Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Реферат на тему «М. М. Бахтин философия поступка»

Реферат на тему «М. М. Бахтин философия поступка»



страница1/3
Дата публикации17.04.2015
ТипРеферат
100-edu.ru > Философия > Реферат
  1   2   3
Реферат

на тему «М.М.Бахтин – философия поступка»

Выполнил: Назаренко К.В.

Проверил:

м. Севастополь

2002 год

Содержание.

Стр.

I. Вступление. Философия и культурология …………………………….... 3

II. Жизнь и творчество М.М.Бахтина …………………….……………… 6

III. Философия поступка
......................................................………………... 9

1. Трактат "К философии поступка" ……………………………………….. 9

2. "Очищающий смех" в религии …………………………………………... 13

3. Военно-педагогический аспект нравственного поступка
…………..… 16

IV. Заключение ………………………………………………………………. 22

V. Список сносок …………………………………………………………….. 24

VI. Список используемой литературы ……………………………………... 25

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

С конца XIX, начала ХХ веков философия и культурология вступили в
период, когда на первый план начали выдвигаться своего рода "кризисные",
односторонние, то есть абсолютизирующие какую-либо сторону человеческого
бытия, сводящие все к ней одной, концепции: марксизм, фрейдизм,
экзистенциализм прагматизм и так далее.

Мысль, которая прослеживается в работах М.М.Бахтина, отнюдь не упускает
из виду кризисный и даже катастрофический характер века в то же время
возрождает, воскрешает такое целостное восприятие и понимание
чeлoвeчecкoгo бытия и сознания, которое было присуще классической
философии от Платона до Канта. И прежде всего именно в этом, ее
"совершенно исключительная" (по определению К.Томсона)1 ценность.

Во всем мире ныне признано, что М.М.Бахтин — один из крупнейших или
даже вообще крупнейший мыслитель и ученый (в сфере гуманитарных наук) XX
века. Американский бахтиновед К.Томсон2 провозглашает, что "творчество
Бахтина, с начала и до конца, являет собой совершенно исключительный по
глубине и силе источник идей, освещающий сегодняшний кризис познания...
направленность бахтинских идей воспринимался, как принципиальный
творческий корректив этого кризиса". О том же по-своему говорит
германский исследователь бахтинского наследия Р.Грюбель: "... творчество
Бахтина имеет своей целью ни больше, ни меньше как новое обоснование
культуры вообще". И его более позднее суждение: "В эпоху, когда
некоторые откровенно заявляют, что "все можно", когда все ценности
кажутся условными и взаимозаменяемыми... творчество Бахтина имеет своей
целью ни больше, ни меньше как новое обоснование культуры вообще. Он
стремится преодолеть традиционный и роковой разлад и разрыв между vita
contemplavita (лат.— жизнь созерцательная) и vita activa (лат.— жизнь
деятельная)…"3.

Подлинным гимном человеку явилась философская концепция М.М.Бахтина, в
равной степени являющаяся и философией культуры, и философией личности.
Важнейшее понятие сочинений М.М.Бахтина является онтологическим условием
существования «Я», условием жизни духовной переживающей личности, ибо
путь спасения «Я» возможен через спасение души, а «душа — это дар моего
духа другому». Только в состоянии не тождественности самой себе, вступая
в со-бытие (диалог) с уникальностью «другого», личность достигает
подлинной жизни и обретает собственную уникальность, творя новый мир
понимающего и самоутверждающегося духа, т.е. культуру. Таким образом,
культура — это смысл диалога по поводу существования разных людей.

Если в ранних работах М.М.Бахтин обращался прежде всего к индивидуальным
аспектам культуротворчества, то со второй половины 20-х годов он
разрабатывает идею диалога в культуре на макроуровне, т.е.
социально-историческом. (В дальнейшем вплоть до конца 70-х годов он
развивал концепцию, сложившуюся до середины 30-х годов, поэтому мы
рассматриваем ее здесь в целом, привлекая некоторые более позднего
уточнения автора.) Прежде всего, М.М.Бахтин обращается к исследованию
культуры как особого субъекта творчества (не индивидуального, а
социального измерения), выражающего себя как синхронное многоголосие в
соответствующем типе строения — архитектонике. Типам таких архитектоник
соответствуют различные типы культуры, характеризующиеся определенными
стилевыми чертами, а каждое произведение культуры детерминировано
принадлежностью к этой полифонии. «Условия речевого общения, его
формы... определяются социально-экономическими предпосылками... в этих
формах проявляются меняющиеся в истории типы социально-идеологического
общения», — писал М.М.Бахтин4, подчеркивая вместе с тем, что только
через конкретное индивидуальное «высказывание» язык соприкасается с
общением, «проникается его живыми силами, становится реальностью».

Таким образом, процесс творчества культуры М.М.Бахтин понимает не как
эманацию в личность трансцендентных сущностей, а как самоопределение в
диалектическом взаимоотношении, взаимообмене между «Я», «другими» и
социальной общностью. Но сколь бы императивным ни был социокультурный
контекст, в котором находится личность, социальное не проецируется в ее
деятельность как пассивное отражение (в этом — радикальное отличие
концепции М.М.Бахтина от современных ему марксистских трактовок
культуры), ибо, во-первых, любая культурно-историческая эпоха — не
монолит, а полифония; во-вторых, творчество — волевой акт ответственного
поступка личности, осмысленно преломляющей мир в себе.
Социально-исторический контекст есть диалогизирующий
«интонационно-ценностный» фон, меняющийся по эпохам восприятия, поэтому
произведения культуры живут в потенциально бесконечном смысловом
диалоге. М.М.Бахтин полагал, что научность, т.е. точность и
объективность в исследованиях культуры, возникает благодаря подвижной
диалектике «Я» и всей многоликости «другого». Он вводит понятие
«большого времени» как своеобразной «хроно-полифонии», позволяющей
взглянуть на каждое явление культуры в проекции прошлого и будущего, а
не только в современном ему социокультурном контексте.

Но М.М.Бахтина поймут спустя почти полвека. А на рубеже 1920—1930-х
годов были подвергнуты беспощадному осуждению и пережили заключение и
ссылку многие начавшие свой путь еще до революции виднейшие
представители русских гуманитарных наук: философы А.Ф.Лосев,
С.Н.Дурылин, историки С.В.Бахрушин, С.Б.Веселовский, Ю.В.Готье,
Б.Д.Греков, Е.В.Тарле, филологи В.В.Виноградов, В.Л.Комарович и многие
другие. Их, как и М.М.Бахтина, обвиняли, в "русском национализме".
Однако в середине 1930-х годов они были возвращены к работе (а почти все
их гонители, напротив, репрессированы) и вскоре стали академиками,
членами-корреспондентами, профессорами, орденоносцами и т.п. Роль этих
людей в дальнейшем развитии русской культуры была неоценимой, поскольку
лучшие представители новых поколений отечественной философии, истории,
филологии, начинавшие свой путь в 1940— 1960-х годах, так или иначе,
восприняли их уроки.

Жизнь и творчество М.М.Бахтина

Михаил Михайлович Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле,
в семье банковского служащего. Ранние годы прошли, помимо Орла, в Вильно
(ныне — Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский
(Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович
глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с
двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.

В 1914—1918 годах Бахтин жил в Петербурге — Петрограде и учился в
столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил
Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими
мыслителями той поры — В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским,
А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

В 1918—1923 годах он находился в Невеле и затем, с 1920-го, в Витебске и
преподавал в местных учебных заведениях. К этому времени
двадцатитрехлетний мыслитель достиг в своем развитии очень высокого
уровня, и около него сложился философско-религиозный кружок, включавший
в себя ряд замечательных людей. В 1919 году в невельском альманахе "День
искусства" появилась первая публикация Бахтина — предельно краткая, но
исполненная глубокого смысла статья "Искусство и ответственность". В
1923 году Михаил Михайлович возвратился в Петроград. Здесь он продолжал
работу над начатым в Витебске сочинением — трактатом "Философия
поступка", который, правда, увидит свет лишь через шесть десятилетий, в
1980-х годах. Первые труды Михаила Михайловича были изданы по ряду
причин под именами близких ему людей: В.Н.Волошинов и П.Н.Медведев. В
наше время они переизданы в серии "Бахтин под маской".

В начале 1929 года выходит в свет первое издание (уже под настоящим
именем) всемирно знаменитой ныне книги Михаила Михайловича "Проблемы
творчества Достоевского". Но незадолго до появления книги, 24 декабря
1928 года, Бахтин был арестован вместе с большой группой так или иначе
связанных с ним людей и 22 июля 1929 года приговорен к "заключению в
концлагерь сроком на пять лет". Он обвинялся в принадлежности к
"подпольной контрреволюционной организации", пропагандировавшей
"религиозные и националистические настроения".

Поскольку осужденный был тяжело болен, и пребывание в концлагере грозило
ему быстрым смертельным исходом, мера наказания благодаря ходатайствам
А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город Кустанай, в
Северном Казахстане, где Михаил Михайлович и прожил около семи лет,
работая экономистом-бухгалтером в местном "Райпотребсоюзе".

Окончание срока ссылки не отменяло запрет на проживание в крупнейших
городах СССР, тем более в столицах, и в 1936 году Бахтин стал
преподавать в Мордовском педагогическом институте в городе Саранске. В
следующем году он покинул Саранск и до 1945 года жил в городке Кимры и
его окрестностях, работая школьным учителем. Здесь, из-за обострения
болезни, ему ампутировали ногу (в 1938 году).

В 1945 году Михаил Михайлович возвратился в Саранск, где продолжил
преподавательскую работу в институте. В 1967 году Бахтин был
реабилитирован и в 1969 году переехал в Москву, где он и скончался 7
марта 1975 года, прожив чуть меньше восьмидесяти лет.

Для осознания всего драматизма судьбы Бахтина следует задуматься о том,
что в расцвете сил (к моменту ареста ему исполнилось тридцать три года)
он был, в сущности, лишен возможности публиковать свои труды. Правда, в
силу инерции вскоре после ареста вышли в свет его книга о Достоевском и
затем две небольшие статьи о Толстом. Но затем все попытки выступить в
печати не имели успеха в течение тридцати с лишним лет — до 1963 года,
когда появилось новое, значительно дополненное издание книги о
Достоевском.

Но, как это ни удивительно, Михаил Михайлович, не имея сколько-нибудь
основательных надежд на опубликование своих трудов, продолжал
интенсивную творческую деятельность все это долгое время и в Кустанае, и
в Кимрах, и в Саранске. В 1946 году удалось защитить диссертацию,
посвященную величайшему Французскому художнику слова Франсуа Рабле, и
стать кандидатом филологических наук, каковым он и сошел в могилу, ибо
позднее отказался от настойчиво предлагаемого ему звания профессора. В
разговоре с В.В. Кожиновым, он объяснил свой отказ так: "Я — философ, а
философ должен быть никем, ибо иначе он может начать приспособлять
философию к своему социальному положению".5

Тот факт, что два главных труда Бахтина посвящены исследованию
художественных миров Достоевского и Рабле, не помешал, воплощению в них
собственно философского содержания. В книге о Достоевском перед нами
предстает глубочайшая философия личности, и нет сомнения, что мир
Достоевского открывает для осуществления этой цели идеальные
возможности. А книга о Рабле есть своего рода открытие философии народа,
и опять-таки трудно назвать другой столь же превосходный "материал" для
реализации этого замысла.

Здесь слово "материал", употребляется в том смысле, что для Михаила
Михайловича творчество Достоевского и Рабле не выступало только как
средство решения философских задач. Его книги представляют собой
одновременно и наиболее глубокое исследование этих художественных миров,
и философия здесь ни в коей мере не противоречит филологии; они как раз
обогащают друг друга.

Это всецело относится и к остальным основным работам Бахтина, вошедшим в
его сборники "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и "Эстетика
словесного творчества" (1979, 2-е изд. — 1986). И философский труд,
написанный еще в 1920-х годах, — "Философия поступка" постоянно
обращается к художественной литературе, органически соединяя философию с
филологией.

ФИЛОСОФИЯ ПОСТУПКА

Трактат "К философии поступка"

Трактат "К философии поступка" может рассматриваться как введение в
"первую философию" Бахтина, из которого видно, что основополагающий
вопрос бахтинской философии - это событие бытия, онтологическим условием
которого является способ бытия человека, а ведущий вопрос - это
человеческое событие с точки зрения его воплощения, т.е. бытия в мире с
другими. В связи, с чем ведущую роль приобретает понятие поступка,
который есть не что иное, как событие в аспекте его воплощения.

Обращаясь к Бахтину, в философии которого ответственность выступает
основополагающим феноменом, определяющим как раз нравственный характер
его "первой философии", мы, прежде всего, отмечаем более радикальное
развитие тезисов в трактате "К философии поступка", по сравнению с
другими трудами.

По Бахтину, ответственный способ бытия предполагает совершение поступков
на основании признания своего не-алиби в бытии. Это значит, что принятие
на себя ответственности за свое бытие всегда имеет в виду другого
(других). Итак, поскольку ответственный способ бытия закрепляется
(осуществляется) в конкретном поступке, структурированном отношением к
другому, другой является 1) соучастником и 2) потенциальным свидетелем
такого самоудостоверения.

Не что иное, как воплощение человеческого события в мире, в мире с
другими, является первостепенным основанием к тому, чтобы
фундаментальная онтология была проработана как этика. "Быть
ответственным" в плане воплощения и, следовательно, в перспективе
жизненного мира, означает способность "ответить за себя. Этика
жизненного мира определяется тогда дилеммой, может или нет человек в
бытии друг с другом "отвечать за себя". Для Бахтина это не некий
вторичный уровень тематизации, а анализ человеческого события в аспекте
его воплощения, или - более специально - философия поступка.
Ответственный способ бытия в силу воплощения события означает вместе с
признанием своего не-алиби в бытии - "бросанием себя на самую свою
собственную способность-стать-виновным"6 - способность отвечать за себя
в бытии с другими. Таким образом, изначальный феномен ответственности
открывается в своем этическом содержании в соответствии с определением
человеческого события как со-бытия, т.е. когда мы начинаем анализировать
человеческое событие с точки зрения его воплощенности в мире с другими.
В известном смысле ответственность как этическое понятие - это
эпифеномен со-бытия с другими.

Таким образом, с точки зрения порядка обоснования, не этика направляет и
определяет пути "первой философии" Бахтина, а сама философия события
открывает исходное этическое измерение. Которое (используя выражение
Бахтина) есть "условие возможности для "морально" доброго и злого, т.е.
для морали вообще и ее фактично возможных видообразований"7

Возникает вопрос об этической трактовке способа бытия: что значит быть
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу «Социальная философия» на тему «Философия истории Г. В. Ф. Гегеля»
Философия истории в современном представлении — это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического...

Реферат на тему «Эллинистическая философия»
Основными представителями элейской школы считают Парменида (конец VI v в до н э.) и Зенона (первая половина V в до н э.)

Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого

Реферат по дисциплине: «История и философия науки» на тему: «Понятие...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Реферат по дисциплине «История и философия науки» на тему: «Исторический...
Образовательное учереждение профсоюзов высшего образования «академия труда и социальных отношений»

Реферат по дисциплине «История и философия науки» на тему: «Государственное-частное...
Образовательное учереждение профсоюзов высшего образования «академия труда и социальных отношений»

Реферат реферат по дисциплине «История и философия науки»
Реферат по дисциплине «История и философия науки» выполняется в рамках тематики третьего раздела курса («История науки»). Предложенные...

Рефератов по дисциплине «Философия». реферат по дисциплине «Философия»
В краснодарском университете мвд россии в соответствии с учебным пла­ном предусмотрено выполнение курсантами, слушателями и студентами...

Реферат по дисциплине философия по теме: Философия смерти
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Философия»
Необходимо написать реферат на любую понравившуюся тему. А также необходимо выполнить контрольную работу по 2 вопросам на ваш выбор...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru