Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Уроке географии по теме: "Природные комплексы Восточной Сибири". Урок может быть представлен двумя вариантами проведения. 1 вариант: на уроке используются сведения

Уроке географии по теме: "Природные комплексы Восточной Сибири". Урок может быть представлен двумя вариантами проведения. 1 вариант: на уроке используются сведения



Дата публикации05.02.2015
ТипУрок
100-edu.ru > География > Урок

Проектная деятельность на уроке географии по теме: "Природные комплексы Восточной Сибири".

Урок может быть представлен двумя вариантами проведения. 1 вариант: на уроке используются сведения, приготовленные учителем, для оформления проекта на ватмане и его защита. 2 вариант: на уроке используются сведения в электронном виде для создания информационного проекта (презентации) по теме. Представленная презентация может послужить образцом и может быть использована на уроке учителем для объяснения нового материала или предложена учащимся для знакомства с новой темой.


Цель: познакомить учащихся с природными комплексами Восточной Сибири.

Задачи:

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы.

  2. Развивать познавательные способности учащихся через самостоятельную работу в группах.

  3. Развивать творческие способности, умение анализировать и систематизировать материал .

  4. Развивать коммуникативную культуру.

  5. Развивать рефлексивные способности через самооценку и взаимооценку.

Оборудование: учебники географии 8 класс «Природа России»; физическая карта России; атласы 8 класса по географии; листы ватмана- 4шт.; иллюстрации по теме «Природные комплексы Восточной Сибири»; клей 4 шт., фломастеры, маркеры; папки с заданиями, презентация "Природные районы Восточной Сибири".

Парты расставлены на 4 группы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места ( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры, клей, папки с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман).

Учащиеся распределяются на 4 группы.

Создание проблемной ситуации.

Учитель встречает учащихся следующими словами:

Добрый день, коллеги! Руководитель разведывательного управления поручил мне передать вам следующую информацию. Вы – наши самые лучшие агенты. Вся информация, которую вы собирали для нашего управления в течение учебного времени, была очень ценной и могла быть использована другими агентами, как образец. Поэтому наше Управление именно вам предлагает выполнить задание особой важности. У вас 4 команды. У каждой на столе – пакет с секретным заданием и все необходимое для его решения. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для осуществления секретной миссии – сбора информации.

После возвращения, вы должны будете отчитаться о выполнении задания.

Соперники оценят вас по следующим критериям:

- правильность изложения материала;

- полнота ответа;

-использование дополнительной информации;

- наглядность проекта;

- уважение к другой команде;

- время.

Время работы в команде – 15 минут. Время ответа – 5 минут.

Выберите старшего.

Время пошло! (Звучит музыка).

Учитель подходит к командам , консультирует.

1 команда.

На столе- ватман.

Задание в конверте: «Найти материал о природе полуострова Таймыр, подготовить проект на ватмане и рассказать».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе (сведения, приготовленные учителем).

3. Оформить проект ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).

4. Подготовить рассказ о природе полуострова Таймыр.

2 команда.

На столе – ватман.

Задание: «Найти материал о природе Якутии, подготовить проект на ватмане и рассказать».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).

4.Подготовить рассказ о природе Якутии.

3 команда.

На столе- ватман.

Задание в конверте: «Найти материал о Минусинской котловине, подготовить проект на ватмане и рассказать».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф –«Природные комплексы Восточной Сибири»

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).

4. Подготовить рассказ о Минусинской котловине.

4 команда.

На столе – ватман.

Задание: «Найти материал о природе Алтая, подготовить проект на ватмане и рассказать.»

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).

4. Подготовить рассказ о природе Алтая.

За две минуты до окончания срока учитель должен предупредить команды о том, что время заканчивается.

- Внимание! Время закончилось. Вызывается 1 команда секретных агентов для отчета.

-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.

Ответ команды по проекту, с показом по физической карте России.

- Спасибо, садитесь!

- Вызывается 2 команда. Слушаем ваше задание.

Ответ команды по тому же плану.

- Спасибо, садитесь!

- Вызывается следующая 3 команда.

- Прочитайте задание.

Ответы команды.

- Вызывается 4 команда. Ваш отчет!

- Спасибо, командам!

Подведение итогов, выставление оценок.

Спасибо за работу!

Природа полуострова Таймыр.

Полуостров Таймыр – одна из наименее освоенных территорий России. Препятствием освоению служили горы Бырранга с ущельями и склонами, по которым рассыпаны нагромождения угловых камней. Кроме гор преградой является и озеро Таймыр, которое протянулось на 200 км, и плавание по нему на лодке опасно.

Главным препятствием к освоению севера Таймыра является отсутствие кустарникового топлива, которое использует коренное население тундры.

И по сей день Таймыр имеет стада диких оленей. На полуострове есть один из самых крупных в России Таймырский заповедник. Здесь не только охраняются естественные ландшафты, не измененные человеческой деятельностью, но и проведена акклиматизация овцебыков – животных тундры Северной Америки.

На лето в тундру прилетает огромное количество водоплавающих птиц: гусей, гаг, гагар, черных казарок и др. Здесь они выводят птенцов, а к осени, окрепнув, умножившись численно, улетают на места зимовок.

Горы Бырранга окутаны тайной неизвестности. Здесь до сих пор обитают снежные бараны – ровесники мамонтов.

Еще недавно считалось, что на Бырранге нет ледников. Но обнаружили и ледники на вершинах Бырранги. А первый ледник был обнаружен неожиданно на высоте 900 м. над уровнем океана, он так и назван был – Неожиданный. Может быть, это остаток того древнего ледника, который продвигался к югу, а затем растаял. А может быть это современный ледник, и он начало нового ледникового похода на юг? Выяснить это необходимо.

Если проехать по тундре с юга на север, то можно увидеть явное изменение ландшафтов от еловых или лиственничных лесков вдоль рек, которые сменят кустарниковая тундра из кустистой березы, ольхи, карликовых берез и ив. К северу меньше кустарников и на самых северных участках тундры мхи и лишайники, в которых прячется карликовая ива. На полуострове Таймыр даже тундры не доходят до берега океана, а меняются они на каменистые участки, покрытые накипными лишайниками. Часто поверхность не имеет никакой растительности – это арктическая пустыня.

Исследовать самый северный район России отваживались самые смелые первопроходцы. Многие экспедиции закончились трагически. Присутствие в экспедиции женщины тем более вызывает удивление и уважение. Мария Прончищева – жена руководителя третьего отряда Великой Северной экспедиции В.В. Прончищева (с 1733 по 1736 гг). Отряд исследовал побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до Хатангского залива и побережье полуострова Таймыр.

В 1736 г. В.В. Прончищев тяжело заболел цингой и умер. Через 9 дней умерла от цинги Мария Прончищева. Их могилы находятся рядом. Нашел их в 1875 году геолог А.Л. Чекановский на берегу реки Оленек. В.В. Прончищеву было 33 года, а Марии 23 года. На берегу Прончищева на побережье моря Лаптевых есть бухта Марии Прончищевой.

О природе Якутии.

Якутия – самая большая республика России. И самая холодная. Именно здесь находится Полюс Холода Северного полушария – Оймякон. Здесь в Оймяконской впадине температура опускалась до -71 С. Находится город Оймякон на Оймяконском нагорье на высоте 700 м над уровнем моря в долине реки Индигирки. Окружено нагорье Верхоянским хребтом и хребтом Тас-Кыстабыт. Зимой в котловину стекает холодный воздух, накапливается там и еще более охлаждается при антициклональной погоде. При подъеме вверх по склону хребта температура повышается. Явление это известно как инверсия.

Известный исследователь Северо-восточной Сибири Сергей Владимирович Обручев, будучи в Оймяконе, застал в 1926 году две деревянные церкви, юрту священника, здания школы и больницы, дом судьи и 4-5 юрт местных жителей. Сейчас Оймякон – город с десятками жилых домов, клубом, больницей, школой. Когда Обручев приехал в Оймякон в начале ноября, то столбик термометра показывал -42 С.

«В ноябре лютовали морозы. Ртуть в термометре замерзла, а спиртового термометра не было!..»

Есть в Якутии поговорка: «В Якутии 11 месяцев зима, а остальное время – лето». Зима длинная, но человек переносит якутские морозы легче, чем тридцатиградусный мороз в Москве. Якутский мороз без ветра и не пронизывает до костей. Якуты всю зиму ходят в обычных валенках, полушубках, шапках. Слышно в мороз дыхание человека: водяной пар, мгновенно замерзая, опадает ледяной шуршащей пылью. Лето якутское длится с конца мая и до середины сентября. Погода бывает даже жаркой (до +35 С).

Зимой растения страдают от холода, а летом – от засухи. В Якутии есть участки степей с ковылем, лиственничная тайга. Другие хвойные породы не выдерживают ни холодов, ни вечной мерзлоты.

Реки в Якутии зимой взрываются. Это река, сдавленная с одной стороны толстым (до 2 м) льдом, а с другой – вечной мерзлотой, разрывает лед и выливается наружу, очень быстро застывая и образуя ледяной бугор – наледь.

Дорогами в Якутии являются реки. Летом они судоходны – Лена, Вилюй, Тунгуски, а зимой – это автодороги. По мощному льду движутся автомобили. Иногда, попадая в вырвавшуюся наружу воду, машина идет по льду, а колеса ее в воде. Но вода на морозе быстро превращается в лед, и тогда автомобиль замерзает в наледи.

Якутия – это алмазы, драгоценные минералы, которые добывают здесь в «кимберлитовых трубках». Указывает на трубку зеленоватого цвета порода – кимберлит. Откуда в Якутии, на древней Сибирской платформе алмазы, которые образуются при огромном давлении и высочайших температурах? Такие условия возникают при взрывах и связаны с излиянием лавы. В Якутии очень большие площади заняты разливами застывшей лавы, образовавшими ступенчатый рельеф – траппы. С траппами и связаны алмазные месторождения. Центр алмазодобычи – город Мирный.

Вечная мерзлота – причина образования цепочек термокарстовых озер. Их в Якутии очень много. Весной в цепочках озер течет талая вода, а летом они зарастают травой. Якуты называют их отуряхи – травяные речки.

Мерзлые грунты оттаивают за лето на 1-2 метра, а на севере до 50 см. Подземные воды залегают под слоем вечной мерзлоты очень глубоко, для снабжения населения водой приходится бурить скважины под мерзлоту. Влияет мерзлота и на строительство. Строители знают, что мерзлоту надо сохранять, «консервировать», иначе дома будут проседать и разрушаться.

Мерзлота способствует образованию бугров с ледяным ядром – булгунняхов. При замерзании грунтовых вод (если они близко к поверхности) лед вспучивает почву, образуя бугор – гидролакколит – а по-якутски – булгуннях. Булгунняхи могут испортить пашню. Население использует мерзлые грунты как естественные холодильники.

Минусинская котловина.

Расположена на юге Восточной Сибири. Это межгорный прогиб. С востока он ограничен Восточным Саяном, с запада – Кузнецким Алатау, а с юга – Западным Саяном. На севере котловина закрыта хребтом Арга.

Рельеф в котловине не ровный, а с сопками, холмами и низкогорьями. Большая часть котловины имеет толстый слой лесса (лесс – осадочная горная порода от палевого до желто-коричневого цвета, пористая. Состоит из сцементированной известковистой пыли, тонкозернистого кварца и глины. Происхождение различно: эоловое (ветровое) от ледниковых потоков, при мерзлотном выветривании). На лессах формируются очень плодородные почвы – черноземы.

Природная зона в Минусинской котловине – степь и лесостепь. Почему степь, ведь вокруг – тайга? В котловину очень мало попадает влаги с океана, есть преграда влажному воздуху – хребты, да и расположена Минусинская котловина в центре материка, далеко от океанов. Зимой в котловинах Сибири наблюдается «перевернутая температура» - инверсия, т.е. повышение температуры с высотой. В условиях антициклональной погоды холодный воздух, стекая в котловину, застаивается, выхолаживается, и температура достигает до -40 -50 С.

Снега в Минусинской котловине выпадает мало. Сельские жители проводят снегозадержание и снегонакопление, чтобы весной в почве была влага. Лето в котловине очень теплое и даже жаркое и сухое. Растут здесь даже сады и бахчевые культуры. Сибирской Италией называют котловину за теплое лето. И не удивительно, ведь широта Минусинской котловины такая же, как в Среднем Поволжье.

Алтай.

Алтын – золотой. Алтай – золотые горы. Алтай – самые высокие горы Сибири. Высшая вершина г. Белуха, высота ее 4506 м.

Белуха! Величественная, белая, покрытая вечными снегами и льдом возвышается она над другими вершинами Катунских Белков. Белуха – двуглавая гора: вершины Восточная (4506) и Западная (4460). Сложена Белуха и окружающие ее хребты гнейсами и кристаллическими сланцами. Со склонов Белухи берут начало шесть крупных ледников, разбитых глубокими трещинами.

Белуха неприветлива. Черные отвесные скалы, трещины в ледниках, грохочущие лавины и камнепады внушали алтайцам страх. По алтайским легендам на вершине и в пещерах обитает злой дух, который карает каждого, кто приблизится к священной горе. Смотреть на Белуху и то опасно, можно разгневать злого духа Эрлика.

С Белухи берут начало горные реки. Одна из них – Катунь, является истоком «сибирской Амазонки» - реки Обь. Катунь и другие горные реки – бурные, порожистые, несутся они средь крутых скал, через мрачные ущелья по горным долинам. Склоны долины Катуни заросли тайгой из лиственниц, огромных пушистых кедров и елей.

Самое крупное и красивое озеро Алтая – Телецкое («Золотое озеро»). Образовано оно в тектоническом разломе. Наибольшая глубина озера – 325 м. Вода холодная и прозрачная. Озеро за лето нагревается настолько, что зимой почти не замерзает. Зимние бури бывают здесь часто, и они способствуют перемешиванию воды в озере.

Образовались Алтайские горы в палеозойскую эру, но позднее произошли расколы на глыбы, которые надвигались одна на другую в беспорядке. Горы долго разрушались. В начале кайнозойской эры Алтай представлял приподнятую сушу, чуть выше Западно-Сибирского моря. Росли тогда в этой местности дуб, граб, бук, секвойя, инкго: климат был теплый и влажный. В четвертичном периоде образовались крупные прогибы и складки, оледенение накрыло горы. В периоды межледниковья снова произошли тектонические движения, которые и привели к возрождению складчато-глыбовых гор. Широколиственные деревья погибли. Образовались грабены, в которых находятся озера Телецкое и Маркаколь.

Алтай имеет веерообразно расходящиеся от горного узла Табын-Богдо-Ола хребты.

Территория Алтая объявлена объектом всемирного природного наследия. Она включает Катунский государственный заповедник с природным парком «Белуха» и Алтайский государственный заповедник с водоохранной зоной Телецкого озера. Населения здесь практически нет. Хозяйственная деятельность запрещена. Уникальна природа Алтая. Южный Алтай имеет своеобразный набор ландшафтов от полупустынь и сухих степей, переходящих сразу в горно-тундровые ландшафты, т.е. на юге Алтая отсутствует лесной пояс.

Многообразна высотная поясность западного и северного Алтая. У подножья степи и лесостепи сменяются горной тайгой до высоты 12500 м – на севере, и до 2400 м – на юге. Тайга – темнохвойная – из ели, пихты, кедра. В засушливых участках встречаются леса из сибирской лиственницы- светлохвойные. Известный ученый, философ, художник Николай Рерих восхищался красотой Алтая, считая его духовным центром мира – «Шамбалой».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок немецкого языка в 10 классе «Счастье моё в семье»
На уроке используется следующее оборудование: компьютер учителя, мультимедийная установка. Используются ресурсы из собственной коллекции...

Реферат по теме: Статистические характеристики на уроке алгебры
На уроке алгебры мы познакомились с темой «Статистические характеристики». Среднее арифметическое, медиана, размах и мода. Мода в...

Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири» цели
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (с использованием сингапурской методики)

Формулирование цели, задач и гипотезы, определение объекта и предмета...
Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на уроке и во внеурочной работе. Это могут быть кружки, факультативы,...

Урок по географии в 8 классе по теме: «Особо охраняемые природные территории России»
Выяснить какие задачи они выполняют, чем отличаются; формировать понимание необходимости охраны природы

Урок 1 Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное...
Обозначенная автором тема сложна и многогранна. На первом уроке можно дать общее представление об этой теме, которое будет развиваться...

Урок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»....
Знать природные уникумы Урала, экологические проблемы данного региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования...

Урок к умк “Happy English ru” 6 класс по теме «Здоровье»
В уроке представлены все виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, аудирование. Дети разыгрывают сценку «На приеме у...

Материал для учителя
Ввп страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную...

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера» Какую тему изучали на прошлом уроке?

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru