Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям Для магистрантов технических направлений подготовки

Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям Для магистрантов технических направлений подготовки



страница1/8
Дата публикации30.01.2015
ТипУчебно-методическое пособие
100-edu.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8

87.25я73

П 501


№ 5175

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Е.В. ПОЛИКАРПОВА

Философские проблемы науки и техники

Учебно-методическое пособие

для подготовки к семинарским занятиям

Для магистрантов технических направлений подготовки


Таганрог 2014

ББК 87.25я73

Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. – 72 с.

В учебно-методическом пособии приводятся планы семинарских занятий с подробным списком литературы, вопросами для самоконтроля и методическими рекомендациями для самостоятельной работы студентов. Предназначено для магистрантов технических направлений подготовки, изучающих учебную дисциплину «Философские проблемы науки и техники».

Рецензент Н.П. Заграй, д-р техн. наук, профессор кафедры электрогидроакустической и медицинской техники Института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южного федерального университета.

© Е.В. Поликарпова, 2014


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отмечается возрастание значения философии в жизнедеятельности человека и социума. Это объясняется рядом обстоятельств, прежде всего связанных с происходящим цивилизационным сдвигом в развитии человечества и системой кризисов глобального порядка, а также с прорывом в познавательной деятельности, который привел к созданию новых технологий, вносящих кардинальные изменения в образе жизни современного человека.

Человек всегда стремится заглянуть в будущее, его интересуют тенденции развития научного знания, ему хочется знать, какие проблемы будут находиться в фокусе внимания науки. Рассмотрение «горячих точек» современной науки, ее нерешенных до сих пор проблем предполагает философский анализ и синтез полученных знаний, чтобы человечество смогло выработать стратегию развития, адекватную динамике окружающего природного и социального мира.

Своего философского осмысления требуют и динамичные процессы современного противоречивого мира, которые ставят каждого человека в сложные условия социальной жизни, характеризующейся возрастанием неопределенности и степени риска (не случайно современное общество в философской и социологической литературе квалифицируется как «общество риска»).

Сейчас, в начале третьего тысячелетия, четко обозначились как неоспоримые завоевания современной, техногенной цивилизации, обусловленные развитием науки и техники, так и некоторые негативные последствия данного развития, или глобальные проблемы. Последние – проблема выживания человечества в ядерный век, проблема экологического кризиса, проблема человеческого здоровья и сохранения личности и т.д. – обязаны своим существованием происходящему научно-техническому прогрессу; причем их решение связано с поиском новых измерений этого прогресса, с приданием ему гуманистической направленности. Не следует забывать и существующую связь новых, нетрадиционных исследований в науке с традиционными подходами, что требует своего осмысления. В целом сложившаяся ситуация в науке заставляет ученых обращаться к философии науки, которая представляет собой самосознание науки. В курсе «Философские проблемы науки и техники» делаются акценты на актуальных проблемах философского, мировоззренческого, методологического, смысложизненного характера, связанных с развитием современной науки, техники, технологий.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

При подготовке к семинарскому занятию магистрантам рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Повторить материалы записанных лекций.

  2. Познакомиться с рекомендованной литературой (желательно использовать не одно, а несколько учебных пособий/ресурсов) – для углубленного изучения вопросов может потребоваться работа с первоисточниками и предлагаемой дополнительной литературой.

  3. Для овладения философской терминологией обязательно поработать со справочной литературой (желательно вести собственный словарик, куда можно вносить непонятные/неизвестные термины).

  4. Подготовить записи/заметки по существу рассматриваемых на занятии вопросов.

  5. В случае возникновения вопросов, какого-либо непонимания изучаемого материала, обратиться для разъяснения к преподавателю (используя Инкампус или электронную почту).

  6. Попытаться выработать собственную позицию по прорабатываемым вопросам.

  7. Подготовиться к предполагаемой дискуссии.

К каждой теме предлагаются вопросы для обсуждения и вопросы для самоконтроля.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов)

Вид работы

Семестр 1


Всего

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторная работа:

54

54

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Лабораторные работы (ЛР)







Контролируемая самостоятельная работа (КСР)







Самостоятельная работа:

54

54

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)







Расчетно-графическое задание (РГЗ)







Реферат (Р)

20

20

Эссе (Э)

4

4

Самостоятельное изучение модулей







Контрольная работа (К)







Самоподготовка

30

30

Подготовка и сдача экзамена







Вид итогового контроля

зачет





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Колин К.К. Философские проблемы информатики. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010.

  2. Поликарпов В.С. Философия науки. Философские проблемы областей научного знания. Методические советы. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005.

  3. Поликарпов В.С., Поликарпова Е.В., Поликарпова В.А. Современная наука в зеркале философии. Материалы для дополнительного чтения. [Электронное учебное пособие]. http://incampus.ru/campus.aspx?module=file¶m=199069

  4. Попкова Н. В. Антропология техники: проблемы, подходы, перспективы. – М.: URSS, 2012. - 349 с.

  5. Розин В. М. Философия техники: от египетских пирамид до виртуальных реальностей. – М.: Nota Bene, 2001. – 365 с.

  6. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы – М: Гардарики, 2006.

  7. Титаренко И.Н., Папченко Е.В. Аксиологические проблемы современной науки: Учебное пособие. Для бакалавров и магистров – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 236 с.

  8. Философские проблемы новейших технологий: цикл монографий / Под науч. ред.: В. С. Поликарпов, В. М. Курейчик. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.

Дополнительная литература

  1. Александров И. А. Системная философия космологии России. XXI век. – М.: Ленанд, 2011.

  2. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. 1993. №1. С. 115125.

  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII века). – М., 1987.

  4. Гейзенберг В. Физика и философия, – М.: Наука, 1989.

  1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М.: Гардарики, 2007. – 336 с.

  2. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и в Германии в конце 19 – начале 20 столетий (сравнительный анализ). – М.: Логос, 2009.

  1. Горохов В.Г., Розин В.Н. Введение в философию техники. – М., 1998.

  1. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. / Изд. 2-е. – М.: УРСС, 2010.

  1. Клягин Н.В. Современная научная картина мира: Учебное пособие. – М.: Логос, 2011.

  2. Кобылянский В. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология: Учебное пособие. М.: Гранд-Фаир, 2003.

  3. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. – Л., 1988.

  4. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М., 1989.

  5. Кочетков В.В., Кочеткова Л.Н. К вопросу о генезисе постиндустриального общества // Вопросы философии. – 2010. – №2. – С. 23-34.

  6. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 2007.

  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.

  8. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

  9. Поликарпов В.С., Курейчик В.М., Поликарпова Е.В., Курейчик В.В. Философские проблемы искусственного интеллекта. – М.: Физматлит, 2008.

  10. Поликарпов В.С., Поликарпова Е.В. Философия Интернета. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

  11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1989.

  12. Принципы историографии естествознания ХХ век / отв. ред. И.С.Тимофеев, – М., 2001.

  13. Розин В.Н. Философия техники. – М.: NOTA BENE, 2001. – 456 c.

  14. Современная философия науки. Хрестоматия/ составитель А.А.Печенкин. – М., 1996.

  15. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

  16. Сухотин А.К. Философия математики: Учебное пособие. URL: http://ido.tsu.ru/other_res/hischool/filmatem/, режим доступа – свободный.

  17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.

Интернет-ресурсы

  1. Учебно-методическая литература, издаваемая кафедрой философии, размещена на сайте кафедры: http://egf.sfedu.ru/uchebno-metodicheskie-materialy-kafedra-filosofii .

  2. Учебно-методическая литература, издаваемая кафедрой философии, размещена на Цифровом кампусе ЮФУ.

  3. http://ihtik.lib.ru/ – библиотека Ихтика.

  4. http://www.gumer.info/ – Библиотека Гумера.

  5. http://filosof.historic.ru/books/c0030_1.shtml – цифровая библиотека по философии. Философия природы.

  6. http://www.rsl.ru/ российская государственная библиотека.

  7. http://www.edu.ru/ – Федеральный портал «Российское образование».

  8. http://school-collection.edu.ru/ – Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

  9. http://khazarzar.skeptik.net/books/index_ph.htm – библиотека Руслана Хазарзара.

  10. http://sovphil.narod.ru/filos_science.html/ – библиотека по философским вопросам естествознания.



1-Й МОДУЛЬ. НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ

Все семинарские занятия имеют цель: формирование навыков ведения профессиональной дискуссии и закрепление обсуждаемого материала по философским проблемам науки и техники.

Задачи:

  • развить способность философского осмысления разнообразных проблем науки и техники;

  • расширить и закрепить знания, полученные в теоретическом курсе;

  • приобрести навыки творческой работы над первоисточниками;

  • контроль освоения учебного материала.

Темы:

  • Наука как предмет философии.

  • Философские проблемы техники.

  • Современные технологии: проблемы и перспективы.

Форма участия в семинарских занятиях: магистранты обсуждают сообщения, доклады и эссе, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Длительность сообщения – 3-5 минут, докладов – 5-7 минут, эссе – 7-10 минут. Выступления должны быть емкими, аргументированными, логически связанными.

ТЕМА 1. НАУКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

  1. Наука как объективное и предметное знание.

  2. Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития.

  3. Отношение науки к другим формам познания мира.

  4. Структура и основания науки.

  5. Научные традиции и научные революции.


Темы докладов

  1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

  2. Приемы и методы научного мышления.

  3. Функции науки в жизни общества.

  4. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира.

  5. Внутренний этос науки.

  6. Динамика науки.

Методические указания

Рассматривая первый вопрос, начните с того, что наука – это «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире» (Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики / Под ред. А.А. Ивина. 2004.) От других форм познания (художественного, обыденного, религиозного и др.) её отличает предметный и объективный способ рассмотрения мира. Развитие науки имеет кумулятивный характер – достижения науки каждой эпохи суммируются, а в дальнейшем уточняются и переосмысливаются. Таким образом, благодаря преемственности науки она может выступать как своего рода социальная память человечества. Перечислите важнейшие отличительные черты научного знания: рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов; объективность, общезначимость, безличность; воспроизводимость и проверяемость, логическая строгость, точность и однозначность и др. (Кармин). По отношению к практике можно выделить фундаментальные и прикладные науки. Задача фундаментальных наук – познание законов, которые управляют поведением и взаимодействием основополагающих структур природы, общества и мышления. Задача прикладных наук – применение результатов, полученных в фундаментальных науках, на практике, для удовлетворения потребностей общества. Отметьте также, что в науке выделяют теоретический и эмпирический уровни исследования и организации знания. Рассмотрите эти уровни более подробно. В современном мире роль науки постоянно растет, что вызывает в общественном сознании противоречивые мировоззренческие оценки науки (сциентизм и антисциентизм).

Раскрывая второй вопрос, начните с определения науки. Сегодня под наукой понимается: 1. Особая совокупность знаний. 2. Особый вид деятельности. 3. Особая отрасль общественного труда. Дайте краткую характеристику каждой ипостаси науки. Наука прошла несколько стадий развития. Отметьте, что вопрос о времени возникновения науки спорен; проблема заключается в том, что считать подлинной наукой. Зачатки рационального познания можно увидеть уже в мифологической картине мира. Оно связано с процессами систематизации и рационализация мифов, различия объективного и субъективного знания, а также замещения причинно-значимых отношений причинно-следственными. Существует точка зрения, согласно которой наука появилась в доисторические времена, когда у древних людей возникли первые знания об окружающем мире. Согласно В.С. Степину, в истории становления науки можно выделит две стадии, соответствующие двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия – зарождающаяся наука (преднаука). Вторая – наука в её современном понимании. Особенностью преднауки является то, что преднаучное знание ориентировано на удовлетворение потребностей общества; в нем отсутствуют теоретические модели (преднаука – это разрозненные и несистематизированные эмпирические данные); логические доказательства при получении знания об окружающем мире не используются. Переход к собственно науке был связан с двумя коренными изменениями в развитии культуры и цивилизации, или, по Степину, культурными мутациями:

1. Изменения в культуре античности, обеспечившие применение научного метода в математике, который вывел её на уровень теоретического исследования.

2. Изменения в европейской культуре (XIV-XVI вв.), которые привели к становлению опытной науки, где главным методом изучения природы стал эксперимент, выраженный на языке математики. Результатом такого синтеза стало формирование теоретического естествознания.

В третьем вопросе необходимо выяснить отличия науки от других форм познавательной деятельности. В современном мире наиболее развитой формой познания является наука. Она обладает прогностической функцией, поскольку занимается исследованием объективных законов природы и общества. Но наряду с наукой существуют и вненаучные формы познания, к которым относят художественное, философское, религиозно-мифологическое, обыденное познание. Рассмотрите их более подробно. Образность – характерная особенность искусства, в то время как наука оперирует логикой. Особенности художественного познания: наглядность, целостное отображение мира и человека в мире, использование эмоционально-выразительных средств (Спиркин). Особенности философского познания: оно основано на особых философских понятиях и категориях, является предельно абстрактным и оценочным по своему характеру. В противовес философскому научное знание предельно конкретно. Особенности мифологического познания: оно является фантастическим отражением реальности, тесно переплетено с эмоциональной сферой и имеет синкретический, нерасчлененный характер. Особенности религиозного познания: разделение мира на естественный и сверхъестественный, вера в чудеса и авторитеты, соблюдение традиций. Особенности обыденного познания: установка на жизненно-практическое знание, ориентация на здравый смысл.

Согласно В.С. Степину, основания науки (пятый вопрос) – это фундаментальные представления, понятия и принципы науки, которые определяют стратегию исследования, организуют теоретическое и эмпирическое знание в единое целое и обеспечивают включение этого знания в культуру разных эпох. Структура оснований науки основана на взаимосвязи следующих компонентов: 1. Идеалов и норм исследования. 2. Научной картины мира. 3. Философских оснований науки. Функции оснований науки: 1) определение постановки проблем и поиск средств их решения; 2) являются фундаментом научного знания; 3) являются посредником между наукой и другими сферами культуры. Во время научных революций происходят коренные изменения в основаниях науки, вызывая их трансформацию. Возникновение новых типов научной рациональности определяются именно этими трансформациями. Согласно новой философской энциклопедии, идеалы и нормы науки – это регулятивные идеи и принципы, которые выражают представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Рассмотрите более подробно основные формы и уровни идеалов и норм науки. Научная картина мира (НКМ) – «особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска» (Новейший философский словарь). Можно выделить три этапа исторического развития НКМ: научная картина мира додисциплинарной науки, дисциплинарно-организованной науки (дифференциация конкретных наук) и современная НКМ (дисциплинарный синтез знаний на основе принципов глобального эволюционизма). Можно также говорить о классической, неклассической и постнеклассической НКМ. Философские основания науки являются связующим звеном между философским и научным знанием, они представляют собой совокупность философских идей и принципов, обосновывающих идеалы и нормы науки. Отметьте, что философские основания науки не тождественны всему философскому знанию. Функции философских оснований науки: 1) эвристическая и 2) обоснование любой новой научной идеи. Можно выделить онтологические, гносеологические и методологические философские основания естествознания. Дайте им краткую характеристику.

Отвечая на четвертый вопрос, раскройте содержание понятий «научная традиция» и «научная революция». Под научной традицией понимается система канонизированных, общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания. Рассмотрите взгляды философов и ученых на проблему научных традиций (Кун, Лакатос, Касавин, Стёпин, Гейзенберг и др.). Приведите классификацию научных традиций, предложенную В.С. Стёпиным (вербализованные и невербализованные, явные и неявные и др.). Научная революция – это коренная трансформация оснований науки, смена научных картин мира, сопровождающаяся радикальным изменением нормативных структур исследования. Глобальные научные революции закономерно приводят к изменению типа научной рациональности. В истории естествознания выделяют четыре революции: 1) становление классического естествознания (XVII в); 2) становление дисциплинарно-организованной науки (конец XVIII-первая половина XIX вв.); 3) становление неклассического естествознания (конец XIX середина XX вв.); 4) становление постнеклассической науки (последняя треть XX в. наше время). Классическая рациональность соответствует классической науке, неклассическая рациональность – неклассической науке и постнекласическая рациональность – постнеклассической науке. Раскройте содержание этих типов научной рациональности.

Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности научного познания?

  2. Где и когда возникла наука в её современном понимании?

  3. Чем отличается наука от других форм познания мира?

  4. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования?

  5. Опишите структуру науки. Что такое основания науки?

  6. Как соотносятся научные традиции и научные революции?

  7. Дайте определение научной рациональности. Охарактеризуйте её.

  8. Каковы особенности классической, неклассической и постнеклассической науки?


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной...
В учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки...

Учебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерских...

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Происхождение государства
Правоведение: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 63 с

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...

Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С....
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки магистров 030900. 68 Юриспруденция,...

Учебно-методическое пособие для бакалавров I-II курсов технологических направлений подготовки
Учебно-методическое пособие утверждено методической комиссией факультета социально-культурного сервиса и туризма протокол №1 от 02...

Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, направления 40. 04. 01 Юриспруденция, профиль подготовки «Конституционное...

Методические указания по семинарским занятиям 7 Тема Социально-правовая...
Учебное пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Правовые аспекты мер безопасности» в нем содержатся...

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...

Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru