Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»



страница1/4
Дата публикации11.01.2015
ТипПрограмма
100-edu.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4


КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор
_______________ Ю.С. Руденко

«____» ___________ 2011 г.



ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


Научная специальность

19.00.07 – Педагогическая психология


по отрасли 19.00.00

Психологические науки

Москва – 2011
Программа кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История психологии).


Музяков С.И. Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки. (Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История психологии.) для аспирантов и соискателей по направлению подготовки «Педагогическая психология».– М., МУ им. С.Ю. Витте. 2011. – 24 с.

Настоящая программа представляет собой базовую часть кандидатского экзамена по общим проблемам философии науки, по философским проблемам социально-гуманитарных наук, а также истории психологии, знание которых необходимо для каждого соискателя ученой степени кандидата психологических наук. Предложена примерная тематика рефератов по истории психологии. Эта программа максимально приближена к стандарту Программы кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2007 году.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………4

1. Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена.....................................................................................................................5

2. Общая трудоемкость……………………………………………………………6

3. Содержание модулей кандидатского экзамена..……………………………....6

4. Оценочные средства для кандидатского экзамена…………………………..18

4.1. Вопросы к кандидатскому экзамену………………….………………….18

4.2. Темы рефератов по «Истории психологии»……………………….…….19

4.3. Рекомендации аспирантам по оформлению реферата…………………..21

5. Рекомендуемая литература…………………………………………………..22

5.1. Основная………………………………………………………………….22

5.2. Дополнительная………………………………………………………….23

Приложение………………………………………………………………………25

Введение

Предлагаемая программа подготовлена согласно приказу Министерства образования и науки РФ № 269 от 03 октября 2007 года «Об утверждении программ кандидатских экзаменов», инструктивному письму Минобрнауки России № АС-729/03 от 6 июля 2005 года «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки» и приказу Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59, утверждающего паспорт специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.

Содержание программы включает следующие три взаимосвязанных компонента (эта структура программы воспроизводит структуру стандарта по предмету). Первый компонент – это модуль «Общие проблемы философии науки». В содержании модуля рассматриваются общие философские вопросы науки: понятие науки, критерии научности, структура научного знания, его уровни, типы и виды; а также общая методология научного познания, функционирование науки как особого социального института, нормативная база регуляции научной деятельности, взаимодействие науки и общества и др.

Второй компонент – это модуль «Философия социально-гуманитарных наук». Философия как теоретическая рефлексия культуры составляет методологическую основу любой науки, в том числе социально-гуманитарных наук. Поэтому процесс становления специальных наук, безусловно, связан с общественно значимыми историческими формами культуры, обуславливающими специфические для своего времени категориальные уровни теоретического мышления, а также ценностные ориентации научной и иной деятельности человека. Особенно явно эта взаимосвязь философии и науки проявляется в современной ситуации, когда наука стала производительной силой и определяет направление развития общества. В связи с этим в науке и в обществе возникают проблемы ценностного, этического, гуманитарного, экологического порядка. Главной задачей этого раздела является стремление ввести аспиранта в сферу наиболее актуальных проблем современных гуманитарных наук, имеющих общемировоззренческое и общекультурное значение.

Третий компонент представленной программы – это собственно история психологии, по которым специализируются аспиранты данного направления подготовки. Более подробное изучение конкретных исторических ситуаций в психологической науке предлагается аспирантам осуществить при подготовке научных рефератов. В работе над самостоятельно выбранной и близкой к своим научным интересам темой реферата аспирант использует свои профессиональные знания, а также понятия и методологические принципы, усвоенные им в процессе изучения курса «История и философии науки».


  1. Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению

кандидатского экзамена

В целях обеспечения качества подготовки и проведения экзамена по дисциплине «История и философия науки» предлагаются учесть следующие рекомендации:

1. Первые два компонента аспиранты осваивают в рамках изучения дисциплины «История и философия науки» во время плановых занятий в аудитории и самостоятельной работы.

2. Третий компонент программы – историю соответствующей отрасли науки аспирант изучает самостоятельно и предоставляет реферат по выбранной теме. Конкретная тема реферата выбирается самим аспирантом и утверждается его научным руководителем.

3. Проверку подготовленного реферата проводит научный руководитель, который осуществляет первичную экспертизу и удостоверяет егокороткой рецензией,с выставлением оценки по системе "зачтено - не зачтено".Только после этого реферат сдается на кафедру гуманитарных и социальных дисциплин или в отдел аспирантуры. При положительной оценке аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки.

Для проведения кандидатского экзамена назначается комиссия, состав которой утверждается приказом ректора. На экзамене можно пользоваться данной программой и рабочей программой дисциплины «История и философия науки». Сдача экзамена проводится в устной форме. На подготовку по экзаменационному билету дается 40 минут. В экзаменационном билете 2 вопроса: по первым двум компонентам содержания дисциплины. Третий компонент – история соответствующей области науки раскрывается в реферате. Список вопросов к экзамену и темы рефератов указаны в программе.

Ответ аспиранта (соискателя) оценивается по 5-бальной шкале и утверждается председателем комиссии. В случае успешной сдачи кандидатского экзамена выдается удостоверение о сдаче экзамена, в котором согласно Номенклатуре специальностей научных работников указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена.

  1. Общая трудоемкость

Общая трудоемкость при подготовке к экзамену с учетом подготовки реферата составляет 1 зачетную единицу, или 36 часов.

№ п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

Пр.з.

К

С.р.

Л.р.

К.р.

Пр.

Курсраб.

1.

Подготовка реферата

-

-

-

36

-

-

-

-




ИТОГО:

-

-

-

36

-

-

-

-

  1. Содержание модулей кандидатского экзамена

Модуль I. Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Тема 3. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.
Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки. (Общие проблемы философии науки. Философия технических наук. История...

Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
...

Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Подготовка аспирантов (соискателей) к сдаче кандидатского экзамена включает в себя

Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» состоит из двух этапов

Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального

Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История педагогики

Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...

Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru