Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Задачи статистической науки. Предмет статистики. Актуальность и место этой науки в современных условиях

Задачи статистической науки. Предмет статистики. Актуальность и место этой науки в современных условиях



страница1/6
Дата публикации24.03.2015
ТипДокументы
100-edu.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
Предмет и метод статистической науки.

  1. Предмет статистики. Актуальность и место этой науки в современных условиях.

  2. Основные категории статистики.

  3. Метод статистики.

  4. Задачи статистической науки.




  1. Предмет статистики. Актуальность и место этой науки в современных условиях.

Статистика как наука сформировалась в результате слияния двух самостоятельных направлений: немецкого описательного государствоведения и английской политической арифметики. С немецкой стороны основатели: Шлецер, Ахенваль и с английской стороны В. Петти (17-18 века).

Значительный вклад в развитие статистики внес Адольф Кетле (первая половина 19 века). Он соединил в одно две ветви. Во второй половине 19 века - земские статисты.

Начало 20 века – активное внедрение математики в статистику.

Статистика как наука изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной связи с их качеством.

Существуют два вида количественных закономерностей:

  • Динамические закономерности – характеризуют однозначную зависимость между причиной и следствием (характерно для естественных наук);

  • Статистические закономерности – характеризуют неоднозначные зависимости между причиной и следствием. Они проявляются только как тенденция в массовых явлениях.

Статистика как наука неразрывно связана с другими общественными науками (экономической теорией, финансами и кредитом, экономикой предприятий и т.д.). Она заимствует у этих наук основные экономические категории и опирается на фундаментальные законы этих наук. Со своей стороны статистика предлагает этим наукам целую систему статистических методов и обеспечивает их результатами анализов количественных закономерностей.

Статистика тесно связана с математической статистикой и теорией вероятности, так как сердцевину статистической методологии составляют методы математической статистики.
2. Основные категории статистики.

К числу основных категорий в статистике относятся:

  • Признак;

  • Статистическая совокупность;

  • Единица совокупности;

  • Вариация и др.

Признак – это свойство, характерная черта явления, подлежащая статистическому изучению. Признаки классифицируются:

  • Качественные (атрибутивные);

  • Количественные.

Качественные признаки – выражают существенное неотъемлемое свойство предмета. Противоположные качественным признаки называют альтернативными (например, мужчина – женщина).

Любой качественный признак можно свести к альтернативному (например, студент обучающийся на «отлично» – студент не обучающийся на «отлично»).

Признаки, отдельные значения которых различаются по величине, называются количественными (например, возраст, рост, вес).

Признаки, исходя из их значения для характеристики изучаемого явления делятся на существенные и несущественные. Деление это условное и определяется целью исследования.

Статистическая совокупность – это множество явлений, имеющих один или несколько общих признаков и отличающихся между собой по значениям других признаков.

Каждое отдельное явление, подлежащее статистическому изучению, называется единицей совокупности.

Объективность результатов статистического анализа зависит от степени однородности статистической совокупности. Качественно и количественно однородной считается совокупность, единицы которой имеют общие качественные признаки и близкие по значениям количественные (существенные) признаки.
3. Метод статистики.

В основе статистической методологии лежит диалектический метод.

Диалектика рассматривает явления во взаимосвязи и во взаимозависимости, в динамике, обнаруживает причинно-следственные связи, выделяет главное и второстепенное. Принципы, категории и законы диалектики нашли отражение в конкретных статистических методах.

Статистическим преломлением закона перехода количественных изменений в качественные является закон больших чисел, который лежит в основе статистической методологии. Он гласит, что статистическая закономерность может проявляться с достаточной очевидностью только при массовом статистическом наблюдении, а полученные выводы тем более надежны, чем многочисленней объект исследования.

Доказано, что индивидуальные случайные отклонения от некоторого закономерного для данной совокупности процесса или уровня явления при достаточно большом числе единиц совокупности взаимопогашаются. В результате обнаруживаются причинно-следственные связи или измеряется типичный уровень явлений.
4. Задачи статистической науки.

Задачи статистики можно условно разделить на две группы:

  • Постоянные (долговременные);

  • Актуальные.

Постоянные задачи:

  1. Обеспечить органы управления государством, регионами, отраслями и отдельными предприятиями своевременной полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решения;

  2. Информировать общественность о явлениях и процессах, происходящих в обществе.

Актуальные задачи формируются исходя из потребности общества и экономики на современном этапе:

Получение объективной информации о деятельности хозяйственных структур с учетом теневого сектора;

Создание автоматизированных баз данных о деятельности текущих хозяйственных структур с возможностью санкционированного доступа к ним для получения информации, необходимой для решения текущих хозяйственных задач;

Прогнозирование развития важных социально-экономических процессов и явлений;

Распространение выборочных обследований во всех секторах общественной и экономической жизни;

Проведение организационно-методологической работы по постепенному переходу на систему национальных счетов.
Организация статистики (как области практической деятельности).
Принципы:

  1. Это единая система организации статистики в стране. Это единая система показателей, единая методология их расчета, единая форма отчетности, единые сроки и формы их представления.

  2. Соответствие статистических органов государственному устройству и административному территориальному делению страны (то есть Россия, Есть Госкомстат).

  3. Увязка в единую систему показателей и форм бухгалтерской и статистической отчетности.

Есть статистическая комиссия ООН, которая осуществляет разработку международной статистической методологии и систем сопоставимых статистических показателей, осуществляет методическую и консультативную деятельность (помощь) органам ООН по вопросам сбора и обработки информации.

Исполнительный орган – статистическое бюро секретариата ООН.

Международный статистический институт – общественная организация, членами которой являются национально-статистические организации и наиболее видные ученые различных стран мира, которые занимаются обобщением научных исследований в различных странах мира.
Системы статистических показателей.

  1. Понятие статистического показателя. Сущность системы статистических показателей.

  2. Классификация статистических показателей.


1. Понятие статистического показателя. Сущность системы статистических показателей.

Статистический показатель – это качественно определенная переменная величина, количественно характеризующая объект исследования или его свойства. Качественную определенность обеспечивает набор признаков, содержащихся в его определении. Количественная определенность показателя связана с признаками места и времени.

В процессе развития экономики показатели видоизменяются, появляются новые показатели, ликвидируются ранее действующие.

Учитывая сложный взаимосвязный характер социально-экономических явлений, их нельзя охарактеризовать с помощью одного или нескольких разрозненных статистических характеристик. Необходима система взаимоувязанных статистических показателей, представляющих собой статистическую модель экономики и общества.
2. Классификация статистических показателей.

Статистические показатели делятся на однородные группы по различным признакам.

По степени охвата совокупности:

  • Индивидуальные;

  • Групповые;

  • Общие.

В зависимости от того, каким образом статистический показатель характеризует изучаемую совокупность:

  • Абсолютные;

  • Относительные;

  • Средние.

Абсолютные характеризуют масштабы, объем изучаемого явления, различают:

  • Натуральные;

  • Денежные;

  • Трудовые.

Натуральные характеризуют объект в натуральных единицах измерения. Для соизмерения объектов с различными потребительскими свойствами применяют условно натуральные единицы измерения. Пересчет в натуральные показатели осуществляется с помощью коэффициентов, характеризующих отношение фактических потребительских свойств товара к некоторому условному эталону. Иногда пересчет осуществляется применительно к товарам, выпущенным в различных по объему упаковках. Система условно натуральных показателей преобладала в административно-командной экономике.

Денежные – показатели в денежном измерении.

Трудовые – показатели применяются для измерения затрат труда, производительности труда, потерь рабочего времени.

Относительные показатели – представляют соотношение двух и более статистических характеристик, измеряется в коэффициентах, процентах. Виды:

Относительные величины динамики (показывают изменение явления во времени) – это частное отделение текущего отчетного показателя на значение аналогичного показателя в прошлом:

  • Базисные;

  • Цепные.

Базисные в качестве базы сравнения один и тот же уровень показателя в прошлом .

Цепные – отношение текущего показателя и показателя предыдущего периода .

Между цепными и базисными относительными величинами динамики существует определенная взаимосвязь. Базисная относительная величина динамики равна произведению цепных относительных величин динамики, взятых в виде коэффициентов за весь анализируемый период.



Относительная величина планового задания , где - планируемый уровень, - предплановый уровень.

Относительная величина выполнения плана , где - фактический или отчетный показатель.

Произведение относительной величины выполнения плана на относительную величину планового задания дает относительную величину динамики.



Относительная величина структуры показывает отношение части к целому (доля) , где - часть, - целое.

Относительная величина координации показывает соотношение частей целого между собой .

Относительная величина интенсивности – это соотношение двух разнородных величин .

Чаще всего эти величины используются для характеристики интенсивности производства, потребления какого-либо товара.
Статистическое наблюдение.

  1. Понятие статистического наблюдения и его место в статистическом исследовании.

  2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.

  3. Классификация видов статистического наблюдения.

  4. Ошибки наблюдения. Пути повышения точности статистического наблюдения.




  1. Понятие статистического наблюдения и его место в статистическом исследовании.

Статистическое исследование можно условно разделить на 3 этапа:

  1. Непосредственный сбор данных или статистическое наблюдение.

  2. Сводка и группировка статистических данных.

  3. Статистический анализ, то есть исследование статистических закономерностей, то есть обнаружение взаимосвязей, выявление тенденций развития явления во времени.

Все этапы связаны между собой. Опытный исследователь начинает сбор данных, заранее предполагая, как он их будет обобщать, и какие закономерности могут быть выявлены в результате исследования.

Не всякий сбор данных – это статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдение – это научно-обоснованный планомерно-организованный и, как правило, систематический сбор данных о процессах и явлениях общественной жизни.

Информация, полученная в ходе наблюдения должна быть полной, достоверной и отвечающей цели исследования, то есть только то, что нужно.


  1. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.

Основные категории:

  1. Объект наблюдения – статистическая совокупность, о которой должны быть собраны интересующие исследователя данные.

  2. Единица статистического наблюдения – это составной элемент объекта наблюдения, который подвергается исследованию. Каждая единица должна обладать набором признаков, которые регистрируются в процессе наблюдения.

  3. Программа статистического наблюдения – перечень признаков подлежащих регистрации. Программа должна включать наиболее существенные признаки исходя из цели исследования и качественных особенностей объекта наблюдения. Программа должна быть предельно лаконична, так как включение каждого дополнительного признака увеличивает затраты на сбор и обработку информации прямо пропорционально числу единиц наблюдения. Для оставления программы необходимо хорошо знать специфику объекта наблюдения. Составляя программу необходимо одновременно продумать план обработки информации, готовить макеты сводок и статистических таблиц.

  4. Для регистрации собранных данных используется формуляр – специально подготовленный бланк, имеющий обычно титульную, адресную и содержательную части. В титульной части содержится наименование обследования, организация, проводящая обследование, и кем и когда утвержден формуляр. Адресная часть содержит наименование, местонахождение объекта исследования и др. реквизиты, позволяющие его идентифицировать. В зависимости от построения содержательной части различают два вида формуляра:

  • Бланк-карточка, который составляется на каждую единицу наблюдения;

  • Бланк-список, который составляется на группу единиц наблюдения.

У каждого из формуляров есть свои достоинства и недостатки.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематика рефератОВ
Криминология как отрасль обществознания. Предмет, функции и значение криминологии как науки в современных условиях

Программа Всероссийского обучающего семинара «Организация деятельности...
Министерства образования и науки Российской Федерации проводит с 14 по 17 марта 2011 года Всероссийский обучающий семинар для руководителей...

Программа Всероссийского обучающего семинара «Организация деятельности...
Министерства образования и науки Российской Федерации проводит с 14 по 17 марта 2011 года Всероссийский обучающий семинар для руководителей...

Тема введение 8 ч
Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая....

Образовательная программа образовательного учреждения как общественный...
Модуль Актуальность развития общеобразовательной школы в современных условиях

Раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного знания...
Навыки студентов по окончанию курса: выработка навыков анализа науки как социокультурного феномена в рамках различных стратегий,...

Рабочая программа по дисциплине Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
Цели и задачи дисциплины: Освоение теоретических основ современных химических методов анализа, аналитических методик и приемов, статистической...

Федеральное агентство научных организаций министерство образования и науки российской федерации
Место и специфика истории технических наук как направления в истории науки и техники

Список использованной литературы 6
В современных условиях актуальность вопросов ценообразования существенно возрастает. От правильности установления цен во многом зависят...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных бакалаврами и специалистами...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru