Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Тульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно-методической работы Библиотеки и экологическое просвещение населения Методические рекомендации Тула, 2013 ббк 78.

Тульская областная универсальная научная библиотека Сектор научно-методической работы Библиотеки и экологическое просвещение населения Методические рекомендации Тула, 2013 ббк 78.



страница1/4
Дата публикации10.12.2014
ТипМетодические рекомендации
100-edu.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Тульская областная универсальная научная библиотека

Сектор научно-методической работы

Библиотеки и экологическое просвещение населения

Методические рекомендации



Тула, 2013

ББК 78.32

Б-59

«Библиотеки и экологическое просвещение населения»: (методические рекомендации) / сост. : М.В. Лунева, Л.Л. Леонова; ГУК «ТОУНБ», Сектор научно-метод. работы. – Тула, 2013. – 21с.

Содержание


Введение……………………………………………………………4 стр.

Духовно-нравственное воспитание – залог формирования……5 стр.

экологического сознания
Библиотека в системе экологического просвещения……………5 – 9 стр.
Формы и методы работы библиотек в системе

экологического просвещения……………………………………10 – 14 стр.
Заключение………………………………………………………14 – 15 стр.
Полезная информация……………………………………………16 – 22 стр.

Приложение № 1: Презентация слайдов «День Земли»

Введение

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Экологическая проблема имеет многовековую историю, однако обострилась она со второй половины XIX века по мере индустриализации планеты. Разрушительные последствия технического прогресса поставили человечество перед необходимостью решения экологических проблем как условия выживания цивилизации и сохранения биологического разнообразия. Проблема выживаемости человека в условиях острейшей экологической напряжённости волнует сегодня не только учёных, но и мировую общественность, во многих странах она поставлена на самый высокий государственный уровень. В России этот вопрос также вызывает глубокую тревогу. Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды в Российской Федерации. Правительством РФ 27 декабря 2012 года была утверждена государственная программа - «Охрана окружающей среды на период до 2020 года», в которой заложены базовые ориентиры и финансирование работ по сохранению экологии, ликвидации ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью. В рамках программы реализуются такие основные направления, как регулирование качества окружающей среды, сохранение биоразнообразия, обеспечение научных исследований в Антарктике, а также повышение уровня государственного надзора и государственной экспертизы в области охраны окружающей среды. Кроме того, планируется реализовать мероприятия по федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Планируется привлечь не только федеральных ресурсов, но и средств субъектов Российской Федерации и частных ресурсов - около 100 млрд. рублей.

Экологическое просвещение населения является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек Тульской области. Цель данного пособия - создание целостной системы экологического просвещения в библиотеках - как одного из путей решения проблемы формирования экологической культуры, вовлечения населения в дело улучшения ситуации в области, районе и каждом селе. Библиотеками накоплен большой опыт в различных направлениях экологического просвещения. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта и основная цель деятельности библиотек по экологическому просвещению – это обеспечение доступности экологической информации, привлечение внимания местного сообщества к экологическим проблемам региона, воспитание экологической культуры.
Духовно-нравственное воспитание –

залог формирования экологического сознания

Ни для кого не секрет, что причина современного кризисного экологического состояния заключается не только в самой разрушительной деятельности человека, она является лишь следствием исторически укоренившегося мировоззрения. Понимая первостепенность гуманитарных основ экологического просвещения, библиотеки активно включились в разработку такой сложной и неоднозначной темы, как духовно-нравственное воспитание, поднимают вопросы экологической этики. Первое и главное орудие библиотекаря – книга. Начинать любое дело всегда лучше, опираясь на классические произведения, на труды учёных, философов, изучивших проблематику.

«Земля наш общий дом» – урок Лихачёва для читателей старшего школьного возраста. В этом небольшом философском эссе автор воссоздаёт необычный образ Земли как носительницы огромных ценностей мировой культуры. Лихачёв как философ прекрасно понимал, что природа и культура - звенья одной цепочки. Культура в изначальном её смысле не должна противостоять природе и её законам. Он сравнивает Землю с летящим в космосе Эрмитажем.

Цель экологического просвещения – формирование активной позиции. Какова конечная цель экологического просвещения? Формирование экологической культуры и экологического сознания – цели важные и вместе с тем глобальные. Вовлечение населения в конкретную природоохранную деятельность. Поэтому совместная эколого-практическая деятельность вне возрастов очень «демонстративна» с просветительской точки зрения. Примеров проведения библиотекой различных дней уборки мусора, посадки деревьев, акций по приготовлению кормушек, заботе о речке, роднике, роще и т.д. множество. Идея её вовлечения в культурно-экологическую жизнь родного города, посёлка, района не нова и успешно реализуется во многих уголках России. Надо отдать должное библиотекам: они являются активными участниками процесса экологического просвещения, взаимодействующими с различными природоохранными организациями, и иногда становятся единственным связующим звеном между государственными учреждениями и бизнес-структурами и населением.

Библиотека в системе экологического просвещения
Большинство людей, к сожалению, не в полной мере отдают себе отчет в том, что происходит в экологии нашей планеты. События последних лет - экологические катастрофы, загрязнения воздуха, вырубка лесов, заставили библиотеки по-новому взглянуть на себя и свои возможности в системе экологического просвещения. Мировым сообществом признано и практикой подтверждается, что в решении экологических проблем, которые встали перед человечеством во второй половине XX века, огромное значение имеет правильно организованное образование и просвещение населения планеты в области окружающей среды. Большое значение для развития экологического образования, просвещения и воспитания населения России в текущем десятилетии имеет Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», в котором расписана деятельность всех структур исполнительной власти, начиная с Правительства РФ, по развитию в стране экологического образования, просвещения и воспитания.

Роль библиотек в экологическом просвещении, образовании и воспитании населения всех возрастов уже сейчас трудно переоценить, но она будет возрастать по мере развития заинтересованного последовательного партнерства. Почему важна именно роль библиотек? Да потому, что библиотека - это собрание информационной базы. Больше ни одно учреждение культуры этого не имеет. Библиотека важна тем, что в этом учреждении есть грамотные, с высшим образованием люди, которые готовы стать носителями экологической информации. Вот эти компоненты и делают библиотеку безальтернативным элементом в системе экологического просвещения. Необходимо добиваться, чтобы каждая библиотека, и каждый библиотекарь осознал необходимость этой работы. Речь идет о профессиональном обслуживании читателей по этой тематике. Основные направления работы библиотек:

  • развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения, считающими это направление престижным для формирования имиджа компании;

  • работа по целевым проектам, комплексным программам;

  • непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;

  • научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.

Для более эффективной и качественной работы библиотекам необходимо активизировать свою деятельность в области массового распространения экологических знаний и здорового образа жизни:

  • раскрыть интересней и ярче свои фонды;

  • постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;

  • обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;

  • изучать экологические проблемы своего района, города;

  • расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;

  • развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.

Несмотря на некоторые проблемы, работу по экологическому просвещению можно сделать более разнообразной и целенаправленной благодаря именно программной деятельности, в которую необходимо включать не только районные, но и сельские библиотеки. Программы по экологической работе должна содержать циклы познавательных экскурсий, экологические интеллект-игры, специальные занятия по экологии, встречи с интересными людьми, участие в народных праздниках.

Как показывает практика, эффективно работать по экологическому просвещению населения невозможно без взаимосвязи, тесного сотрудничества с природоохранными организациями, фондами, предприятиями, частными лицами. Поэтому в ходе деятельности по экологическому просвещению библиотеки должны координировать свою работу с разными специалистами: отделами культуры и отделами природных ресурсов и охраны окружающей среды администраций муниципальных образований, инженерами-экологами, писателями-краеведами. Особое внимание необходимо уделять внешнему облику библиотек. Известно, что «театр начинается с вешалки», а библиотека? С придомовой дворовой территории. Заботясь о своем внешнем облике, создавая цветники, клумбы, кустовые посадки вокруг библиотеки мы тем самым даем нашим читателям первый урок по формированию экологической культуры.

Одной из важных задач библиотек Тульской области является воспитание понимания ценности природных богатств, любви к живой природе, стремление охранять окружающую среду и бережно относиться к своему здоровью. Поэтому все мероприятия, а также формы работы и сотрудничества должны быть направлены на то, чтобы заставить читателей задуматься над этими проблемами и найти правильное решение.

Основные группы пользователей библиотек по направлению экологического просвещения - это школьники, учителя, студенты. Но библиотеки должны информировать и взрослое население. Очень эффективной формой работы для данной категории читателей являются не совсем традиционные формы проведения мероприятий по экологии – это районные экологические акции или экологические виртуальные фотовыставки, видео-презентации, эколого-этнографические экспедиции, заочные познавательные путешествия, экологические лектории и др.

В основе информационной и просветительской деятельности библиотек лежит координация с государственными и общественными организациями, работающими в области экологии. Социальное партнерство с различными фондами, неправительственными организациями, учреждениями и предприятиями городов и поселков можно использовать для реализации различных проектов и программ экологической направленности. Проекты должны быть направлены на содействие формированию нравственных основ экологической культуры подрастающего поколения. Одно из основных направлений таких мероприятий – активизация деятельности различных учреждений по формированию у населения бережного отношения к природной среде.

Например, в рамках проекта «Мир экологии в мире просвещения: экологическая культура в интересах устойчивого развития» оформить подписку на журналы «Экология человека», «Экология производства», «Экология в школе»; провести рекламную акцию «Это наш мир - и нам его беречь» с целью привлечения горожан к очистке прилегающей территории и высадке кустов, цветов.


Мы представляем Вашему вниманию в качестве примера проект тематической программы «Экология и библиотека», которую можно дополнить и развить с учетом конкретной библиотеки.

Цель данной программы: экологическое воспитание молодёжи, всемерное содействие формированию активной жизненной позиции.

Задачи программы:

  • максимальное предоставление информации по экологии Тульского края и района, города, поселка…. пользователям библиотеки;

  • проведение мероприятий экологической тематики;

  • тесное сотрудничество с отделами культуры и отделами природных ресурсов и охраны окружающей среды администраций муниципальных образований, писателями-краеведами.

Содержание программы:

организация открытых просмотров литературы и документов по проблемам экологии;

проведение круглых столов, бесед, обзоров у выставок по вопросам экологии; освещение вопросов экологии в прессе и через мероприятия районного, общегородского, поселкового уровня.

Социальный эффект:

Глубина экологического вопроса, дискуссионность его обсуждения, разнообразие форм проведения мероприятий позволит всему населению района, города, поселка, а в частности молодёжи, более серьёзно подойти к теме охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Мероприятия программы:

- Семинар «Роль и участие учреждений культуры и образования в пропаганде экологических знаний»;

- Библиотечный пикник «Войди в природу с чистым сердцем»;

- День библиографии «Экологические лабиринты фонда»;

- Час экологии «По страницам книг в страну природы»;

- Удивительная флористика (цикл мероприятий):
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации г. Тула, 2014 ббк 78. 32 М 90
Муниципальные библиотеки и местное самоуправление : методические рекомендации / сост. Л. Л. Леонова, Л. В. Сидорова; гук «тоунб»,...

«Библиотека и читатель в ракурсе социологии» (Из опыта работы библиотек...
Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А. И. Герцена

Секция научно-методической работы
Четверикова С. В., гл библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела гук «Кемеровская областная научная библиотека...

Проблемы практики комплектования: стратегия преодоления, переход...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 1—5 октября 2012 г. / Российская национальная библиотека, Воронежская...

Смирнова Е. К. Деятельность центров общественного доступа, работающих...
Ленинградской области в 2013 году: из опыта работы библиотек / Государственное казенное учреждение культуры «Ленинградская областная...

Каталог ресурсов Интернет
Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького. На сайте предоставлены ссылки на ресурсы Интернет

Отдел научно-исследовательской и методической работы Создадим страну читателей!
Пермская государственная ордена Почёта краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького

Кемеровская областная научная медицинская библиотека Информационно-библиографический отдел
Выпуски экспресс-информации «Акушерство» за текущий и предыдущие годы выставлены на сайте Кемеровской областной научной медицинской...

Волгоградская областная универсальная научная
«открой дневник – поймай время» – миниатюра Волгоградской лаборатории современного театра

Бюллетень новых поступлений научная библиотека октябрь-декабрь 2013 год
Описание изданий в Бюллетене систематизировано по рубрикам и шифрам ббк, внутри – по алфавиту авторов и заглавий

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru