном уроке.

Итоговое количество практических работ приравнивается 17 при наличии компьютера на уроке и дома, поиск информации в сети Internet.
Тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические

работы

Контрольные

работы

1

Тема 1. Изучение природы.

3

3

1

2

Тема 2. Вселенная.

15

2

1

3

Тема 3. Земля.

20

6

1

4

Тема 4. Жизнь на Земле.

16

1

1

5

Тема 5. Человек на Земле.

14

5

1




Итого:

68

17

5

Оценочные практические работы:

  • Пр/р № 2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Конструирование простейших измерительных приборов;

  • Пр/р № 6. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ;

  • Пр/р № 7. Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости);

  • Пр/р № 9. Наблюдение погоды: измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра;

  • Пр/р № 13. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии).

Календарно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

К/р

Дата по факту

I

Изучение природы

3

3

1




1

Изучение природы человеком. Естественные науки.




Пр/р № 1.Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.







2

Методы изучения природы.




Пр/р № 2. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Конструирование простейших измерительных приборов (с оценкой).







3

Великие естествоиспытатели.




Пр/р № 3. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.







II

Вселенная

15

2

1




1

Как древние люди представляли себе Вселенную.













2

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.













3

Н.Коперник и его модель Вселенной.













4

Дж.Бруно и Г.Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.













5

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.













6

Планеты-гиганты и маленький Плутон.













7

Спутники планет.













8

Астероиды. Кометы.













9

Метеоры. Метеориты.













10

Мир звезд. Солнце – ближайшая к нам звезда.




Пр/р № 4. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.







11

Многообразие звезд.













12

Созвездия.




Пр/р №5. Работа с подвижной картой звездного неба.







13

Галактики. Световой год. Многообразие галактик.













14

Обобщающий урок по теме: «Вселенная».













15

Контрольная работа №1 по теме: «Вселенная».













III

Земля

20

6

1




16

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.













17

Возникновение Земли.













18

Внутреннее строение Земли.













19

Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.













20

Вещества и смеси.




Пр/р № 6. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ (с оценкой).







21

Вещества простые и сложные.













22

Явления природы. Физические явления.




Пр/р № 7. Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости), (с оценкой).







23

Химические явления.




Пр/р № 8. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).







24

Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.













25

Суша. Евразия. Африка. Северная Америка.













26

Суша. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.













27

Атмосфера Земли.













28

Погода. Климат.




Пр/р № 9. Наблюдение погоды: измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра (с оценкой).







29

Облака. Типы облаков.




Пр/р № 10. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких).







30

Ураганы, смерчи.













31

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. Соленость воды.













32

Воды суши. Подземные воды.




Пр/р № 11.Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.







33

Уникальность планеты Земля.













34

Обобщающий урок по теме: Земля».













35

Контрольная работа №2 по теме: «Земля».













IV

Жизнь на Земле

16

1

1




36

Развитие жизни на Земле.













37

Животные прошлого.













38

Клеточное строение организмов.













39

Разнообразие клеток.













40

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.













41

Многоклеточные организмы.




Пр/р № 12. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев).







42

Беспозвоночные и позвоночные животные.













43

Среды обитания. Наземно-воздушная среда. Приспособления к ней.













44

Водная среда. Приспособления к ней.













45

Почвенная среда. Приспособления к ней.




.







46

Жизнь на разных материках. Евразия. Африка. Северная Америка.













47

Жизнь на разных материках. Южная Америка. Австралия. Антарктида.













48

Природные зоны Земли.













49

Жизнь в морях и океанах.













50

Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле».













51

Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь на Земле».













V

Человек на Земле

14

5

1




52

Происхождение человека. Древние предки.













53

Жизнь наших предков.













54

Истории географических открытий. Открытие Америки.













55

Открытие Австралии и Антарктиды.













56

Великие путешественники-первооткрыватели.













57

Как человек изменил Землю.













58

Кислотные дожди. Озоновые дыры. Парниковый эффект.













59

Жизнь под угрозой.




Пр/р № 13. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии) (с оценкой).







60

Опустынивание Земли, его причины.













61

Меры сохранения жизни на Земле.




Пр/р № 14. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки).







62

Здоровый образ жизни и вредные привычки.




Пр/р № 15. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение своего развития с возрастными нормами.







63

Безопасное поведение человека в природе.




Пр/р № 16. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.







64

Ядовитые растения и животные.




Пр/р № 17. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.







65

Обобщающий урок по теме: «Человек на Земле».













66

Контрольная работа №4 по теме: «Человек на Земле».













67

Повторение













68

Повторение
















ВСЕГО:

68

17

4







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Природоведение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по природоведению (5 класс). Пояснительная записка...
Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5 класса составлена на основе

Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,...

Рабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие»
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,...

Рабочая программа курса «Природоведение»
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 5-11 классы....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка
«Природоведение» автора А. А. Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы....

Иванова Т. В. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику...
Валгусской основной общеобразовательной школы «Социокультурный центр» – Большебакалдская основная общеобразовательная школа

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru