Рефераты   Доклады  Документы  
Курсовая работа  
Лекции  
Литература  

Методическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»

Методическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»



страница1/3
Дата публикации09.12.2014
ТипМетодическая разработка
100-edu.ru > Экономика > Методическая разработка
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

ФГАО ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт экономики и финансов

Кафедра экономической теории

Учебно - методическая разработка

По дисциплине «Макроэкономика»

Для подготовки магистров

По направлению 080100 – «Экономика»

Казань 2013

Обсуждено

На заседании кафедры

_______ 2013 г.

Протокол № ___

Составитель: д.э.н., проф. Мальгин В.А.

Рецензенты: к.э.н., доц. Гоцуляк И.Ф.

к.э.н., доц. Абдуллин И.И.

Учебно - методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО третьего поколения для подготовки магистров по направлению 080100 «Экономика».

К каждой теме предлагаются вопросы для обсуждения на практическом занятии, а также различные задания для самостоятельной работы. Особое внимание уделяется рассмотрению дискуссионных проблем, базовым понятиям. Это должно способствовать лучшему освоению магистрантами изучаемых тем.

В учебно - методической разработке важное место занимает решение кейсов и задач. В процессе изучения данного курса магистранты должны научиться творчески применять теоретические знания для ответов на конкретные вопросы. В ряде случаев задачи составлены таким образом, чтобы был материал для дискуссий, интеллектуального состязания, выявления различных точек зрения.

В разработке даны темы для написания рефератов и экономического эссе.

Для подготовки к занятиям и самостоятельной работы над заданиями к каждой теме указана литература.

Тема 1. Национальная экономика: результаты и их измерения.

Семинар 1.

  1. Особенности макроэкономического подхода к исследованию процессов и явлений. Ключевые макроэкономические проблемы российской экономики.

  2. Макроэкономические модели: а) модель «затраты – выпуск» В. Леонтьева; б) модель кругооборота потоков. Межотраслевой баланс (МОБ) и его практическое значение.

  3. Понятие системы национальных счетов.

  4. Основные показатели СНС: ВП, ВНП, ЧНП. Способы измерения ВНП: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости. Дефлятор ВНП.

I Основные понятия.

Составьте пары из определений и понятий:

1.Промежуточный продукт

А

Сумма всех произведенных благ за год, создаваемых в отраслях материального производства.

2.Валовый внутренний продукт (ВВП)

Б

Суммарный объем национального производства всей совокупности продуктов и услуг, произведенных в стране в течении года.

3.Система национальных счетов (СНС)

В

Продукт, используемый в течении года в процессе производства.

4.Чистый экспорт

Г

Рыночная стоимость всех частных товаров и услуг.

5.Валовый общественный продукт

Д

Разница между экспортом и импортом.

6.Совокупный общественный продукт

Е

Совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода.

7.Номинальный ВНП

Ж

ВНП за вычетом амортизации.

8.Реальный ВНП

З

ВНП в текущих ценах, сложившаяся на момент его расчета.

9.Чистый национальный продукт

И

Отношение номинального ВНП к дефлятору.

II Вопросы для дискуссий.

  1. Назовите основные цели макроэкономики.

  2. Какие основные макроэкономические субъекты Вы можете назвать?

  3. В чем отличие макроэкономического анализа от микроэкономического?

  4. Какая методика подсчета ВВП предпочтительна для российской экономики и почему?

  5. Почему необходимо учитывать рост населения и уровень цен при изучении показателей изменений уровня ВВП?

  6. Как учитываются при начислении национального продукта товара и услуги, не поступающие в рыночный оборот?

  7. Объясните закон Оукена.

III Кейсы и задачи.

  1. На основе приведенных ниже данных определите величину ВНП и ЧНП по статьям расходов (в условных денежных единицах):

1)Государственные расхода (закупки) товаров и услуг

60

2)Конечное потребление населения (личные потребительские расходы)

230

3)Доходы от собственности

80

4)Пророст запасов материальных оборотных средств

34

5)Амортизационные отчисления

25

6)Дивиденды

10

7)Заработная плата наемных работников

200

8)Косвенные налоги на бизнес

15

9)Чистые внутренние инвестиции

28

10)Трансфертные выплаты

10

11)Налоги на доходы корпораций

28

12)Поступление процентов от вложенного капитала

10

13)Прибыли корпораций

50

14)Личные сбережения граждан

15



  1. Рассчитайте объем реального ВВП на основе данных, представленных в таблице:



Год

Номинальный ВВП (млрд. долл.)

Дефлятор (в%, 2002 = 100)

Реальный ВВП

2000

1700

50




2003

2100

70




2004

3200

100




2006

4800

120






  1. На основе приведенных данных определите величину добавленной стоимости и заполните соответствующий столбец.

Стадии производства

Выручка от реализации

Добавленная стоимость

1.Овцеводческое предприятие

50




2.Шерстеперерабатывающее предприятие

100




3.Швейное предприятие по пошиву шерстяной одежды

200




4.Предприятие по оптовой продаже одежды

250




5.Предприятие по розничной продаже одежды

300




IV Темы для экономического анализа, рефератов.

  1. Макроэкономические пропорции российской экономики.

  2. Переход российской экономики на СНС.

  3. Изучите какую-либо главу из монографии иностранного автора и прокомментируйте ее на практическом занятии.

Литература:

  1. Парасевич Л.С., Гребенков П.И., Мусский А.И. Макроэкономика: Учебник – М.: Юрайк – издат-во – 2011. Гл.2

  2. Агатова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/М.: Дело и Сервис – 2002 – гл.2

  3. Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика/ Пер. с англ. – МГУ – 1994 – гл.9

  4. Долан Э. Макроэкономика/ Пер. с англ. – 1994 – гл.9

  5. Макроэкономика – теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной – 2005 – Введение, гл.1

  6. Верранов Г.С., Вечранова Г.Р. Макроэкономика/ Учебник – Санкт-Петербург – 2004- гл.1.

  7. Капканщиков С.Г. Макроэкономика. Изд. «Кнорус» - 2010 гл. 1,2.


Тема 2. Модели динамики инфляции и безработицы.

Семинар 2.

  1. Теоретические подходы к моделированию инфляционных процессов. Модель Фридмана.

  2. Модель динамики инфляции. Проблемы борьбы с инфляцией.

  3. Возможности инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. Модель Бруно – Фишера.

  4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филинса, ее модификация.

I Основные понятия.

Составьте пары из определений и понятий.

1

Инфляция

А

Проявляется в смещении совокупного спроса вправо

2

Дезинфляция

Б

Отношение цены потребительской корзины

3

Дефляция

В

Индекс цен, рассчитываемый для изменяющегося набора товаров.

4

Индекс потребительских цен

Г

Индекс цен, рассчитываемый для изменяющегося набора товаров.

5

Индекс цен

Д

Замедление темпов роста цен

6

Дефлятор ВВП

Е

Отношение цены текущего года к цене базисного года

7

Стагфляция

Ж

Проявляется в смещении совокупного предложения влево вверх

8

Индекс Ласпересе

З

Рост общего уровня цен в стане

9

Индекс Пааше

И

Процесс, обратный инфляции

10

Инфляция спроса

К

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП

11

Безработица

Л

Сохранение длительное время… отдельных макроэкономических мероприятий препятствующих возврату к естественному уровню безработицы

12

Фрикционная безработица

М

Если фактический уровень безработицы выше собственного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВП от потенциального составляет 2,5%

13

Закон Оукена

Н

Часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени



II Вопросы для дискуссий, контрольных работ

  1. В чем состоит суть монетарного и немонетарного взглядов на природу инфляции.

  2. Причины российской инфляции и способы ее преодоления.

  3. В чем Вы видите различия между умеренной, галопирующей и гиперинфляцией.

  4. Что чему предшествует при развертывании инфляционных процессов: а) рост денежной массы предшествует росту цен; б) рост цен предшествует росту денежной массы.

  5. Можно ли рассматривать НТП в качестве основной причины безработицы, мотивируя это утверждение тем, что развитие техники вытесняет живой труд из сферы производства?

  6. Почему в современной России увеличился спрос на услуги юристов и специалистов по рекламе?

  7. В чем состоит явление «инфляционной инерции»? Как наличие инфляционной инерции может отразиться на антиинфляционной или стабилизационной политике.

III Кейсы и задачи.

Рассчитайте на основе данных, представленных в таблице уровень инфляции в России для каждого периода. Используя «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Определите процентное изменение реального дохода (учесть, что в декабре 2008 года номинальный доход составил 7,1 трлн. руб.)

Динамика цен на потребительские товары и номинальные доходы в России.

Показатели

2009

2010

2011

Индекс потребительских цен (на конец года, рассчитывается по отношению к предыдущему году)

940

320

230

Номинальный доход, трлн. руб.

79.9

364.8

942.4

Литература:

Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной 2005, тема 5.

Агатова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика/Учебник – М.: Дело и Сервис. – 2002 – гл.3.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 6-е издание СПб.: Питер, 2004, с 116-133

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика./Пер. с англ. – МГУ, 1994, гл.2.

Макконелл К., Брю С. Экономикс./Пер. с англ. – М.: 1991.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»

Методическая разработка для проведения семинарских, индивидуальных...
Методическая разработка предназначена студентам, изучающим дисциплину «Финансы». Вопросы и задания к соответствующим темам, разработанной...

Методические указания учебно-методическая разработка по курсу «Французский язык»
...

Методическая разработка тема «Слизистая оболочка полости рта как входные ворота инфекции»
Методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных и клинических дисциплин Московского областного медицинского...

Методическая разработка (пособие) по организации самостоятельной...
...

Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945

Методическая разработка бинарного урока по теме «Технология приготовления...
Методическая разработка выполнена в соавторстве преподавателями гбпоу кк втпп божко Т. М., Ковалевой И. К

«Методическая ярмарка: Новые стандарты инновационные модели» Номинация Методическая разработка

Методическая разработка открытого урока по теме «идентификация и фальсификация чая»
Методическая разработка предназначена как для проведения урока по дисциплине «Товароведение и экспертиза качества потребительских...

Методическая разработка по мдк 08. 01 По теме: «виды теста, их характеристика»
Методическая: Сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016

контакты
100-edu.ru
100-edu.ru