Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Реферат по социальной философии: «Философия истории Г. Гегеля»

Реферат по социальной философии: «Философия истории Г. Гегеля»



Дата публикации27.12.2014
ТипРеферат
100-edu.ru > Философия > Реферат

Московский институт электроники и математики



Реферат по социальной философии:

«Философия истории Г. Гегеля»



Выполнила: студентка группы С-85

Белякова Д.Ю.

Проверил: к.и.н., доцент

Дробан А.Т.



Москва 2011

Оглавление


1.Введение 3

1.1.Цель работы 3

1.2.Актуальность темы 3

2.Философия истории 3

2.1.Концепция Гегеля 4

2.2.Значение философии истории на Новое время 5

Заключение 7

Список литературы 8


  1. Введение

    1. Цель работы


Цель данной работы – рассмотреть концепцию философии истории Гегеля, выявить значения данной концепции для современного общества.
    1. Актуальность темы


Актуальность данной темы заключается в том, что концепция Гегеля применима и в наше время. Человек, сам того не понимая и даже не осознавая, идет к поставленной цели и достигает ее.

Метод и система абсолютного идеализма оказываются формой научного мышления, в которой разум добивается конкретной определенности отношения к себе самому как ко всеобщему и благодаря этому выясняет принцип научного познания всей особенной реальности.

Характерная особенность отечественной философии и культуры заключается в том, что история становления русской мысли в определенных пунктах оказалась совпадающей с историей развития этой системы. Свидетельством этого является не только конкретное содержание истории русской философии, но и сам объективный процесс развития российского государства в ХХ в.

Система абсолютного идеализма представляет собой результат всего историко-философского процесса. К истории ее дальнейшего развития нужно отнести и русскую мысль ХIХ – ХХ вв. Она есть не только необходимое продолжение древнегреческой и немецкой классики, но и «Борьба за Логос» (В.Ф. Эрн), борьба за диалектику и духовную свободу европейской философской мысли. В условиях того мировоззренческого кризиса, в котором оказалось общественное сознание постсоветской России, обращение к гегелевскому принципу спекулятивного диалектического мышления представляется своевременным и необходимым.
  1. Философия истории


Свое начало философия истории как самостоятельный раздел, имеющий свою специфики, берет от гегелевских "Лекций по философии истории". На самом деле эти лекции возникли удивительным образом, а именно их не писал сам ученый для последующего издания, а это были всего лишь конспекты его учеников, которые писали их на занятиях, а впоследствии издали в память о своем любимом учителе.

Г.В.Ф. Гегель был известен не только диалектической теорией, но и как раз лекциями о философии истории, в которых в начале XIX века впервые совместил отдельно стоящие понятия «философия» и «история». Им была разработана концепция разумности всемирно-исторического процесса - исторически первая оценка хода истории. Гегель утверждал: "Но единственною мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как к таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой.
    1. Концепция Гегеля


Часто можно встретить понятие гегелевской системы. Раскрытие данного понятия, а именно своеобразным введением является «Феноменология духа» (1807). Благодаря данной работе рассматривается понятие индивидуальное сознание, которое противопоставляет объект и субъект. Для того, чтобы уничтожить эту противоположность, необходимо постепенно развивать сознание. В результате чего, индивидуальное сознание будет проходить определенные этапы, которое прошло человечество на протяжении своей истории. Таким образом, Гегель как бы предлагает каждому человеку пройти свой путь, подняться по лестнице, приобретая духовность и опыт, накопленный человечеством на протяжении долгого времени. На вершине этой лестнице любой человек вовсе не будет гением, единственно одаренным человеком, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на самого себя с точки зрения завершившейся мировой истории, мирового духа, больше нет противоположности субъекта и объекта, а значит и нет различия между сознанием и предметом, а есть лишь полное совпадение двух понятий - мышление и бытие. Наконец, когда сознание перестает быть настолько обыденным, тогда оно переносится в стихию чистого мышления, где мысли разворачиваются определенным объяснимым образом. Т.е. появляется логика, которая помогает трезво оценивать вещи. Цель логики – просто наблюдать за понятием, пусть оно само реализуется. У каждого понятия есть своя односторонность, а именно поэтому оно конечно, соответственно, оно может уничтожить само себя, переходя в свою противоположность. Одно понятие может перейти только в свое другое. В результате мышления достигается логика.

Гегель считал, что история подвластна разуму, а разум в сущности есть ничто иное, как свобода. Соответственно, история всегда имеет план развития, отличительной чертой которого является конечная цель. Часто гегелевскую теорию называют теорией провиденциалистской, т.е. теория провидения.

Стержнем гегелевской концепции является исторический процесс. Например, если рассматривать понятие свободы в рамках исторического прогресса, то можно сказать, что история – прогресс в сознании свободы. Т.е. на протяжении какого-то времени разум расширяет свою сферу, а это ведет к тому, что свобода тоже расширяет свою сферу действия. Свобода составляет внутреннюю основу исторического процесса. Должно пройти очень много времени, чтобы человечество осознало свободу как смысл исторического процесса. История должна придти к победе свободы, т.е. непосредственно к тому, чтобы все будут свободны. Победа свободы приведет к торжеству разума.

Конечно, не стоит забывать, что первым ввел понятие «Философия истории» Вольтер в XVIII в. Однако именно Г. Гегель построил систематический подход к пониманию философии истории.
    1. Значение философии истории на Новое время


Для Нового времени применим эмпирический подход. Таким образом, истории занимались лишь описанием тех фактов, событий, которые произошли много лет назад, но вовсе не выходила за рамки привыкшего понимания истории как совокупности деятельности культовых личностей в хронологическом порядке. Гегель называл историю того времени прагматической историей. Максимум пользы, которую можно было из нее извлечь, помимо знания фактов о своей стране и развития чувства патриотизма, это установление аналогий между прошлым и современным миром.

Для Г.Гегеля история является внутренним закономерным процессом, который испытывает на себе любой человек. Поэтому можно сказать, что история деяний и философия истории являются антонимами. С точки зрения мировой истории, история человечества является синтезом между людьми, странами, разными регионами, при этом можно выделить определенную закономерность. Всемирную историю можно представить в виде линии, если она где-то прерывается или превращается в ломаную, то эти точки являются случайными процессами, которыми можно иногда объяснить с точки зрения исторического разума. А основная линия отражает кумулятивный процесс, при котором достижения, достигнутые на предыдущих этапах, не утрачиваются.

Не было истории без деятельности «великих личностей». Под великими личностями Гегель подразумевает государственных руководителей, полководцев, князей, царей. Наиболее яркими примерами могут служить: Наполеон, Юрий Цезарь, Александр Македонский. Гегель вводит понятие исторические народы. Историческими народами называются те народы, которые смогли осознать свою историческую судьбу, определить свою миссию в рамках всемирно-исторического процесса. Благодаря такому народу происходил динамическое развитие. Помимо исторических народ существовали и неисторические. Неисторические народы – те, которые не поняли для себя, какая у них цель жизнь, проявляли безразличие к происходившим событиям. По мнению Г.Гегеля, неисторическими народами являются народы Южной Америки, Африки и славянкие народы. Исторический процесс не может исчезнуть в мгновение, то, что долгое время народ достигал, останется у него. А значит, исторический процесс гарантирован самой историей. Гегель не предусматривал возникновение различных глобальных катастроф, которые могли бы как-то изменить закономерность хода истории.

Если рассматривать все страны, двигаясь от Востока к Германии, то только Германия, по мнению Гегеля, может превратиться в «царство свободы».

Г.Гегель соединяет свою философскую концепцию относительно истории общества с общепринятой теоретической философией. Философ воспринимает историю с точки зрения духовной культуры. Именно благодаря воспитанию в человеке духовной культуры, поднятие духа, человек становится воспитанным и получает образование. Если государство не может все сделать для народа в рамках истории духа, то это может сделать философ. В понимании философа история – закономерный процесс, имеющий свою цель, ритм, миссию, определенное значение. Значение событий, происходящих в жизни народа, он воспринимает рационально, в то время как народ обычно опирается даже на опыт прошлых лет, а на свою интуицию. По мнению Гегеля, урок Французской революции заключается в том, что она выделила для себя как положительные, так и отрицательные моменты, вызванные революционным решением. Например, революция может привести к тому, что в стране установится тирания, может быть еще и более жестокая, чем была раньше. Помимо всего мыслитель считает, что революция была грамотным решением много лет назад, но абсолютно не является решением сейчас или в будущем. Однако не у всех народов революция может вызвать положительный отзыв. Но несмотря на, они должны придти к это, хотя бы те народы, которые являются историческими. Мышление людей меняется со временем, они начинают понимать много, что не понимали раньше, даже сами того не осознавая. Таким образом, появляется больше людей, которые умнеют помимо собственной воли, поддаваясь течению времени. Именно это поступательное движение привело к прогрессу среди народа.

Заключение


По мнению Г.Гегеля, история подвластна разуму, а разум в сущности есть ничто иное, как свобода. История всегда имеет план развития, во главе которого стоит цель. История – прогресс в сознании свободы. Т.е. на протяжении какого-то времени разум расширяет свою сферу, а это ведет к тому, что свобода тоже расширяет свою сферу действия.

Гегелевская концепция философии истории наложила глубокий отпечаток на последующее философское, историческое и культурное развитие. Наряду с положительными отзывами, имелись и отрицательные. Существует целый ряд упреков в адрес гегелевской концепции. Один из них состоит в том, что она содержит элемент фатализма. Фатализм возникает вследствие того, что «мировой разум», т.е. историческая закономерность, действует, по Г. Гегелю, помимо воли и согласия людей. Люди сами не творят свои судьбы, а лишь являются марионетками, которыми можно управлять с помощью невидимой никем силой, а именно мировым разумом. Они что-то делают, сами не понимая что, однако в результате достигают поставленной цели в истории - свободе, сами не подозревая об этом.

Хотя и гегелевскую концепцию и восприняли некоторые в штыки, ее обсуждали, осмысливали великие умы многих цивилизации. Более того, именно она легла в основу богатства и разнообразия западноевропейской философской мысли. В той или иной мере вклад Г.Гегеля, как и всей западноевропейской философской классики, оказали влияние на развитие философской мысли в России.

Список литературы


  1. А.Г. Спиркин «Философия», Москва 2002г., стр.149-154.

  2. Авторский коллектив: Фролов И.Т. и др. «Введение в философию», Москва Издательство «Республика» 2004г., стр.103-106.

  3. Интернет-ресурсы http://www.philosophy.ru/edu/ref/soc/filist.html

  4. Интернет-ресурсы http://revolution.allbest.ru/philosophy/00047571_0.html

  5. Интернет-ресурсы http://www.gumfak.ru/filos_html/kratk_filos/hist56.shtml


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу «Социальная философия» на тему «Философия истории Г. В. Ф. Гегеля»
Философия истории в современном представлении — это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического...

Философия духа Гегеля
В гегелевской философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т е такая интерпретация, относительно которой нужна...

Требования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат
Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов...

1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии
Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия...

Реферат по дисциплине основы философии
Средневековая философия, философия Средневековья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV...

Оглавление
Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что...

Темы вашего учебного проекта
Немецкая классическая философия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии...

Программа дисциплины «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...

Реферат по истории соответствующей отрасли науки по согласованию...
«История и философия науки» необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли науки по согласованию с научным руководителем...

Реферат Философия Г. В. Ф. Гегеля
Принципиально можно выявить два способа объяснения: первый телеологический (через цели), второй каузальный (через причины)

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru