Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Методические указания к семинарским занятиям по философии для студентов очной формы обучения всех специальностей Екатеринбург

Методические указания к семинарским занятиям по философии для студентов очной формы обучения всех специальностей Екатеринбург



Дата публикации15.03.2015
ТипМетодические указания
100-edu.ru > Философия > Методические указания


Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра философии

Т.Г. Бурдина

Л.А. Ждановских

А.Ф. Посыпайко


ФИЛОСОФИЯ
Методические указания к семинарским занятиям по философии

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Екатеринбург

2007

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ
Работа на семинарских занятиях является важнейшей стороной подготовки к экзаменам по философии. Пропущенные или недостаточно подготовленные семинарские занятия сложно заменить самостоятельной работой. Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно сэкономить время и силы, так как подготовка занимает не более двух часов в неделю. Что нужно для этого?

1. Не откладывайте подготовку к семинару на последний вечер: любая помеха (не хватило времени; выдана нужная книга, болит голова и т.д) приведет к срыву подготовки.

2. Не сумев подготовиться, не идите по пути трусливых и малодушных, предпочитающих в этом случае пропустить семинар. Лучше придите, объявите о своей неготовности и постарайтесь максимально восполнить ее, внимательно слушая других, делая записи и стараясь по возможности участвовать в занятии.

3. Правильно выстраивайте схему подготовки, которая включает:

а) внимательное ознакомление с темой и перечнем вопросов семинара;

б) предварительное ознакомление с проблематикой по конспекту лекции;

в) более глубокую проработку темы по базовому учебнику;

г) обогащение и углубление понимания темы с помощью некоторых, доступных в данный момент, источников из списка литературы и учебника, который не является базовым;

д) набрасывание в рабочей тетради тезисов, отражающих важнейшие положения по главным вопросам занятия и, если нужно, собственных вопросов к преподавателю.

4. Не «специализируйтесь» на одном-двух вопросах, углубленно изученных в ущерб остальным. Помните: ваша задача – не блеснуть особой продвинутостью в части материала, а изучить его более или менее равномерно ввиду предстоящего экзамена.
Помните: на семинаре вы упражняете свое мышление и речь, поэтому старайтесь излагать материал в свободной форме, без монотонного, невыразительного чтения по конспекту. На каждом семинаре вы как бы репетируете будущий экзамен.

ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА
«Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением» - это определение слова «реферат», данное в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, дает представление о характере реферативной работы.

В отношении реферата по философии необходимо в первую очередь усвоить следующее: перед тем как начать писать реферат, следует конкретно и четко оговорить с преподавателем, которому вы его будете сдавать: тему реферата, объем реферата, количество использованной литературы, оформление, порядок защиты реферата, влияние реферата на экзаменационную оценку или зачет и другие индивидуальные требования преподавателя.

Основные требования к реферату:

1) в реферате обязательно наличие плана (или содержания работы), введения, основной части, заключения и списка литературы.

В плане отражается структура реферата. Введение, заключение и список литературы не нумеруются. В плане указываются страницы разделов работы.

Введение включает:

– обоснование выбора темы, ее актуальности;

– обозначение цели работы;

– конкретизацию цели в задачах;

– обоснование используемой литературы (в некоторых случаях).

Основная часть состоит из двух-трех глав, каждая из которых завершается выводом. Все цитаты, взятые из книг (сайтов), должны быть заключены в кавычки, ссылка на книгу или адрес сайта обязательна (!). Оформление ссылок: после завершения цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер книги из списка литературы и номера страниц.

В заключении подводится итог проделанной работы, соотносимый с поставленными во введении целью и задачами, освещаются рассмотренные ключевые моменты.

Введение и заключение пишутся (или корректируются) после того, как написана основная часть. Цитат во введении и заключении быть не должно.

Введение, выводы по каждой главе и заключение должны быть сформулированы самостоятельно, собственной речью.

Список литературы предоставляется в «Методических указаниях к семинарским занятиям», но реферат может быть основан на освещении литературы, не указанной в списке, а выбранной самостоятельно или вместе с преподавателем;

2) реферат может быть представлен как в рукописном, так и в распечатанном виде, черновик преподаватель может посмотреть на дискете.

Объем работы 20 страниц. Нумерация начинается с первой страницы обложки, но на обложке и оглавлении номер страницы не ставится. Номер страницы обычно ставится справа внизу. Шрифт Arial, размер 14, интервал полуторный, поля страницы: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое 1,5 см; выравнивание по ширине.

3) особо необходимо отметить распространение скопированных рефератов из сети интернет, а так же скопированных рефератов студентов других вузов, факультетов и потоков. Практика показывает, что зачастую копирование происходит даже без предварительного прочтения копируемого текста. Во время собеседования защищающий реферат не может ответить на те вопросы, которые он «сам осветил» в своей работе. Такой реферат представляет собой «медвежью услугу» сдающему экзамен или зачет.
Помните: прежде чем взяться за такое интересное и ответственное дело, как написание реферата по философии, обсудите все его «параметры и характеристики» с преподавателем, который будет его принимать и оценивать.


Базовые учебники

  1. Гриненко Г.В. История философии. М., 2004.

  2. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону, 2002.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Назаров И.В., Аржанухин С.В., Верб М.С. и др. Екатеринбург, 2001.

  4. Философия. Учебник для высших учебных заведений / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2002.


Обязательная литература

  1. Антология мировой философии в 4 т. М., 2001.

  2. Новейший философский словарь.

  3. Философский энциклопедический словарь. М., 2003.

  4. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2002.


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Место и роль философии в культуре (2 часа)


  1. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

  2. Философия как мировоззрение. Многообразие типов философствования. Социальные аспекты философского знания.

  3. Материализм и идеализм как главные философские направления. Методологическая функция философского знания.

  4. Структура философского знания. Философия и наука.


Темы рефератов

  1. Происхождение философии.

  2. Особенности восточного и западного философствования.

  3. Миф и философская идея.

  4. Мифология и современность.

  5. Роль философского знания в становлении смысложизненных ориентиров личности, общества.

  6. Религиозное и философское мировоззрение.

  7. Методы философствования.

  8. Структура философского знания.

  9. Социокультурные предпосылки эволюции философии.

  10. Роль философии в современном мире.


Рекомендуемая литература

  1. Гарин И.И., Квитка М. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина? М., 2001.

  2. Гудинг Д. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль, 2001.

  3. Гудинг Д., Леннокс Дж., Куклина Е.А., Барчукова Т.В. Мировоззрение. Человек в поисках истины и реальности. Т.2. Кн.2. М., 2004.

  4. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

  5. Джахая Л.Г. Основные исторические типы философствования // Философия и общество. 2000. № 1.

  6. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии. Екатеринбург, 2002.

  7. Миголатьев А.А. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2.

  8. Справочник студента. Философия. М., 2002.


Тема 2. Становление философии. Основные направления и школы философии (12 часов)
Занятие 1 (4 часа)

  1. Культурно-исторические условия и предпосылки становления философии.

  2. Философия древнейших цивилизаций: Индия, Китай, Европейское Средиземноморье.

  3. Космоцентризм античной культуры и философии.

  4. Классический период: Афинская школа в философии (Сократ, Платон, Аристотель).


Занятие 2 (2 часа)

  1. Философия Европейского Средневековья: Бог, природа, человек в христианской картине мира.

  2. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, пантеизм.

  3. Философия Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт – основоположники эмпирического и теоретического естествознания.

  4. Просвещение. Естественное право и общественный договор. Материализм в XVIII веке.


Занятие 3 (2 часа)

  1. Классическая немецкая философия: рационализм, идеи прогресса и свободы.

  2. Основные принципы гегелевской философии. Суть диалектического метода.

  3. Теория познания и этики И. Канта.

  4. Гуманизм и антропологический материализм Л. Фейербаха.


Занятие 4 (2 часа)

  1. Марксизм: мировоззрение, методология, идеология. Материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории.

  2. Иррационалистические тенденции философии XIX-XX вв. Философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда.

  3. Позитивизм как философское направление и стиль мышления.

  4. Экзистенциализм. Проблема человека, свободы и ответственности.

  5. Прагматизм.



Занятие 5 (2 часа)

  1. Общие черты и особенности русской философии на рубеже XIX-XX вв.

  2. Философия всеединства В. Соловьева.

  3. Философия свободы Н. Бердяева.

  4. Будущее России в зеркале русской философии.


Темы рефератов

  1. Особенности восточного и европейского мировоззрения.

  2. Философия конфуцианства.

  3. Философия буддизма.

  4. Рождение и развитие философских идей в Древней Греции как образец западного типа философствования.

  5. Философия Сократа.

  6. Философия Платона.

  7. Философия Аристотеля.

  8. Философия Средневековья о соотношении разума и веры.

  9. Эвристическая ценность доказательств бытия Бога в философии Ф. Аквинского.

  10. Периоды патристики и схоластики в средневековой философии.

  11. Ф. Аквинский о соотношении истины знания и истины веры.

  12. Становление идей гуманизма в философствовании эпохи Возрождения.

  13. Социальная проблематика в философии мыслителей эпохи Возрождения.

  14. Бэкон и Декарт: эмпиризм и рационализм Нового времени.

  15. Причины сближения философии и науки в Новое время.

  16. Философский анализ великого спора Ж.Ж. Руссо и Вольтера в эпоху Просвещения.

  17. Энциклопедисты эпохи Просвещения.

  18. Немецкая классическая философия как этап развития европейской философской мысли.

  19. Диалектический метод в философии Г.В.Ф. Гегеля.

  20. Этика Канта.

  21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  22. Марксистское понимание человека как совокупности общественных отношений.

  23. Эвристические потенции и границы философии марксизма.

  24. Философия А. Шопенгауэра как единство идей восточной и европейской культуры.

  25. Сверхчеловек Ф. Ницше.

  26. Мировоззренческие аспекты психоанализа З. Фрейда.

  27. Позитивизм как отражение роста значения научного знания в социуме.

  28. Место экзистенциальных проблем в философском мировоззрении.

  29. Экзистенциализм о смысле жизни, смерти и бессмертии.

  30. Проблема свободы и ответственности в философии экзистенциализма.


Рекомендуемая литература
Философия Древнего Востока и Античности

  1. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии. М., 2004.

  2. Антология мировой философии. Античность. М., 2001.

  3. Антология мировой философии. Древний Восток. М., 2001.

  4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001.

  5. Васильев В.А. Аристотель о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4.

  6. Васильев В.А. Платон о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3.

  7. Водолазов Г.Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. 2005. № 5.

  8. Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. 2005. № 1.

  9. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

  10. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002.

  11. Канке В.А. История философии: мыслители, концепции, открытия. М., 2003.

  12. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. М., 2000.

  13. Философия. Справочник студента. М., 2002.

  14. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.


Философия средних веков и эпохи Возрождения

  1. Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001.

  2. Гиндилис Н.А. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. 2005. № 2, 4, 5.

  3. Горбачев В.Г. История философии. М., 2002.

  4. Грицанов А.А., Румянцева, Можейко М.А. История философии. Энциклопедия. М., 2002.

  5. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002.

  6. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. М., 2004.

  7. Свежавский С. Фома Аквинский прочитанный заново. М., 2000.

  8. Скирбекх Г., Гильс Н., Крымский С.Б., Кузнецов В.И. История философии. М., 2003.

  9. Фрейд З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. М., 2000.


Философия Нового времени и Просвещения

  1. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии. М., 2004.

  2. Васильев В.А. П.А. Гольбах о всеобщей морали и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5.

  3. Ермакова А.В., Серцова А.П., Цепрекова Л.А., Яковлева Л.М. Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII вв. М., 2003.

  4. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. М., 2004.

  5. Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. М., 2002.

  6. Рассел Б. История западной философии. М., 2002.

  7. Философия. Справочник студента. М., 2002.

  8. Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII вв. М., 2004.


Немецкая классическая философия

  1. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Философия и общество. 2005. № 1.

  2. Васильев В.А. Кант о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4.

  3. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 2000.

  4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2003.

  5. Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История западноевропейской философии. М., 2002.

  6. Матяш Т.П. Диалектика Гегеля: религиозный аспект // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4.

  7. Чесноков Г.Д. Иммануил Кант: философская идея истории // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6.

  8. Чесноков Г.Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской мысли // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.

  9. Шмелев В.Д. Этикотеология Канта в пореформенной России. Екатеринбург, 2003.


Марксизм

  1. Гайдар Е., Мау В. Марксизм: между теорией и «светской религией» // Вопросы экономики. 2004. № 5.

  2. Зотов В.Д. От какого марксизма мы отказываемся? // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.

  3. Косицина Ф.П. Методологическое обеспечение экономической реформы: так ли уж устарел марксизм? // Философия и общество. 2002. № 4.

  4. Любутин К.Н. О философии Маркса, о философии Энгельса // Философия и общество. 2004. № 1.

  5. Марксизм и неомарксизм в XX веке. М., 2001.

  6. Орлов В.В. От Маркса к Ойзерману.

  7. Семенов Ю.И. Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение // Философия и общество. 2002. № 3.


Русская философия

  1. Александрова З.А.. Аралова Е.Ф. и др. Хрестоматия по истории философии. Русская философия от Нестора до Лосева. В 3-х ч. М., 2001.

  2. Болотоков В.Х., Кумыков А.М., Опалев А.В. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины ХХ в. М., 2002.

  3. Жуков В.Н. С кого началась русская философия // Философские науки. 2006. № 2, 3.

  4. Ермишин О.Т. Историко-философская традиция в русской и западной философии // Философские науки. 2004. № 6.

  5. Исупов К.Г. П.А. Флоренский: pro et contra: Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. М., 2001.

  6. Канке В.А. История философии: мыслители, концепции, открытия. М., 2003.

  7. Кульпин Э.С. Владимир Соловьев и мысли наших дней // Общественные науки и современность. 2002. № 4.

  8. Миголатьев А.А. Русская философия XIX в. // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 4, 5.

  9. Платонова Д.В. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

  10. Федотова В.Г. Россия, Запад, Восток // Философские науки. 2002. № 1.

  11. Философия. Справочник студента. М., 2002.


Философия XIX-XX веков

  1. Автономова Н.С., Баранова В.И., Грецкий М.Н. и др. Хрестоматия по истории философии: Западная философия: От Шопенгауэра до Дерриды; Вторая половина XIX – начало XX в. На пороге XXI в. М., 2001.

  2. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 2004.

  3. Гегель Г.В.Ф, Воден А.М. Лекции по философии истории. М., 2000.

  4. Данто А., Лаврова А.А. Ницше как философ. М., 2000.

  5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  6. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. М., 2004.

  7. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсенов В.Г. Философия XX в. М., 2001.

  8. Мареева Е.В. С. Киркегор: единство души // Философские науки. 2002. № 5.

  9. Мотрошилова Н.В., Руткевич А.М. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 4. Философия XX в. М., 2002.

  10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001.

  11. Пивоев В.М. История философии. М., 2002.

  12. Рассел Б. История западной философии. М., 2002.

  13. Рассел Б., Целищев В.В. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3 кн. М., 2001.


Тема 3. Учение о бытии (2 часа)


  1. Категория бытия, проблема субстанции и альтернативные варианты ее решения: монизм, дуализм, плюрализм.

  2. Историческое развитие представлений о материи.

  3. Движение и покой как философские категории. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные атрибуты движения.

  4. Уровни организации материи, их специфика и взаимосвязь.

  5. Пространство и время как формы существования материи, их взаимосвязь с движением.


Темы рефератов

  1. Понятие «бытие» в Древнегреческой философии: мировоззренческая и методологическая наполненность.

  2. Категория материи, историческая эволюция, мировоззренческая и методологическая направленность.

  3. Современная наука о строении материи.

  4. Проблемы взаимосвязи пространства, времени, материи в научном наследии А. Эйнтштейна.

  5. Современные теории строения и эволюции Вселенной.

  6. Структурные уровни материи, их специфика и взаимосвязь.

  7. Проблема единства бытия, возможные варианты ее решения.


Рекомендуемая литература

  1. Ажажа В.Г. Философия непознанного: контуры философской парадигмы // Философские науки. 2001. № 3.

  2. Беркли Дж. Материя не существует / Хрестоматия по философии. М., 2002.

  3. Грязнова Е.В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия // Философские науки. 2005. № 2.

  4. Губанов Н.И., Согрина В.Н. Основные формы бытия // Философия и общество. 2004. № 4.

  5. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания // Общественные науки и современность. 2000. № 1.

  6. Концепции современного естествознания / Под ред. Борщова А.С. М., 2005.

  7. Лолаев Т.П. Свойства времени: их современная интерпретация // Философия и общество. 2005. № 4.

  8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2005.

  9. Спиноза Бенедикт. Понятие субстанции и атрибуты / Хрестоматия по философии. М., 2002.

  10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005.

  11. Хайдеггер М. Бытие и время / Хрестоматия по философии. М., 2002.

  12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Философия и общество. 2005. № 1.

  13. Чупахин Н.П. Смысл бытия // Философские науки. 2005. № 2.

  14. Шапилов А.В. О движении и покое // Философия и общество. 2004. № 3.


Тема 4. Сознание как философская проблема (2 часа)


  1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция.

  2. Предпосылки возникновения сознания, его социальная сущность.

  3. Основные элементы и уровни структуры сознания. Сознание и язык.

  4. Сознание и бессознательное.


Темы рефератов

  1. Сознание и искусственный интеллект

  2. Сознание и бессознательное.

  3. Инженерное мышление – технологический разум.

  4. Роль языка в обществе и его основные функции.


Рекомендуемая литература

  1. Кехо Д., Драко М.В. Подсознание может все. Минск, 2000.

  2. Колесов Д.В. Человек и толпа. М., 2001.

  3. Кондрашин И.И. Истины бытия в зеркале сознания. М., 2001.

  4. Концепции современного естествознания / Под ред. Борщова А.С. М., 2005.

  5. Куликов Л.В. Психология сознания. СПб., 2001.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

  7. Прист П., Грязнов А.Ф. Теория сознания. М., 2000.

  8. Рачков П.А. Общественное сознание. М., 2002.


Тема 5. Философское учение о связях и развитии мира

(2 часа)


  1. Проблема развития в философии. Основные концепции развития.

  2. Исходные принципы, законы и категории развития.

  3. Основные законы диалектики.

  4. Категории диалектики.


Темы рефератов

  1. Принципы диалектики.

  2. Метафизические формы мышления.

  3. Противоречие как источник развития.

  4. Принцип детерминизма и индетерминизма.


Рекомендуемая литература

  1. Метлов В.И. Диалектика и современное научное познание // Философия и общество. 2005. № 4.

  2. Философия. Справочник студента. М., 2002.


Тема 6. Познание, его возможности и границы (2 часа)


  1. Познание как предмет философского анализа: единство субъекта и объекта, многообразие форм.

  2. Познание, творчество, практика.

  3. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

  4. Проблема истины в познании.

  5. Истина и заблуждение.


Темы рефератов

  1. Познание и понимание.

  2. Проблема критерия истины в философии и науке.

  3. Структура, формы и функции практики в познании.

  4. Основные особенности диалектико-материалистической теории познания.

  5. Главные направления гносеологических проблем в современной западной философии.


Рекомендуемая литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001

  2. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. М., 2003.

  3. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

  4. Дей Л., Алексеев К.И. Самоучитель по развитию интуиции. М., 2000.

  5. Кохановский В.П. Философия для аспирантов. Ростов-на-Дону, 2002.

  6. Мегре В. Звенящие кедры России. М., 2001.

  7. Метлов В.И. Диалектика и современное познание / Философия и общество. 2005. № 4.

  8. Назаров И.В. История и философия науки. Екатеринбург, 2003.

  9. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, история, эволюция. М., 2000.


Тема 7. Научное познание и методология научного исследования (2 часа)


  1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

  2. Структура научного познания, его уровни и формы.

  3. Научные методы. Эмпирические, общелогические, теоретические методы.

  4. Рост научного знания. Научные революции. Сциентизм и антисциентизм.


Темы рефератов

  1. Научная революция в динамике культуры.

  2. Моделирование в научном познании.

  3. Гипотеза и ее роль в познании.

  4. Особенности технического и гуманитарного знания.


Рекомендуемая литература

  1. Войтов А.Г. История и философия науки. М., 2004.

  2. Добрунский М.Е. Единство научного знания – закономерность развития науки // Философия и общество. 2003. № 12.

  3. Концепции современного естествознания / Под ред. Борщова А.С. М., 2005.

  4. Кузьмина М.А. Метафора как элемент методологии научного познания // Социс. 2006. № 2.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  6. Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. 2003. № 4.

  7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

  8. Метлов В.И. Диалектика и современное научное познание // Философия и общество. 2005. № 4.

  9. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2002.

  10. Стеклова И.В. Научная рациональность: грани исследования // Философские науки. 2003. № 3.

  11. Философия науки / Под ред. Лебедева С.А. М., 2004.


Тема 8. Человек и общество (2 часа)


  1. Понятие общества. Сферы общественной жизни: материальная, социальная, организационно-управленческая, духовная.

  2. Идеалистическое и материалистическое понимание истории.

  3. Законы общества и законы природы.

  4. Социальная необходимость, свобода, ответственность.


Темы рефератов

  1. Социальное познание и мир повседневности.

  2. Человек в обществе. Общество в человеке.

  3. Соотношение природы и культуры в социальном бытии: естественное и искусственное.

  4. Субъективное и объективное в истории.

  5. Представления о законах общества в обыденном сознании людей.


Рекомендуемая литература

  1. Гудинг Д. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль, 2001.

  2. Давидович В.Е. Повседневность и идеология // Философские науки. 2004. № 3.

  3. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

  4. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.

  5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001.

  6. Кемеров В. Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001.

  7. Костин В.А., Костина Н.Б. Социальные изменения в концепциях исторического процесса // Социс. 2000. № 1.

  8. Миголатьев А.А. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2.

  9. Минюшев Ф.И. Феномен человеческого существования как константа // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6.

  10. Соколов С.В. Социальная философия. М., 2005.

  11. Социальная философия. Словарь / Под ред. Кемерова В.Е. М., 2003.

  12. Спасибенко С.Г. Человек, социосфера, социум // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5.

  13. Федоряк Л.Н. Роль активности в становлении нового качества жизни человека // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6.



Тема 9. Модели общественного развития (4 часа)


  1. Формационная модель общественного развития.

  2. Цивилизационная модель общественного развития.

  3. Социально-технологический и социокультурный детерминизм.

  4. Географический и демографический детерминизм.

  5. Глобальные проблемы человечества.

  6. Противоречивость общественного прогресса.


Темы рефератов

  1. Категория общественной формации и типы социальности.

  2. Цивилизация в историческом процессе.

  3. Концепции и специфика постиндустриального общества.

  4. Столкновение технологической и гуманитарной культур в современном обществе.

  5. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества.


Рекомендуемая литература

  1. Акопян А.С. Демография и политика // Общественные науки и современность. 2001. № 2.

  2. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии, 2002. № 5.

  3. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

  4. Замятин Д.Н. Географические образы мирового развития // Общественные науки и современность. 2001. № 1.

  5. История цивилизаций: Конспект лекций в схемах: Пособие для подготовки к экзаменам. М., 2001.

  6. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001.

  7. Кемеров В. Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001.

  8. Когай Е.А. Будущее человека в экологической перспективе // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 5.

  9. Миголатьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1.

  10. Назаретян К.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. Пособие для вузов. М., 2004.

  11. Попкова Н.В. Основные противоречия техносферы // Философия и общество. 2005. № 3.

  12. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество // Социс. 2000. № 4.

  13. Розин В.М. Диалог технария и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философские науки 2004. № 9.

  14. Социальная философия. Словарь / Под ред. Кемерова В.Е. М., 2003.


Тема 10. Духовная сфера общества и ее ценности (6 часов)


  1. Структура духовной сферы общества. Относительная самостоятельность общественного сознания.

  2. Право как особое выражение социальности. Правосознание, его структура и виды.

  3. Моральные и нравственные ценности. Происхождение и сущность морали. Мораль как регулятор поведения. Категории морали.

  4. Религиозно-философские идеи как мировоззренческая основа общества. Религиозные ценности.

  5. Эстетическое сознание и эстетические ценности. Искусство как эстетическая деятельность. Функции искусства.


Темы рефератов

  1. Индивидуальное и общественное сознание.

  2. Массовое сознание («психология толпы»).

  3. Обыденное сознание – первичная форма понимания мира.

  4. Факторы формирования и развития общественного сознания.

  5. Проблема равенства и справедливости.

  6. Мораль и право: сходства и различия.

  7. Взаимоотношение морали и политики.

  8. Религия как форма общественного сознания: содержание и сущность.

  9. Эволюция религии в современном мире.

  10. Эстетические принципы современного искусства.

  11. Искусство массовое и элитарное.


Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5.

  2. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / Социальные исследования. 2004. № 7.

  3. Гусейнов А. Философия, мораль, политика. Сб. статей. М., 2002.

  4. Давидович В.Е. Повседневность и идеология // Философские науки. 2004. № 3.

  5. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

  6. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001.

  7. Кемеров В. Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001.

  8. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. 2001. № 2.

  9. Козлова О.Н. Выбор морали // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5.

  10. Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура // Социально-гуманитарные исследования. 2001. № 2.

  11. Козлова О.Н. Социальные изменения в духовной жизни // Социально-гуманитарное знание. 2001. № 3.

  12. Кузнецов Д.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. 2004. № 3.

  13. Социальная философия. Словарь / Под ред. Кемерова В.Е. М., 2003.


Тема 11. Человек. Смысл человеческого бытия (4 часа)


  1. Проблема определения человека в истории философии.

  2. Природное, социальное, духовное как факторы развития человека.

  3. Человек как представитель сформировавшего его общества: личность и индивидуальность.

  4. Массы и личность в историческом процессе.

  5. Смысл жизни как интегральная характеристика человеческого бытия.

  6. Основные феномены человеческого бытия (свобода, судьба, время).

  7. Проблема смерти в духовном опыте человека.


Темы рефератов

  1. «Человек – мера всех вещей».

  2. «Наука о человеческой природе» (философская антропология).

  3. Человек и его место в мире.

  4. Кто пишет историю?

  5. Судьба человека как единство необходимости и свободы.

  6. Экзистенция как подлинное существование человека.

  7. Бессмертие: его виды и проблема его необходимости.

  8. Человек перед лицом смерти.

  9. Феномены человеческого бытия.


Рекомендуемая литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

  2. Волынская Л.Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни // Философские науки. 2002. № 3.

  3. Горбачев В.Г. Предпосылки становления и статус философской антропологии // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.

  4. Двадцать лекций по философии: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

  5. Ефремов И.И. Функции и роль авторитета как феномена социальной жизни // Философия и общество. 2005. № 1.

  6. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансинформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 1.

  7. Захваева А.Г. Девальвация личности: откуда черпать человеческое // Философия и общество. 2005. № 3.

  8. Катуржевская Т.Ю. Будущее – в наших руках // Философские науки. 2001. № 1.

  9. Кебина Н.А. Рождение смысла жизни через постижение смысла смерти // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4.

  10. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001.

  11. Кемеров В. Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001.

  12. Маслов В.П. Моделирование политических процессов и роль личности в истории // Социс. 2005. № 10.

  13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.

  14. Поликанова Е.П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2.

  15. Попов Г.А. Л.Н. Толстой и проблема смысла жизни // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4.

  16. Социальная философия. Словарь / Под ред. Кемерова В.Е. М., 2003.

  17. Спасибенко С.Г. Человеческое измерение социума // Социально-гуманитарное знание. 2000. № 3.

  18. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2.

  19. Чудиновский В.Э. Психологические составляющие смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...

История экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...

Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...

Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...

Методические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с

Методические указания для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей Тюмень 2008
С. Н. Трофимов, В. Б. Минаков. Политология: Учебно-методический комплекс для студентов технических специальностей. Тюмень: Издательство...

Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной...
В учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки...

Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета...

Методические материалы для студентов заочного отделения специальностей...
В учебном издании излагаются задачи, общие методические указания по изучению курса «Основы аудита», приводятся практические задания...

История экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru