Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы?

Краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы?



страница1/3
Дата публикации20.09.2016
ТипЛекция
100-edu.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3
ЛЕКЦИЯ 11

ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

До настоящего момента мы рассматривали макроэкономику (а также макроэкономическую политику) с точки зрения краткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы:

  • Может ли капиталистическая экономика полностью использовать имеющиеся ресурсы?

  • Что необходимо сделать для полного использования имеющихся в экономике ресурсов?

Долгосрочный анализ имеет целью выяснить:

  • Что мы понимаем под экономическим ростом?

  • Что необходимо для экономического роста?

  • Что представляет собой макроэкономическая политика экономического роста?

Теория экономического роста предполагает переход на новый уровень анализа: от сравнительной статики к изучению динамических процессов, то есть к долгосрочному анализу.

Модели экономического роста – это динамические модели, что математически выражается включением в их состав переменных с индексом t (время).

Теоретическая важность проблем экономического роста очевидна: без долгосрочного анализа представление об экономике в целом не будет полным. В этом проявляется значение теории экономического роста с точки зрения позитивного анализа. Но, как вам известно, в макроэкономике особое значение имеет нормативный анализ, который проявляется в тесной связи макроэкономики с макроэкономической политикой, одной из основных целей которой, наряду с обеспечением полной занятости, предотвращением инфляции и равновесием платежного баланса, выступает обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

  1. Понятие экономического роста и его измерение. Источники и факторы экономического роста.

  2. Кейнсианская интерпретация экономического роста: неокейнсианские модели экономического роста Е. Домара и Р. Харрода.

  3. Неоклассическая теория экономического роста. Модель экономического роста Р. Солоу.

  4. Макроэкономическая политика экономического роста.

1. Понятие экономического роста и его измерение. Источники и факторы экономического роста.

Понятие экономического роста и его измерение.

Строго говоря, экономический рост имеет место, когда растет уровень потенциального объема производства во времени. (Графически это может быть представлено как сдвиг кривой производственных возможностей вправо, или как сдвиг вправо кривой совокупного предложения в модели ADAS.)

Однако обычно под экономическим ростом понимают рост реального объема производства во времени.

Экономический рост можно определить двумя способами:

  1. как увеличение во времени реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства);

  2. как увеличение во времени реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства) на душу населения. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска (дохода) к численности населения.

Оба способа применяются для характеристики экономического роста, однако, для различных целей.

  • Если хотят сравнить экономический и военно-политический потенциал различных стран, то используют первый способ.

  • Для сравнения жизненного уровня населения (в разных странах или в одной и той же стране, но в разные периоды времени) применяют второй способ.

Однако какой бы способ ни использовался, измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста), в%:
Темп экономического роста = р. ВВП отчетного года – р. ВВП предыдущего года *100%

р. ВВП предыдущего года

или

(на душу населения) (на душу населения)

Темп экономического роста = р. ВВП отчетного года – р. ВВП предыдущего года *100%

р. ВВП предыдущего года (на душу населения)

Достижение высокого и устойчивого темпа экономического роста выступает одной из основных целей макроэкономической политики. Значение экономического роста заключается в его вкладе в экономическое процветание общества. Чем выше темп экономического роста, тем (при прочих равных условиях) больше благосостояние населения. Однако «прочие равные условия» отнюдь не равны в разных странах.

В связи с этим в настоящее время все большее значение приобретает проблемы, связанные с экономическим развитием.

Экономическое развитие – это сложный и многомерный процесс, включающий наряду с экономическим ростом глубокие изменения в технической, экономической, социальной и политической сферах.

Прежде чем использовать показатель экономического роста для анализа динамики благосостояния необходимо помнить о следующих ограничениях в связи с тем, что ВВП (а также ВНП, ЧНП, НД) недостаточно адекватно отражает жизненный уровень населения, так как:

  • включает в свой состав лишь объем продукции, измеряемый деньгами, и не отражает, например, рост свободного времени;

  • включает в себя затраты на оборону и полицию, рост которых сокращает долю ВВП, идущую на потребление;

  • появление новых товаров и услуг затрудняет долгосрочные сравнения.

Не все экономисты и тем более общественные деятели согласны с тем, что экономический рост желателен. Критики экономического роста признают, конечно, что он дает возможность обществу потреблять больше товаров и услуг, а также увеличивает объем предоставляемых общественных благ (медицина, образование и т.д.), повышая реальный уровень жизни. В то же время они подчеркивают, что экономический рост приводит к исчерпанию невоспроизводимых природных ресурсов и обострению проблемы загрязнения окружающей среды.

Однако большинство экономистов стоит на позициях признания экономического роста не просто как явления желательного, а как явления, которое необходимо всемерно поощрять. Поэтому необходимо выяснить, каковы источники и факторы экономического роста.

Источники и факторы экономического роста.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, пять из которых связаны с физической способностью экономики к росту:

  1. рост количества и качества капитальных благ (основного капитала);

  2. рост количества и качества рабочей силы;

  3. рост количества и качества природных ресурсов;

  4. эффективное использование факторов производства с тем, чтобы, повышая их производительность, максимизировать их вклад в расширение выпуска продукции;

  5. разработка и внедрение технически прогрессивных методов производства и новых продуктов (технологическая прогрессивность).

Последние два фактора особенно важны, если на экономическое состояние страны влияет международная торговля, усиливая значение конкурентоспособности для стран с высокой долей экспорта и импорта.

Все перечисленные факторы относятся к факторам предложения, и именно они определяют потенциал экономического роста.

Вместе с тем следует различать способность к росту и фактический рост. На степень фактической реализации потенциала экономического роста влияет еще один фактор:

  1. уровень совокупного спроса. Уровень совокупного спроса должен быть достаточно высок, чтобы полностью использовать растущие производственные возможности экономики.

Факторы предложения и факторы спроса в действительности тесно взаимосвязаны. Так, безработица обычно замедляет темпы роста основного капитала и рост расходов на научно-технические исследования. Наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и инвестиций могут стать главной причиной безработицы.

Общее представление о взаимодействии всех факторов роста может дать кривая производственных возможностей, которая представляет разнообразные варианты максимального объема производства разнообразной продукции при данном количестве и качестве природных, трудовых и капитальных ресурсов на основе данной технологии.

Увеличение любого из факторов предложения смещает кривую производственных возможностей вправо из положения ABCD в положение A1B1C1D1 (рисунок 11.1).

Рис.11.1

Y

Средства A1

производства B1

A

B C1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс часть 1 экономика организаций (предприятий)...
Предприятие самостоятельно решает, что и как ему производить, в каких целях и как использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы:...

Правила оформления рефератов (по материалам Краевой школы «Экспедиция к успеху») реферат
Реферат пишется на основе анализа, систематизации и обобщения работ ряда авторов имеющиеся знания по выбранной теме, содержит достаточное...

Правила оформления рефератов (по материалам Краевой школы «Экспедиция к успеху») реферат
Реферат пишется на основе анализа, систематизации и обобщения работ ряда авторов имеющиеся знания по выбранной теме, содержит достаточное...

Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс
Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать...

Ресурсы Шаблон «Визитной карточки»
Потребность в энергии в будущем будет возрастать, поэтому необходимо развивать все источники энергии и эффективно использовать энергетические...

2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Основная цель обучения по дисциплине «Экономика» – формирование экономического мышления и развития способности использовать знания,...

Законодательство Российской Федерации
'Internet-ресурсы' может быть полезен студентам и преподавателям в их учебной и научной деятельности. Он может служить стартовой...

Конспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...

«Теория и механизмы современного государственного управления» [Майоров Алексей Николаевич, email
Знание о законотворческом процессе, возможностях гражданина влиять на принятие изменений в нормативную правовую базу, умение использовать...

Задачи ответы на вопросы доклады

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru